Сегодня все чаще обсуждают какие-то особенные динамики, которые дадут отличное качество звука. Впрочем, давно известна весьма интересная альтернатива традиционным динамическим драйверам: изодинамические/планарные динамики. И очень интересно, как это все реализовано во вставных наушниках (IEM). Но, сразу надо учесть, что чувствительность таких динамиков весьма низкая. И требуют они хорошего усилителя. А что с реализацией-то? Довольно неоднозначно.
Это же видео на ВКонтакте: https://vk.com/video-214153722_456239959
Трудно найти настоящие планарные динамики столь маленького размера. Ранее были попытки разных компаний, которые не впечатляли качеством звука потребителей. И вот, год назад появились KZ-PR3. Они продолжали уже известную линейку и требования к звуку были немаленькими. Совсем недавно наушники обновились: KZ-PRX. Забавно, но в новой модели учли пожелания многих пользователей: добавили низких частот, сделали громче. Один вопрос: а какой ценой?
Стоит рассмотрение начать именно с графика АЧХ. Сравним с одинаковым комплектным проводом обе модели. И что же мы видим? Внезапно окажется, что графики ужасно похожи. И разница лишь в громкости до примерно 2000Гц и странностям ближе к 20000Гц. Секрета тут нет: внесли коррекцию в тот же самый динамик. Потому и производитель указывает, что более новые PRX чувствительнее на 4дБ PR3 (а в ряде материалов пишут наоборот). Совпадает!
Но, посмотрим остальные тесты АЧХ. Внезапно окажется, что есть существенная разница между каналами. И в старой модели, и в новой – творится черт знает что. Хотя оба комплекта наушников произведены совсем недавно: в ноябре-декабре 2024. Собственно, понимая, что используется один и тот же динамик, не удивительно, что обе модели все ещё на конвейере. Тем не менее, разбег по звучанию между каналами довольно чудовищный. Где-то больше/меньше всех низких частот, на высоких и вовсе странности. Причем, если использовать более качественный провод – лишь ещё чуточку громче слышны высокие частоты, буквально до 1дБ. Нет никакого смысла менять комплектный провод на что-то лучшее, кроме ситуации, когда на правом канале есть микрофон на проводе: это традиционно чуть искажает звуки свыше 10000Гц. Производитель указывает, что провод посеребрен: его качество подобрано действительно весьма оптимально.
Что по звуку? Дело в том, что надо вначале рассмотреть PR3. И это действительно планары. Это слышно с первой же секунды прослушивания. С непривычки могут показаться «ужасно» резкими и детальными. Да, чуть удивляет неравномерность АЧХ и разница между каналами сбивает с толку: они то кажутся очень хорошими, то звучат чуть странно. Но, именно в случае PR3 есть смысл даже применить эквалайзер, если есть хороший усилитель, чтобы сгладить неприятных пики, которые ярко заметны на графике. И, конечно же, постоянное ощущение, что тихо. И хочется сделать громче, ещё громче. Следом появляются искажения. Впрочем, это традиционная черта планаров. Если хоть чуть-чуть привыкнуть к звуку, то его действительно начинает хватать звукового давления. Хотя, безусловно, наушники не слишком громкие. Но ужасно быстрые и точные в плане звука.
Версия PRX — это ухудшенный вариант PR3. При прямом сравнении сразу очевидно, что звук очень похож. Но в новой модели от мутный, смазанный. И весь кайф от планаров исчезает: детализация пропадает вместе с очень высокими частотами. Хотя, конечно же, подобные наушники будут радикально детальнее толком любых беспроводных наушников. Но, не этого же ожидает покупатель. Тем не менее, производитель попытался внести коррекцию на аппаратном уровне. Потому, да, басов и середины стало явно больше. И звучит явно более сбалансировано весь диапазон. Этого не отнять. И это вообще бы логично. Но, проблем становится ещё больше: «мутный» звук, странности на высоких частотах становятся ещё больше (внезапные локальные провалы около 13000-14000Гц), разница между каналами все также в наличии.
Впрочем, надо бы учесть цену. И фактическая стоимость при удачной покупке будет около 30-40$ или где-то на треть больше при отсутствии скидок. Комплектный провод очень даже вполне. Претензии есть лишь к насадкам/амбушюрам, о чем ещё ниже. И учитывая стоимость, звук весьма радует. Тем более, что можно удачно сэкономить и взять более лучшую, старую модель PR3, которая как раз стоит дешевле. И да, придется добавить эквалайзер: без него совсем грустновато. Особенно бесят пики около 2500Гц и около 7000-9000Гц. Кстати, в PRX на один ненужный пик на АЧХ меньше: около 2500Гц.
