Рекомендации со слухом №41. Сильная тугоухость с детства с диапазоном до 20кГц

Ко мне обратилась женщина, 37 лет. Падение началось примерно лет с 5, сразу же полноценная вторая степень без всяких на то веских причин. Затем слуховой аппарат и масса сложностей из-за слуха всюду. На сегодня слух используется довольно мало: работа позволяет минимально задействовать, в остальных ситуациях можно положиться на зрение. В наличии есть пара слуховых аппаратов, но они не используются. Беспокоит снижение слуха, шум. Также есть общее стремление избегать громких звуков.

Напоминаю, что на сегодня действует акция: если мне прислать всю необходимую информацию — то я в полном объеме публикую все рекомендации для начала исправления слуха. Все опубликованные подобные рекомендации (для конкретных случаев) можно увидеть по ссылке.

Отмечу несколько важных моментов для данного случая. Во-первых, сразу же интригует ситуация с наличием шума. Дело в том, что обычно, если падение началось лет до 6-7 — у людей не шумит: мозг не успевает привыкнуть к нормальному слуху. Впрочем, это подтвердилось: если оставить сам факт падения в стороне — слух выше нормы. Во-вторых, категорически не стоит избегать громких звуков. В таком случае — пропадает нагрузка на слух. И мозг отвыкает слухом пользоваться. В-третьих, нужно учесть, что, если четвертую степень тугоухости сдвинуть до третей или даже второй, — всё равно в быту будет слышно плохо. Потому, замечать разницу в прогрессе — нужно обязательно объективно. Иначе такие падения не сдвинуть. В-четвертых, стоит понимать, что основная проблема — это грандиозный опыт использования только плохого слуха.

В наличии есть пара замеров. Свежий и 10-летней давности (по которому настроены СА, которые не радуют своей работой). Начнём со свежего.

41_2017.jpg


Замер от 10 марта 2017. Видим диагноз, с которым трудно не согласиться: смешанный тип тугоухости четвертой степени на оба уха.

Начнём с правого уха. Костная проводимость начинается с 20дБ падения на 125Гц и доходит до 60дБ на 1кГц. Далее — находится в диапазоне 45-55дБ. Смотрим на воздушную проводимость. Она почти в точности повторяет костную проводимость, но на 20-30дБ хуже. Фактически, во всём диапазоне увеличенный костной-воздушный интервал: вместо нормы до 5дБ — до 30дБ.

Левое ухо. По какой-то причине не проверили точку 125Гц. Стоит обратить внимание, что на правом ухе — тоже нет точки в 250Гц. Странность замера, ошибка. Но, ситуация в целом ясна. Вновь 250Гц — около 25дБ, далее падает до 70дБ на 1кГц. Остальные точки чуть выше, кроме явного улучшения около 4кГц — всего 45дБ падения. Воздушная проводимость почти копирует…как ни странно правое ухо. Костно-воздушный интервал (КВИ) тут хоть и есть, но не такой большой на частотах от 500Гц и больше. Максимальный КВИ — 50Дб на 250Гц.

Как можно увидеть, с двух сторон воздушная проводимость часто доходит до 80дБ. Потому, строго 4я степень. Но, правое ухо — вполне позволяет слышать близко речь. Также, стоит отметить, что КВИ всегда любит "гулять", потому нередко вместо 4й степени — в наличии есть около 3й степени: это заметно по расстоянию с которого что-то слышно, порой оно меняется.

Больше всего поражает, что за столько лет хорошо слышно 8кГц. Я попросил дома проверить, слышно ли до 20кГц. Оказалось, что при большой громкости — слышно! Это очень поражает. Спустя столько лет падения и явного неиспользования слуха. Также интересен тот факт, что в таком возрасте обычно 20кГц уже не слышно. А тут всё наоборот: хорошо! Это даёт надежду на возможность довольно быстрого улучшения. Дело в том, что основная проблема — это грандиозный опыт плохого слуха.

