В среде любителей музыки очень модно обсуждать качество записей. И в какой-то момент сообщают: вот же, есть звуки ближе к 20000Гц в записи, есть что услышать во всем диапазоне! Напоминает веру в то, что раз на наушниках написано от 20Гц до 20000Гц, то так можно действительно услышать всюду отлично.
Есть известная чувствительность слуха. Оказывается, что края слышимого диапазона всегда слышны тише по восприятию, а также менее чувствительны. Потому, чтобы услышать хорошо около 12000Гц, то звуки в этот диапазоне должны быть несколько громче, чем около 8000Гц. Есть даже расчетные формулы, но не то, что расчет – сам факт такой особенности никому не интересен.
Важно учесть, что в принципе нет возможности услышать более тихие звуки на фоне более громких рядом. И если окажется, что свыше 12000Гц звуки в среднем на 20 децибел тише, чем «до» – шансов их услышать однозначно нет. При любой общей громкости.
Затем берем любую несжатую звукозапись, производим анализ спектра. Смотрим на любые графики. И там оказывается, что ближе к 20000Гц хоть звуки и есть, но они всегда значительно тише, чем около 14000Гц и так далее.
И вот люди обсуждают, что есть некая чудесная звукозапись. А в реальности услышать свыше 10000Гц едва ли удастся даже при самом отличном состоянии слуха. Мало того, надо смотреть не в целом занятость спектра, а скорее отдельные мгновения: слух очень быстрый орган чувств. И, может, бывают ситуации, когда и 17000Гц реально услышать. Для этого нужно смотреть на занятость спектра не в сумме за минуты, а исключительно за доли секунды.
Важно понимать, что нет никакого смысла отдельно самому поставить больше высокочастотных динамиков. Или увеличить высокие частоты эквалайзером: так достигаются искажения звука. Ведь мозг – тоже считает гармоники! А звук станет после таких маневров дисгармоничным.
Собственно, тут надо вернуться к качеству динамиков всюду. Да, формально и 17000Гц многие могут воспроизвести. Но, при этом громкость воспроизведения будет сильно ниже 1000Гц. Фактически динамики воспроизводят звук крайне неравномерно. Потому, подав отлично записанный сигнал – получим искажения при воспроизведении: невозможно будет услышать там, где громкость воспроизведения заметно ниже, чем в остальных частях диапазона. И это не зависит напрямую от цены или именитости фирмы производителя.
Весь смысл звукозаписи, воспроизведения, вроде бы, вовсе не заключен в том, чтобы добыть как можно больше искажений. А чему тогда люди радуются, что обсуждают?