Чуть менее года назад начался шум в ушах. Как это обычно и бывает, больше всего тревожит именно тиннитус, который не удаётся стабильно чем-то замаскировать. Хотя, ситуация на данном этапе ещё подвижна: порой шумит несколько меньше. К сожалению, в данной ситуации придётся работать без аудиограммы, полученной у врача, т.к. очень сложно её получить «на руки». А с другой стороны — падение пока касается лишь высоких частот, что формально не является полноценной тугоухостью (высокочастотное падение слуха). Тем более, что есть солидная разница между ушами.
Несколько важных моментов для данного случая:
1. Важно понимать, что и правда текущего состояния слуха действительно хватает хорошо слышать речь, социально важные звуки. И нужно подчеркивать, что и правда слуха хватает. Но это не значит, что падение на высоких частотах никак не влияет. Тут важна грань: не убеждать себя, что всё плохо, но и учесть падение;
2. Основа бинаурального слуха — это отличная слышимость в первую очередь высоких частот. Потому, как только одно ухо слышит неважно высокие частоты — следом и второе ухо начинает ухудшаться. Потому, критично не просто убрать падение — но и вернуть полноценный бинауральный слух;
3. Причина шума — это падение слуха. Мозг хочет слышать весь диапазон одинаково хорошо. И когда этого не получается — начинаются нюансы. Нередко на старте пищит именно как граничная точка на замере около 30-40дБ падение. Но затем это превращается скорее в фоновый шум;
4. На самом деле, слух всегда подвижен. И крайне важно подмечать разницу состояния как слышимости, так и шума. Дело в том, что организм всегда и работает, подмечая разницу;
5. Главная задача мозга, как главы нервной системы, — адаптироваться к тому, что происходит. И критично адаптировать слух к тому, что происходит прямо сейчас. Собственно, задача исправление слуха — это вернуть возможность адаптации к тому, что происходит в любой ситуации;
6. Нередко объективный сдвиг в 10-15дБ не впечатляет. Потому, критично всегда объективно отслеживать ситуацию со слухом, а не ждать сугубо отсутствие шума или иных явных ощущений;
7. Часто бывают обманчивые ощущения. Скажем, если выйти на улицу, где довольно шумно — то тиннитуса не слышно. Но может создаться ощущение, что просто окружающие звуки «заглушают» шум. Или бывают другие разные ощущения. Не стоит их игнорировать, но и верить на 100% себе в таких ситуациях не стоит;
8. Основной момент исправления состоит в том, что человек должен сознательно понимать, что за слуховые возможности есть на сегодня. Как правило, из 100% возможностей — используется где-то 20-30% максимум. Таким образом, как бы, тренируется падение сильно больше, чем есть на сегодня. И цель работы — стараться задействовать слух на 80-90% текущих возможностей. Не услышать то, что не слышно — а постараться задействовать слух под предел
9. Да, всегда хочется сделать нечто именно с шумом в ушах. Но лучше запастись терпением хотя бы на 3-4 недели. Постараться заполучить первый явный сдвиг по замерам — и лишь потом подумать про тиннитус. Не игнорировать проблему, но несколько отложить, Постараться ещё и ещё добыть улучшение — и лишь потом подумать о тиннитусе.
В наличии есть 2 домашних замера, которые выполнены в разные дни. Как раз интересно увидеть разницу.
Увы, не взирая на то, что уже было много попыток традиционного лечения, различные замеры и анализы, но придётся смотреть на ситуацию без аудиограммы, полученной у врача. Впрочем, в данной ситуации, это небольшая проблема.
Начнём с правого уха. В целом, примерно до 12000Гц получается хорошо всё слышать. Да, есть подвижность как на 125-250Гц, так и ближе к 10000Гц. Но и правда, довольно хорошие результаты. Обычно лучше бы слышать без падения до 14000Гц, но и так ситуация приятна. Впрочем, заметно, что слышно до 18000Гц. Это и хорошо, и плохо одновременно: слышать до 18000Гц приятно, но такая ситуация — это больше поводов для шума.
Левое ухо. Тут видим, что падение явное на высоких частотах. В общем-то, проблема стартует с 6000Гц. Но, всё же, бывает, что и 4000Гц слышно чуточку не так хорошо. На 6000Гц уже падение достигает 30дБ. Затем к 8000Гц — уже 40дБ. Не взирая на заметное падение — всё равно слышно толком до 18000Гц. Причём, что интересно — есть явная подвижность ближе к 20000Гц. А значит и правда, падение относительно свежее.
