Аудиометрия – это не только весьма точный, но и удобный способ оценить слуховые возможности человека. Нередко люди задумываются: а может я завысил показатели? А на деле оказывается, что в реальной жизни слышно потенциально ещё лучше самых оптимистичных замеров.
Если у врача в кабинете часто можно банально не успеть, не разобраться, что и как надо делать – и вероятно занизить показатели, то дома проверить слух можно уже совсем с другим подходом. Представим, что человек едва-едва услышал каждую точку и засчитал это за «слышу», всё время то включал, то выключал проверочный звук, менял форму сигнала. К тому же, накопил минимальный опыт проверок слуха. В результате, получил, как может показаться, невероятно прекрасную аудиограмму. Уместен ли этот оптимизм по поводу?
Дело в том, что при работе над слухом, тугоухостью, вообще любым падением – очень, очень важно понимать предельные возможности. Зачем? Ведь цель состоит в том, чтобы задействовать слух под предел. Как правило, люди не используют около 10дБ динамического диапазона слуха под предел, границу слышимости. Иначе говоря, вот есть аудиограмма, пусть и завышенная, оптимистичная – а на деле человек в быту использует слух так, как если бы показатели были на 10-15дБ хуже. Интересно же, хотя бы иногда задействовать слух под границу, порог. Недаром, проверка слуха называется пороговой тональной аудиометрией.
Но, почему так важен оптимизм в замерах? Казалось бы, эмоции и точные измерения – однозначно несовместимы. Но, дело в том, что при проверке используется синусоида. И этот звук всех бесит. К нему не привыкнуть. И гораздо проще, легче воспринимаются реальные звуки, которые обладают гармониками/обертонами. Ведь слух «заточен», нацелен на то, что будет слышно много всего во всем слышимом диапазоне, а не конкретная частота (синусоида). Потому, реальный звук может быть слышен ещё тише (лучше), чем на аудиограмме.
Есть и ещё один нюанс. На деле окажется, что в реальной жизни звуки, хотя бы частично, обладают ещё и костной проводимостью. А на аудиограмме, в первую очередь, смотрят лишь на воздушную проводимость. И получается, что в быту – это всегда смесь и костной проводимости (можно сказать, вибрации), и воздушной. Потому, любой звук в быту потенциально слышен ещё немного лучше.
Получается удивительная, крайне занятная ситуация. Для того, чтобы сделать слух лучше, важны не только точные измерения (метрология), но и позитивные надежды, избыточный оптимизм по поводу. И при удобном случае стоит, вроде как, завысить показатели. Чтобы потом в полной мере воспользоваться действительно доступными слуховыми возможностями. А вот занизить показатели, наблюдать как слух падает год от года – это можно успеть сделать всегда.