Музыка — это прекрасный вариант раздобыть слуховую нагрузку на всех слышимых частотах. И вот, человек может обнаружить, что плоховато слышит частоты ближе к 20кГц или где-то есть провал, что-то ещё. Особенно это важно, когда частота проблемная выше 4-8кГц: без музыки уже никак. Хотя, есть ещё вариант падения "галочкой", когда отлично слышно низкие и высокие частоты, а середина выпадает.
Важен технический аспект. С него и начнём. Вот есть любой реальный звук, который потом записали с помощью микрофона или как-то иначе. Все такие звуки имеют обертона/гармоники. И, если взять и эквалайзером, скажем, "добавить басов", то можно легко достичь момента, когда мелодия сломалась. Дело в том, что мозг занят просчетом гармоник. И если что-то где-то добавить или убрать очень сильно — мелодия не воспринимается едино. Кстати, именно поэтому нужна и минимально качественная аппаратура для прослушивания. Благо, последние годы с этим всё проще и проще.
Но, вернемся к прослушиванию. Есть провал на 12кГц или 16кГц? Можно применить эквалайзер, добавить +2-4дБ, больше не стоит. И сделать акцент на этих частотах. Но, есть 2 проблемы. Во-первых, окажется, что даже добавив +2-4дБ может быть не слышно или нужна очень большая громкость, что не всегда уместно. Во-вторых, такие игры с эквалайзером хоть и полезны, но порой не приносят нужного результата.
Можно сделать иначе. Взять и добавить +20дБ в нужном месте. Или же, можно взять и все частоты кроме проблемных увести на -20дБ. А можно и -30дБ. Такой подход — чудовищно разрушает саму музыку. Но, вот эта новизна и удивление от звука — поражают. Такого удивления — хватит может на 3-4 недели. Потом, поражать не будет и нужно будет искать другие комбинации. Так что, просто так попытаться и не закрепить успех – это строго плохая затея.
Из типичных примеров — взять и добавить +20дБ на всех частотах свыше 12кГц. Или же — отрезать все на -30дБ до 500-800Гц. Обычно, выгодно найти эквалайзер такой, чтобы сделать плавное увеличение нужных частот. И не забывать послушать и с нормальным звуком.
Стоит повториться: все эти манёвры нужны, чтобы сдвинуть с места. Нет цели так слушать месяцами, годами. Это — неправильно. Также, нужно отметить, что нередко наушники и колонки неважно воспроизводят частоты ближе к 20кГц. И вполне может оказаться, что добавив даже +20дБ — просто получится убрать огрехи АЧХ наушников/колонок (возможно, сама аппаратура воспроизводит всегда на 20дБ тише, чем надо как раз в том месте).
Кстати, есть ещё удобный момент. Скажем, если есть проблема с одним ухом больше, чем с другим, то — можно уводить баланс на несколько процентов в нужную сторону. Этот манёвр может работать дольше, давать позитивный эффект месяцами. Но, в любом случае, наверняка, за несколько недель можно получить очень солидный сдвиг. И далее исправлять будет уж совсем легко.