Также я уточнил по поводу личных ощущений со слухом. Оказалось, что, если прицельно не сосредотачивать внимание, то слуха хватает всюду. Лишь в музыке заметно, что левое ухо слышит похуже. Основная беда — с шумом.
Как это обычно и бывает, хотя правым ухом можно слышать до 12000Гц, а левым есть шансы где-то до 5000Гц — вероятно используется более узкий диапазон. А неравномерность слуха — добавляет заметно шума. Кстати, в данной ситуации, чтобы «заглушить» шум, нужен уровень звука хотя бы в 40-45дБ фоном. Скажем, если идти по улице, то плавно шум должен пропасть, т.к. при такой громкости уши примерно сравняются по возможностям.
Итак, какие проблемы есть:
1. Падение слуха слева на высоких частотах
2. Явно толком нет бинаурального слуха
3. Всё же виден небольшой спад по низким частотам
Что же делать?
Важно понимать, что аудиометрию делают специально в тихом месте, чтобы узнать возможность человека услышать самый тихий звук, проверить возможность адаптации к тихим звукам. Но, если провести аудиометрию в ресторане — у всех будет тугоухость 1-2 степени, т.к. шумно. И, если сейчас оставить музыку фоном или же быть на улице, где-то, где уровень громкости вокруг будет от 40дБ — то шум не будет донимать. Собственно, это работает в обратную сторону: чем меньше падение будет, тем меньше шума. Хотя, вначале шум поменяется, а лишь спустя ещё несколько сдвигов — шум будет уменьшаться. Будет реже шуметь, меньше в среднем каждый день.
Для того, чтобы яснее понять природу шума — можно обратиться к недавней истории. Только крайние лет 20-30 слуховые аппараты стали доступны многим людям. А до этого, люди с большими падениями слуха — просто ничего не слышали. И часто сообщали, что слышат музыку в голове, диктора, кто-то начитывает стихи. Мозг ищет нагрузку и вспоминает звуки по памяти. Далее важно учесть, что и правда, речевой диапазон — это скорее от 250Гц до 4000Гц. Но! Фактически текущее падение около 14000Гц равносильно примерно 2-3 степени тугоухости, если бы мы сравнили показатели с речевым диапазоном. И мозг вначале пытается одинаково хорошо услышать. А затем — хоть что-то вспомнить. В силу того, что высокие частоты не несут информации как таковой — это ощущается шумом. Зачастую, человек плавно свыкается и слышимый диапазон сужается.
Лучшим решением в плане слуха будет просто чуть запастись терпением. Можно долго рассуждать о причинах шума. О том, что мозг делит слышимый диапазон внутри мозга на части. И отдельно обрабатывает. А затем «сводит» вместе. Но гораздо полезнее будет просто сконцентрироваться на слышимости. Не игнорировать проблему шума — но заняться слышимостью.
Стоит начать с разницы. Дело в том, что организм всегда фиксирует разницу. Даже если мы хотим поднять руку вверх, то перемещение руки ощущаются именно разницей по ощущения кожи, мышц и не только. Точно также должен работать слух. На самом деле, любой звук — это скорее перепад громкостей во всем диапазон. Человек слышит до 300 импульсов. Фактически, любой звук — это перепад громкости во всем диапазоне около 300 раз в секунду. А не нечто стабильное, явное. Скажем, записанная речь на хороший микрофон — это звуки от 50Гц и до 12000Гц, а то и выше. А разница по громкости на всех частях диапазона легко будет достигать 60дБ. Потому так важно сместить внимание именно на разницу по слышимости. Даже на разницу в плане шума.
Важно понимать, что нет задачи научиться «правильно» слышать. Вся суть действий всегда заключена в сознательном понимании ситуации, а также скорее имитации здорового слуха. И в этом плане крайне важно делать слуховые акценты. На деле, это около 30-40 попыток обратить внимание на те звуки, что уже слышны. Не прислушаться с усилием, а именно обратить внимание на те звуки, что уже и так слышны. Буквально на мгновение, на 1-3 секунды максимум. Как следствие, получится в среднем несколько иначе задействовать слух каждый день.
В плане акцентов важно работать с теми звукам, что могут быть слышны, но внимания им уделяется маловато. В текущей ситуации очень удобно замечать контраст звуков «тут» и «там»: пусть слышно шаги свои на улице — и машина в 40-50м. Дело в том, что чем больше расстояние до звука или есть препятствие, тем вероятнее, что будет слышно до 500-1000Гц. Потому, выгодно заметить звуки за дверью и рядом. Или же, за дверью — а потом открыть и войти. Также звуки «тут» и за окном, в одной комнате и звуки в другой. На улице, в магазине — с этим ещё проще. Такой подход вынудит более явно задействовать края диапазона, что крайне полезно.
Основной момент с акцентами на данном этапе — это детали. Действительно, текущее состояние слуха легко позволяет слышать суть звуковых событий, явные детали, речь. И важно сместить внимание на то, как звучит, забавные нюансы. Скажем, особенности отражения звука в комнате, на улице. В плане голосов удобно замечать нюансы интонации, дикции. Например, пусть есть неприятный женский голос. Неважно почему именно голос не нравится — важно эмоция: вот просто так слышно. Потому, любые детали, нюансы акустики помещения — это то, что нужно.
Через некоторое время будет удобно добавить ещё больше внимания на звуки до 1-2м. Скажем, даже протереть стол или подвинуть тарелку буквально на 2,5см — это то, что нужно. Почти на слух налить в чашку чай, даже можно нарезать салат или что-то пожарить. Также удобно разные трения. Скажем, пусть надо застегнуть молнию на куртке или нанести крем на руки — интересны детали.
Причем, очень важно не подходить формально в стиле: я и так слышу, что шарф попал в молнию куртки. Скажем, можно выделить, что именно коленка трется при надевании джинс. Или же молния движется на куртке неравномерно. Или же, протирая стол, слышно, как крошки попадают и трутся о стол. Или просто отрезать кусочек яблока — и слышно, что нож острый, как прорезает шкурку, потом глубже.
Нет цели слишком фанатично искать детали. Важно просто попутно обычным делам заметить. Держите в руках бумаги? Отлично, трения пальцев, потом положить на стол — отличный вариант. Работа с ноутбуком? Аналогично разные касания, трения. Всегда уже есть все нужные звуки. Да, порой можно создать некий звук, но как правило всё необходимое уже есть. Вопрос лишь во внимании.
Стоит также обратить внимание на то, что есть разница между ушами. И потому лучше сделать 20-25 акцентов на звуки слева, а остальные — уже скорее на оба уха.
Также есть ряд ошибок со слухом. Например, слишком сильно увлекаться шумом. Спору нет, он надоедает, жить крайне некомфортно. Но! В норме, человек около 98% времени замечает звуки «вне» себя. И потому крайне полезно стараться уводить внимание на реально слышимые звуки. Всё же, тиннитус — это скорее ошибка обработки мозга, эти звуки реально не слышат уши. А значит — нет качественной слуховой нагрузки.
Ещё важный момент — замечать разницу по слышимости. Дело в том, что мозг должен сам адаптировать слух к тому, что происходит. И крайне важно не примерно представлять, что и как со слухом, как-то думать — а попробовать заметить, что и как есть на самом деле. Нередко может оказаться, что слышно совсем не так, статистика по шуму другая. Но, цель — просто попытаться вернуть адаптивность слуха. Дабы слуховые центры могли подстраивать слух к тому, что происходит — нужно получить информацию в моменте, а не действовать исходя некой мысли, концепции. Потому так важно замечать перемены, как и что бывает. Стараться поменьше расстраиваться — а просто не мешать себе слышать.
Про негативные моменты. Дело в том, что нормальный слух — это просто нормально. Нет позитива от отсутствия шума или супер ощущений от слуха в пределах нормы. А вот когда ситуация со слухом неважная — негатива достаточно. Потому, важно стараться просчитать ситуации так, чтобы негатива было меньше по возможности: его банально нечем компенсировать. Ведь, если слух станет лучше — это очень классно, но фактически просто будет меньше ошибок, меньше негатива, а не позитив. Потому так важно дозировать внимание к плохим ситуациям. Не думать позитивно или игнорировать проблему. Нет. Но критично подчеркнуть позитивные моменты и постараться продумать свои действия так, чтобы шума было меньше. Скажем, можно поставить музыку фоном, увлажнитель, кондиционер, открытое окно — и вот уже внимание уходит от шума к более реальным звукам. Также можно стараться равномерно устать в течение дня, чтобы проще было заснуть.
Очень часто кажется, что при падении слуха — слышно тише. Но, нет, это на самом деле совсем не так. На практике, если превысить падение слуха — то человек сможет слышать звуки также, как и здоровый. Кончено же, при условии, что такой опыт будет не первый за полгода. Потому, очень важно понимать, что слева не не слышно свыше 4000Гц. Там просто есть падение слуха. И, соответственно, действительно не хватает слуховой нагрузки в тех местах, где на аудиограмме есть явное превышение 20-25дБ. Но там вовсе не глухота!
Лучшим решением в плане нагрузки — является музыка. Дело в том, что реальные звуки — это не ровно 300Гц или 4500Гц. Нет отдельно взятых реальных звуков именно около 6000Гц. Любой звук — это всегда сумма деталей, правильно, гармоник/обертонов. Потому, слушая музыку — можно и превысить падение, и получить гармоничную музыку. Фактически нагружая весь слышимый диапазон целиком, что крайне критично для исправления.
Часто есть убежденность, что звук в наушниках отчего-то «вреден». На практике, следом за выполнением такого совета люди спустя несколько лет покупают слуховые аппараты, которые точно громче любых наушников. Но, вернемся к наушникам. Пусть они подключены к телефону. Как правило, громкость не может превышать 90дБ в реальной музыке. И если хотя бы убавить на 1-2 деления, то вероятно пиковая громкость станет около 80дБ. Далее важно учесть, что всегда важно добавить динамический диапазон. В данном случае окажется, что человек слышит и тихие звуки около 50дБ, и громкие звуки около 80дБ, и все между этими крайностями. Далее смотрим на замер. Видим, что левое ухо слышит до 10000Гц при падении в 40-45дБ. А значит, слушая на 80-90% громкости телефона в наушниках — будет нагрузка примерно до 10000Гц, а может и чуть выше на оба уха. Фактически заметно «шире», чем просто слышимость в быту: до примерно 3000-4000Гц и, соответственно, 10000-11000Гц.
Также полезно порой послушать и на максимум громкости буквально пару минут. В такой ситуации — будет точно слышно двумя ушами до 12000Гц. Аналогично, если представить, что многие практикуют посмотреть ТВ или что-то в сети на грани слышимости — то фактически происходит угадывание речи, смысла событий. Дело в том, что всегда важно, чтобы был солидный динамический диапазон. А лучше всего — слушать так, как записано. Если это речь — то в пике может быть 65дБ. И так и слушать. Музыку тоже нет смысла слушать тихо, т.к. она слышна будет вовсе не так, как должна быть для любого человека.
В сумме важно набрать где-то до часа слуховой нагрузки именно двумя ушами. А также будет полезно порой послушать только левым ухом один наушник. Всё же, пока трудно сказать, что есть слишком большой дисбаланс нагрузки. Но, наверняка он имеет место быть. Потому, порой 10-15 минут глянуть сериал, видео в сети слушая только левым ухом — будет строго полезно.
В процессе прослушивания — можно легко сделать ряд акцентов. Но очень полезно стараться заметить разницу. Дело в том, что слушая громче — будет слышно «шире». Не до 5000Гц, как в быту — а до 10000Гц+. И важно подмечать явную объёмность звука, яркость. Также интересно отследить: обычно через недели 2-3 от старта прослушивания пропадает ощущение, что левое слышит хуже, если есть должная громкость прослушивания (технически когда уши и правда могут слышать одинаково). Причем, не будет такого, что вот 100% правильно слышен стереоэффект: эти ощущения будут плавно меняться ещё и ещё. Причем, как только левое ухо подтянется до 8000Гц — может оказаться, что настоящая объемность звука — скорее свыше 10000Гц ощущается.
Важно понимать, что вне музыки очень сложно найти возможность нагрузить слух около 15000Гц. А ведь там — и сегодня слышно двумя ушами. И если нет нагрузки, как это часто и бывает, то неудивительно, что слух обычно падает. Мало того, может ощущаться гиперакузия, т.е. первое время будет даже неприятно слушать громко. Потому важно не сразу послушать скорее на максимум и подольше — а плавно этим заняться. За неделю-полторы выйдя на нужное количество слуховой нагрузки. Но! Не надо слушать внимательно. Это всегда просто фон, в кайф, попутно делам. Можно слушать в автомобиле, на тренировке, просто даже сериалы/фильмы — первое время — отлично подойдут.
Также крайне критично делать замеры в ритме. Причем, проверять слух строго однообразно, с одним и тем же подходом, в тех же наушниках. Обычно вначале нужно чуть больше времени, чтобы сдвинуть слух с места. Но, лучший вариант, проверять каждые 5-7 дней слух. И отслеживать динамику каждые 3-4 недели. Не беда, если порой одна точка или несколько точек хуже. Общий план — сдвигаться в среднем на +5дБ каждые 3 недели. А не каждый раз только лучше. И да, очень часто более тихие звуки при проверке звучат менее уверенно, так работает для всех людей. Стоит учесть, что даже банальный насморк в моменте может снижать показатели на замере, реальные возможности. Но любая болезнь — это не повод совсем перестать заниматься исправлением: просто учесть, что это будет влиять, воспользоваться шансом поработать над слухом в объективно плохой день, несколько дней.
На практике, довольно полезно записать наблюдения про слух даже просто для себя. Делать 3-5 фиксаций очень коротких каждый день. И за неделю подводить некий итог, на что попало внимание. Скажем, достаточно ли звуков слева. Или, что очень вероятно, что внимание будет убегать к звукам, что уже и так хорошо слышно. Скажем, отличный вариант — заметить нюансы дикции, интонации. А плохой вариант записать: говорит женщина на кассе в магазине, — этот звук слышно и до 1000-2000Гц. Всегда вопрос в том, чтобы нагружать слух там, где может получится, но пока опыта маловато. И нет смысла делать акценты на те звуки, которые получится точно легко использовать.
Нередко падение на высоких частотах может ощущаться как заложенность уха. Может иногда отражаться на вестибулярном аппарате. Мало того, как только слух сдвинется — станет слышно непривычно. Потому, важно запастись терпением, учесть возможные нюансы. Скажем, вот есть текущая ситуация со слухом. И хочется, чтобы левое ухо показывало результаты до 20-25дБ вначале до 8000Гц, а лучше — до 10000Гц. Это означает, что надо добыть улучшение примерно в +15дБ. И ещё немного добавить опыта нового состояния слуха. Обычно для этого нужно примерно 2 месяца работы. С одной стороны, это очень долго. С другой стороны — все падение слуха можно убрать толком месяца за 3-4. И далее ничего не надо будет «поддерживать». Дело в том, что мозг любит очень экономить энергию. И слышать ровной линией — это крайне энергоэффективно, выгодно.
На деле может оказаться, что сдвиги могут вначале появиться от 12000Гц до 18000Гц. Это совсем не проблема. Безусловно, будет меньше шума, если исправить слева вначале до 10000Гц, а потом заняться остальным. Но очень эффективно воспользоваться данной ситуацией. Скажем, пусть и правда окажется, что все точки до 16000Гц — попали до 55дБ на оба уха. В такой ситуации — ужасно выгодно подчеркнуть, что музыку слышно совсем иначе, гораздо ярче, легче, яснее звуки. Или пусть окажется, что левое ухо и правда лучше слышит около 6000Гц уже через пару недель — то выгодно уделить внимание акустике помещений, как отражаются звуки в разных комнатах, на улице и не только.
Очень критично не уделять слишком много внимания слуха. Послушать в сумме музыку около часа в день, до 10-15 минут активной работы. Пусть сейчас есть даже 2 часа фоновых размышлений про шум. Но, надо стараться — не отличаться от среднего здорового человека. Потому, по возможности уменьшать время на размышления фоном. Или порой есть ошибка в виде попытки ощутить что же там, внутри уха. Очень важно понимать, что в норме человек просто слышит, использует уши, чтобы 98%+ времени просто слышать звуки «вне» себя. И потому, на старте можно сознательно уделить чуть больше времени. Но конечная цель всей работы — не отличаться от среднего здорового человека во всех моментах.
Отдельно стоит учесть, что бывают очень разные идеи, подходы для работы над тиннитусом, слухом. Но, обычно, нечто другое не просто не подразумевает улучшений по аудиограмме и, соответственно, реальной слышимости — а вовсе наблюдается падение слуха. Потому, лучший вариант — не смешивать идеи для большей эффективности. И просто не использовать того, что не подразумевает прогресса. Скажем, пусть сейчас есть привычка слушать некий маскер шума, то не беда попользоваться им ещё 2-3 недели. Но не более того.
Пожелаем успехов в исправлении!