Объемный, бинауральный слух. Стерео?

Уши — парный орган. И человек должен слышать бинаурально, что фактически означает то, что половины одним ухом не услышать: обязательно нужно слышать двумя ушами. Но, как бы это взять и ощутить? Моно или стерео?

Уже давно прошли те времена, когда каждый человек встречался с монофоническим вариантом музыки, звучания. Современное телевидение — и то уже в стерео. Но, чем так может пригодиться понимания разницы между моно и стерео?

Не стоит уходить в крайности: у человека всего два уха, потому попытка сделать больше каналов, чем 2 — не приводит к чему-то ужасно невероятному. Да и в контексте падений слуха — это не столь интересно. А вот разница между одним каналом и двумя — катастрофическая. Фактически, когда говорят про монофонический звук — это означает, что есть всего один сигнал, куда можно записать много голосов, инструментов. Но он будет всё равно единственным каналом записи. Когда же есть в наличии стереофонический формат — уже есть 2 канала.

В реальной жизни практически невозможно услышать одинаковый звук и левым, и правым ушами вместе. Должна возникнуть чрезвычайно искусственная ситуация, чтобы это действительно произошло. А значит, информация от звуков слева и справа — должна быть хотя бы немного разной. И даже разница в несколько децибел (ведь есть же расстояние между ушами, что меняет дистанцию до источника звука) — сильно влияет.

Например, можно взять запись одной скрипки или гитары, или голоса одного человека. Может показаться, что раз единственный источник звука — то и второй канал не нужен. Но, это не совсем так. В реальной жизни всегда должна быть разница. И далее уже мозг эту разницу обрабатывает.

Потому, дабы понять разницу как слышать двумя ушами, бинаурально или толком одним ухом — стоит взять и послушать монофоническую запись. Громко, даже с отличной колонкой или колонками. Но всего один канал. А потом — попробовать стерео. 

Этот опыт покажет наглядно два крайне неприятных факта. Во-первых, окажется, что социально приемлемо слышать не просто непритязательно, а скорее плохо: многие могут не заметить разницы. Во-вторых, выяснится, что предельно важно слышать отлично именно высокие частоты, которые толком никогда не учитываются при оценивании состоянии слуха врачом.  





5 ответов на “Объемный, бинауральный слух. Стерео?”

  1. […] Фактически всякий раз удивляет именно то, что слышно не просто супер качественно. А просто невероятно классно во всём диапазоне. Если низкие частоты в виде вибрацией найти в жизни относительно легко. То ужасно странно услышать не меньше ещё и по высоким частотам, которые дают стереоэффект. Вернее, возможность слышать бинаурально. […]

  2. […] Крайне регулярно мне задают вопросы про слух. И их можно объединить в один, глобальный: я прочел/увидел/услышал некую идею про слух или сходил к врачу —  и вот спешу поделиться. Но, почему эти вопросы однообразны? Слух падает! На сегодня уже очень давно нашли способ объективно узнать состояние слуха. И базовая проверка —  это аудиометрия. И в норме она должна быть ровной линией до 15дБ, как вот на графике. А бывает слух и выше нормы. А ещё важно проверить и до 20000Гц, но до этого никому обычно дела нет: не взирая ни на что, врач в любой части мира оценивает состояние слуха до 4000Гц, т.е. исключая оценку слышимости высоких частот вовсе (передаем привет бинауральному слуху). […]

  3. […] Как только человек задумывается про действительно высокие частоты, то оказывается, что их как-то…маловато в жизни. И тут же есть ощущение, что услышать действительно звук около 14000Гц или 18000Гц —  толком и негде. Вроде бы, это даже почти правильное утверждение. Но, есть нюансы. Для начала нужно вспомнить два момента. Во-первых, и правда, чем выше частота — тем хуже она распространяется в пространстве (известный закон распространения звуков). И потому и сдалека (метров с 50-100), если слышно пусть машину или собаку, —  то вероятнее всего до 1000-2000Гц. Во-вторых, нужно помнить, что реальные звуки — это не ровно какая-то частота, как бы сумма звуков во всем диапазоне. Даже если записать протяжное «О-о-о-о-о» на диктофон и посмотреть на запись в плане частот —  будет задействована не столь маленькая часть диапазона. Или, что правильнее сказать, будут разнообразные гармоники/обертона от этого звука. Получается, что вроде бы, многие звуки —  довольно низкочастотны. Но, когда человек попадает в помещение, то звуки отражаются. Как яркий пример: многие терпеть не могут ковра на полу и тем более на стене — а без мягкого покрытия —  будет эхо в комнате. Но, интересно то, что отражение звуков есть и на улице. Пусть есть некий проспект. Тут же есть довольно ровная дорога, стоят дома. У домов есть некие ячейки в виде окон (которые уходят чуть вглубь относительно всего здания). Здания довольно высокие. И тут же яркий пример: пусть ужасно пищит машина при торможении. И это может быть слышно и с 30-40 метров на действительно высоких частотах. Без шуток, можно услышать свыше 12-14кГц, хотя обычно даже в 2-3 метрах от звукового события уже едва ли слышны такие звуки. Кстати, один из вариантов сделать слух лучше в этой части диапазона — это замечать стереоэффект, направление звучания, как слышен звук в зависимости от расстояния. Например, если идёт трасса через поля зимой. И в одном случае всего по одной полосе и дорога узкая. А в другом случае —  по 3 полосы в каждую сторону. И только этого хватает, чтобы слышно было радикально иначе и больше высоких частот сохранялось. Отсюда получается, что каждый человек бывает в разных помещениях. Конечно же, если помещение громадное —  там не супер с высокими частотами. Зато всегда можно заметить разницу, контраст. Но оказывается, что и просто на улице, в торговом центре можно заполучить прекрасную нагрузку. Есть много источников звуков. И даже человек с несмазанной тележкой — это прям невероятная нагрузка на высокие частоты. Безусловно, если вообще задаться целью получить гармоничную нагрузку во всем диапазоне —  то музыка выиграет. Но, интересно то, что каждого человека каждый день окружают высокие звуки, даже не вблизи. Пройти по переходу, метро или просто улица с домами —  это крайне интересные перемены в звуках. И как раз именно высокие частоты и подобные ощущения крайне важны как таковые: фактически это и есть основа бинаурального слуха.  […]

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *