Причина любого шума в ушах — это неравномерность воспринимаемого диапазона. Или, говоря проще, нужна ровная линия на аудиограмме не только до 8000Гц — а лучше до 20000Гц. Но, зайдем в этот раз с другой стороны. И вспомним про НСТ4.
Какая есть характерная черта обладателей полноценной тугоухости 4й степени. Обычно, это довольно взрослые люди (если падение с детства — то у детей-то и не шумит, только у взрослых). Что они могут интересного рассказать про свой слух? Кроме того, что даже говоря впритык в ухо громким голосом нет особенного шанса что-то услышать?
Плотное общение с обладателями столь большого падения (свыше 75дБ) говорит о том, что у них часто есть музыка в голове или кажется, что есть звуки природы, возможно кто-то помнит диктора по радио или персонажей мультфильма. Мозг что-то вспоминает из ранее услышанного и развлекает себя звуками. Причем, это совсем не единичный случай.
Получается, что хоть слух и ужасающе плохой при тугоухости четвертой степени, но мозг всё ещё ждет нагрузки. И раз её не получается заполучить — пытается её имитировать.
Теперь вернемся к тиннитусу. И тут вновь причина чуть совпадает — есть где-то слишком большое падение слуха. Да, обычно ещё есть возможность слышать неплохо речь, порой возможности без слухового аппарата нет, но всё же — есть что-то близкое. Падение ещё не во всем диапазоне. Потому и звуки будут локальными — в виде писка, гула, звона, шипения и ещё масса вариантов.
Да, в случае тиннитуса мозг скорее ещё пытается услышать всё одинаково хорошо — и оттого скорее есть шум. В случае, скажем, сенсоневральной тугоухости четвертой степени — уже мозг хочет хоть как-то поразвлечь себя звуками, пусть и теми, что запомнились 20 лет назад. Суть одна и та же: этих звуков нет вокруг. Они не были услышаны ушами. И не были переданы в мозг. Их сам мозг создал. В случае шума — из-за ошибки обработки всех частот, в случае тугоухости большой — как шанс заполучить нагрузку.
Хотя, есть интересная граница. Нередко примерно на полноценной уже 3й степени тугоухости — уже не шумит, но ещё и нет фантомных звуков внутри. Баланс своеобразный. Впрочем, это всё поправимо. Но, как становится ясно — вопрос не только в том, чтобы убрать падение, нужно ещё и заставить мозг несколько иначе работать.