41_2002.jpg

А вот и прошлый замер. Увы, довольно трудно понять, но, кажется, он от 13 мая 2002 года. В любом случае, ему не менее 10 лет, что и интересно. Замечаем, что ситуация осталось близкой по костной проводимости. Можно сказать, что совсем чуточку лучше было раньше. Основная же разница — в костно-воздушном интервале. А также интригует тот факт, что тогда правое ухо слышало почти в норме частоту в 8кГц. Впрочем, это вновь подсказывает нам про очень хорошие возможности слуха изначально. Фактически, в наличии падение "галочкой", где самая худшая точка примерно 1кГц. Остальное — сугубо опыт. Дело в том, что тяжело плохо слышать речевой диапазон и при этом — хорошо слышать басы с высокими частотами. Потому, мозг плавно выравнивает линию в сторону ухудшения. Цель исправления — выровнять в лучшую сторону. Стоит отметить, что за годы падение минимально прогрессировало.

Что же делать?!
Фактически, для начала нужно устранить КВИ и сделать легкий акцент на высокие частоты. Остальное — плавно пойдёт. Самое сложное в таких исправлениях — сдвинуть с места. Как только будет заметен прогресс – только тогда стоит делать новые акценты.

Для начала важно нагрузить работой слух. Дело в том, что сама суть КВИ — это, грубо, неправильное управление ушами. Фактически психика привыкла неверно адаптироваться к окружающей звуковой ситуации. Для этого идеально подойдёт прослушивание музыки с помощью колонок. Дело в том, что они дают одновременно и костную, и воздушную проводимость, тем самым вынуждая прийти КВИ к норме. Стоит при возможности постараться слушать хотя бы суммой минут 30-40 в день музыку именно с помощью добротных мощных колонок. Это будет довольно громко, но можно поставить колонки вблизи для уменьшения шума для соседей.

Очень важно всегда менять громкость. Скажем каждые несколько минут. Например, будет крайне необходимо слушать плеер или с помощью телефона музыку. И постоянно сравнивать. Послушать музыку на максимуме, а потом чуть ниже. И сравнить разницу в деталях. Зачастую громкость нужна будет и правда почти максимальная. Также важен акцент именно на высокие частоты, свыше 4кГц. Стоит попытаться настроить так эквалайзер или просто обращать внимание специально на тарелки барабанов, детали звучания, "тонкие звуки".

Не стоит бояться громких звуков. В общем-то, падение доходит до 80дБ. А любые наушники дают максимум 90-95дБ. Потому, дабы полностью нагрузить работой слух хватит громкости чуть меньше максимума. Что вполне нормально и для здоровых людей. Необходимо в сумме хотя бы часа-полтора в день слушать. Можно ТВ, фильмы или просто музыку. Отлично будет чередовать колонки с наушниками.

Характер падения таков, что хуже всего будет разбираться речь. Потому, стоит всегда стараться на улице или дома, даже слушая музыку — обращать внимание на детали звуков, а не всеми силами понимать суть слов. Также постоянно нужна звуковая фиксация событий. Скажем, отрываете дверь ключом – на мгновение это заметить. Шум воды или пожарить что-то на плите. На улице есть не так и мало звуков. Важно находить звуки как вблизи — так и вдали. Характер падения таков, что порой будет слышно не только на несколько метров — но и на метров 10-20, если что-то громкое.

Стоит отметить, что все попытки звуковой фиксации событий или прослушивания музыки — лучше делать "по пути". Скажем, идти в наушниках на работу, убирать дома под музыку. Или полежать и посмотреть фильм с помощью колонок.

Будет отлично, если получится каждый день хотя бы минут 5 брать и общаться близко с человеком. Будет удобнее, если голос мужской. Нужно найти комфортное расстояние, чтобы было легко слышать. И стараться делать акцент не только на сути слов — но и деталях голоса, интонации. Но, не кричать — а просить уверенно и четко говорить, можно на каждое ухо почти впритык.