Забавно, что наушники отличаются ещё и исполнением в мелочах. Снимая комплектную насадку-амбушюру из пены, в старой версии, можно увидеть сеточку. В новой версии – скорее некая вставка с интересными прорезями на этом месте. Вроде бы цель понятна: мусор не должен попасть внутрь динамика. И хотелось всё это снять и протестировать: наверняка что-то является преградой для ряда частот. Но, вспомнив о том, что на АЧХ творится черт знает что на высоких частотах, едва ли все это имеет смысл. Потому, можно попробовать убрать все эти разные фильтры на пути звука. Все это несколько удивляет, и не создаёт ощущения, что это кто-то специально проектировал для звука.
Сами наушники комплектуются абсолютно одинаково: каждый наушник со сморщенным амбушюром из пены + набор силиконовых амбушюр. Увы, не один из вариантов не является очень удобным. Хотя, именно вариант из пены позволяет добиться большего ощущения баса. По мере того, как пена все лучше заполняет ушной проход, кажется, что баса становится больше.
Отдельный момент – хотелось проверить известное заблуждение про «прогрев» наушников. Тем более, что они весьма специфические по типу использованного динамика. Каждая пара наушников были задействованы примерно от 20 часов интенсивного прослушивания. Каких-то явных перемен исходя из амплитудно-частотной характеристики найдено не было: все скорее укладывается в погрешность измерения, до 1-2дБ лишь в некоторых частях диапазона. Впрочем, это не удивительно. И скорее влияет само привыкание к звуку + использование именно пенных амбушюр, которые плавно все лучше садятся и эффективнее позволяет добиться погружения в музыку.
Из очень приятных моментов – указанные реальные данные про звук на упаковках наушников: сегодня такая ситуация ужасна редка. Нет избыточной информации. И довольно странная реклама свежей модели. Тем не менее, все действительно довольно честно на фоне других производителей. И нельзя сказать, что какая-то модель совсем уж плоха. Мало того, разница между каналами не настолько драматична для среднестатистического человека.
Забавно, но зная точно разницу между моделями, совершенно иначе воспринимается реклама PRX, которые очень уверенно сравнивают с PR3. И фактически предлагают сделать звук более похожим на кривую Хармана, которую отображают как примерную АЧХ KZ-PRX. Отсюда и не удивительны перемены по поводу.
Стоит ли использовать именно планарные наушники? Если сравнить с конкурентами за близкую стоимость, то в такой ситуации можно получить самый детальный и честный звук. Но, слишком уж неровная АЧХ. Да, действительно наушники и правда позволяют корректировать почти все нюансы эквалайзером. Но, делать этого не очень бы хотелось. И в этом плане, именно новинка лучше: PRX сразу неплохо звучит без всяких подстроек.
Отдельный момент: согласование динамиков. Все же, использование наушников с 2мя динамиками и более вносит массу проблем и странностей, которые не всегда сразу же заметны при прослушивании. Потому, один хороший планар – это очень приятно. Тем более, что согласовать планарный динамик и какой-то ещё – весьма незаурядная задача. Мало того, приятно неведение, когда примерно кажется, что наушники должны быть хороши. И совсем другое дело, приобрести за свой счет и честно проверить, послушать.
Впрочем, если повезет…ведь может же повезти? Приедут одинаковые левый и правый наушник PR3, то окажется, что разбег где-то от 30Гц до 18000Гц составит всего лишь до +-5дБ. А такие показатели уже весьма интересны. Но с посадкой наушников нужно что-то делать: очень долго слушать не слишком приятно.
Наблюдая за динамикой цены на наушники кажется, что это не самое популярное решение. Тем не менее, выбирая между очередным набором арматурных или пьезоэлектрических динамиков – и текущим решением, выбор строго очевиден: планарные динамики оказываются несравнимо выше по качеству звука, но явно ниже по чувствительности.
Технические детали тестирования
В наличии IEC60318-4 type E610A Occluded-ear simulator с калибровочным файлом. Также внешняя usb простенькая звуковая плата для подключения микрофона-имитатора. Пользоваться будем бесплатной программой REW для снятия АЧХ (амплитудно-частотной характеристики, frequency response) и ФЧХ (фазочастотной характеристики, phase-frequency characteristics). Windows 11, усилитель для наушников Hiby FC4, Intel AX210
Всякий раз будет делаться несколько замеров, длительностью около 47 секунд для проверки от 20Гц до 20000Гц. И выбираться наилучший график в плане положения наушника и полученных результатов. Безусловно, возможна какая-то ошибка и неточность показателей. Обсуждение этих моментов не интересно: снятие АЧХ – одна из самых простейших технических задач, возможностей оборудования. Также стоит учесть, что такие замеры не дают всей полноты информации о реальном звучании музыки.