Вначале надо поприветствовать напыщенных глухих людей. Сейчас найдётся не просто разумная основа для ненависти, а осязаемые факты того, что классическая музыка или записи, которым лет не менее 30-50, или что-то «между», даже осовоение музыкального инструмента — это полный мусор для слуха. Конечно же, если кто-то решил увлечься прослушиванием, хобби или профессионал, искусство, творчество, то почему нет. Вопрос же другой: полезно ли для слуха? А вот — нет!
Предлагаю начать с того, чтобы настроить гитару. Купим новые струны. И от нечего делать узнаем: а что за частота самой высокой струны, самой тонкой, та, что нота "ми". И этот звук кажется довольно высоким. И? Так вот, 330Гц (а человек слышит в норме до 20 000Гц, правда высоко??). Для тех, кому хочется узнать, а какая крайняя нота? 12 лад, дальше играют редко — это нота "ми" через октаву — 660Гц. Собственно, на 800Гц — гитара окончилась.
Не надо обладать глобальными познаниями, чтобы ощутить, что на высоких нотах гитары — играют, но выше звуки — редки. Есть ещё скрипка. Кстати, что там с её струнами? Грубо — 660Гц, самая тонкая. Много, да? В общем, становится ясно, что аналоговый инструмент — это чудесно.
Можно сразу передать привет тем родителям, что надеются, что падение слуха у детей остановится музыкальной школой. Мало того, что музыкальный слух очень слабо связан с возможностью слышать, так ещё частоты, которые используются — как-то не радуют. Речевой диапазон — это до 4-6кГц, а уверенно слышнать — лучше бы до 8кГц. Результат попыток, увы, закономерен.
На самом деле, есть ещё фортепиано до 10-11кГц, на котором почти никто не играет на крайних 2х октавах (а это значит, что смело играют лишь до 2-3кГц + стоит помнить, что слух как для скрипки — не нужен в таком случае, важно лишь пальцы переставлять на невысоком уровне игры). И тарелки существуют чуть выше 10кГц, которые редко используются. Конечно же, нужно помнить про обертона, тембральную окраску. Но, говорить особенно не о чем. Нормально будет, если вообще запись сделать до 5-6кГц — многая классическая музыка будет звучать вполне. А уж если до 12кГц — шикарно.
Есть проблема серьезная. Все аналоговые (настоящие, осязаемые) инструменты имеют свои ошибки звучания. Когда собирается оркестр — ошибок больше. И они ярче слышны именно на высоких частотах (гармоники расходятся). Потому, эти частоты редко записывают. На практике, звуки выше 12-14кГц в классической музыке не нужны. Скорее всего, их просто не будет в записи и даже здоровый человек не воспротивится, если их просто убрать при прослушивании.
Конечно же, можно найти ряд произведений, где что-то нужное есть. Но, тогда надо вручить незнающему человеку книгу по музыкальной литературе (предмет такой есть, если получаешь музыкальное образование), где бодро объясняют, что основные части музыки — они вообще уместятся в диапазон до 3-4кГц. Вся идея и невероятная неповторимость звучания. Да, и стоит помнить, что сонаты, оперы и другие классические произведения – это в первую очередь популярная музыка прошлого, а не нечто невероятное. Хотя, это всё не повод усомниться в гениальности композиторов.
Потом идут люди, которые утверждают, что, скажем, есть известные монстры рока, которые уже всё сыграли 50 лет назад. Или джаза. Попытки указать, что записи же слушать невозможно — встречают глубокое непонимание: как так? А идея, а как поют?!
Для слуха важна грамотная нагрузка. На сегодняшний день, нет ничего лучше, чем качественная цифровая запись. Чтобы были слышны все детали, плотный звук до 20кГц. Тогда человек сможет нагрузить мозг грамотной работой вплоть до 20-24кГц (да-да, есть те, слышат и 24кГц), а не мусором на тех частотах. Действительно эти звуки есть как в кино, так и в музыке. В машине и в наушниках, в домашних колонках. Но, если слушать на хорошей акустике старые записи или изначально то, что не включает в себя все частоты — плохой слух нагрянет.
Понятное дело, что если кто-то записал свой вокал под гитару дома — то это не есть плохо. Просто нужно понять, что если более 95% времени человек лишен звуков свыше 12-14кГц — то возможность слышать высокочастотные звуки пропадает, с вариантом ухудшения и далее. Не используется орган – умирает, всё очень просто же. И люди себя сознательно лишают нагрузки!
Попутно снижется критичность к ошибкам на высоких частотах. И остаётся лишь помпезное мнение, которое будет добивать слух. И вопрос лишь в том, что у одних представителей запас прочности организма большой, а у кого-то меньший. Да и вообще здорово слушать советы тугоухих с диапазоном где-то в лучшем случае до 13-15кГц какую музыку стоит слушать именно для слуха. Не для музыкального и не в кайф — а для слуха. Прекрасно!
P.S. Всю теорию музыки, как что и надо делать – можно перевести в математические формулы и законы. Что давно и сделано. И слушаем мы уже электронную музыку, в которой всё (внезапно) гармонично. Хотя, безусловно, свежая запись, с использованием самых современных технологий – это не гарантия успеха.
[…] и другим бедам со слухом. https://simkinbh.livejournal.com/527207.html , https://simkinbh.com/?p=10674 — текстовая версияhttps://simkinbh.livejournal.com/494790.html , […]