Регулярно отовсюду можно услышать, что вопрос упорства и практики может дать результат, даже если способности изначально отсутствуют. В этот раз не будем погружаться в вопросы талантливости, одарённости и гениальности. А просто здраво оценим ситуацию и подобные предложения.
Начнём с простенького. Все в курсе, для того, чтобы поступить в музыкальную школу — проходят отбор. Потом учатся, сдают экзамены — и вот, к примеру, получается усреднённый выпускник музыкальной школы по классу гитары. Упростим ситуацию и попытаемся узнать: а много ли людей умеют и могут играть на гитаре именно этом уровне или даже выше без музыкального образования. Ведь этот уровень — не консерватория, и даже не музыкальное училище, где ещё более солидный отбор и требования. Тут же выясняется, что толпа любителей поиграть на гитаре едва может настроить гитару или сыграть что-то пошлое на фортепиано. Так все же, по заверениям, могут сами или походить годик-два к частному учителю. Что-то не так? Подавляющее большинство так ничему и не научится, но будет иметь своё мнение по поводу.
Каждый встречался с тем, что определённые предметы могут даваться в школе легко — а другие нет. Каждый знает, что ему стоит браться ремонтировать простенькую вещь, клеить обои — или нет. Что-то нет советов: купи 20 рулонов обоев вместо нужных 6-10 — а там уж и научишься. Правда, странно? Выгоднее нанять человека? Да, ладно!
Зачастую проблема заключена в том, что люди не замечают методичного отбора. Даже те, кто не справляется с очень слабой по уровню программой школьной — отправляют в специальную школу. А уж в университете — есть вступительные экзамены и сессии. А это значит отбор по мозгам: соображает человек или нет в нужной сфере.
Дело в том, что зачастую требуются очень средние возможности. Вроде как все могут сделать кое-как. Зачастую такие обсуждения касаются крайне примитивных вещей, которых, на самом деле, больше всего в жизни среднего человека.
Скажем, есть певцы, которые выступают и есть уйма людей, кто хорошо поёт "для себя". Кто-то задумывался, что громкость пения выступающих на сцене — это в обычном понимании крик? Кто-то видел, как человек с талантом к написанию стихов быстро и качественно пишет стихи? А как человек рисует, паяет, шьёт, стрижёт? Да можно даже взять уборщицу: кто-то сможет не унывая так много подряд что-то мыть? Кажется, что это так просто.
И вот наступает момент, когда кто-то говорит: у меня такое не получается, я не умею. Все вокруг уверяют, что вот это примитивное и незамысловатое занятие — очень хорошее. Центральный момент: все же могу! На самом деле – оно (занятие) просто никакое! И если человека вынудят мучиться и таки научиться делать нечто противоестественное — то вот и очередной человек, который вместо того, чтобы делать нечто хорошее, выдающееся — занят полной посредственностью. Причём, с весьма низкой эффективностью.
Вот и становится ясно, куда деваются действительно талантливые люди, начиная с детства.