Если возникает какая-то важная ситуация — то надевать слуховые аппараты. Тем более, в них старая программа. Дело в том, что все СА работают по воздушной проводимости. Так что, запас для исправления слуха в аппаратах есть. Не стоит себя мучить и, если нужно что-то важное услышать, стоит надевать СА. В общем-то, было бы неплохо их вообще почаще носить. Но, это не настолько критично.

При плохом слухе всегда есть привычка додумать то, что не услышано. Потому, как только будет заметен момент внутреннего диалога — нужно резко переключить себя на реальные звуки. Аналогичная ситуация и с шумом. Не нужно его изучать — а сразу перевести внимание на реальные звуки. В самом худшем случае — просто щелкнуть пальцами у уха.

Общая задача раз 50-100 в день делать акцент на звуки. Просто 2-10 секунд внимания. Не столь важно насколько хорошо будет услышано. Важна сама попытка. Ещё и ещё. И записывать. Важно заметить насколько меняется шум. Не его наличие — а именно изменение. Методично нужно пытаться и записывать самые интересные ситуации. Музыка же нужна просто как эквивалент слуховой нагрузки, которой сильно не хватает при таком падении.

Также наличие КВИ — всегда даёт массу поводов для сомнения плюс шум. Порой даже, когда шумит сильнее — речь слышна лучше. Важно в такие моменты — просто методично пытаться. Важно часто делать попытку нагрузить слух. Общая цель — быть как здоровый человек. Здоровый человек безусильно слышит массу звуковых деталей и таким образом естественно тренирует слух. Тут же задача — вернуть стандартный ход событий: привычку замечать и использовать реальные звуки. Ожидаемо, что вначале из 1000 попыток — более-менее удачными будет всего 40-100. Затем плавно всё больше и больше. Потому, нужно сознательно практически пообещать себе, что даже в плохие дни — неустанно двигаться.

Эмоционально самый плохой момент в таком падении — это именно движение КВИ. Воздушная проводимость всегда использует костную. В силу того, сам перевод звуков не мощных с помощью воздушной проводимости в костную — не идеален, то разница между проводимостями обычно 2-5дБ. Когда же в наличии больше этого значения — то это указывает на ошибку в пользовании слухом. А следствием этого является шум и общая неуверенность, отсутствие наслаждения от прослушивания звуков. Легкая мутность звучания.

Отличным вариантом будет всегда фиксировать расстояние, с которого слышно знакомые звуки. По началу порой +10-20см — будут казаться чем-то волшебным. Это момент, который позволит привнести объективность. Точно также можно стараться замерять как слышно высокие частоты. Замерять какая громкость нужна для 20000Гц или 19000Гц и какая для, скажем, 13000Гц. И сравнить каждые несколько дней. Обычно спустя несколько недель можно будет заметить, что громкость на компьютере или телефоне нужна уже чуть меньшая.

Очень удобно будет замечать, что в зависимости от громкости при просмотре ТВ или прослушивания музыки – появляются или исчезают новые детали. Будет хорошо найти несколько аудиозаписей и сравнивать в разные дни какой минимум громкости нужен, чтобы все детали были слышны, не ускользали. Порой этот параметр может поменяться за пару минут.

Спустя примерно 2 месяца нужно будет обязательно сделать повторный замер слуха (тональную аудиометрию), дабы увидеть что, как и где сдвинулось, стало лучше. Скорее всего, костно-воздушный интервал начнёт приходить в норму. Но, точно будут ещё какие-то нюансы.

Обычно серьёзное падение можно свести до 1-2 степени тем, что избегать явных ошибок и вернуть себе привычку полагаться на слух, замечать звуковую картину вокруг. Далее уже можно будет выделить какие-то детали, чтобы сделать нужные акценты.

Пожелаем успехов в исправлении!

Обращайтесь!

41_1.jpg

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *