Почти каждый, кто сталкивается с тугоухостью начинает заниматься очень странным делом: постоянно тренировать себя на грани слышимости (возможностей слуха), а скорее — за гранью. Крайне странная затея: почти услышать речь и догадаться, как бы услышать звук и не только.
Что означает падение слуха? Невозможность услышать часть звуковых деталей, более тихих звуков, чем граница падения. И раз их нет — то появляются объективные трудности. Но, дабы это понять объективно — нужно смотреть на аудиограмму.
Скажем, пусть есть солидное падение, при котором шипящие если и слышны — то только около уха. Что делает средний человек? Усердно тренируется и рассказывает, что уверенно слышит с 3-4 метров. А по факту — тренируется догадываться, тренируется обманывать себя. Там нет никакой работы со звуками — а лишь натаскивания себя на то, чтобы социально слышать более-менее достаточно.
И правда, есть масса предсказуемых разговоров, строго ожидаемых звуков. Но это — не повод так тренироваться. Ведь фактически, человек пытается обмануть себя: убеждая себя, что слышит то, чего технически в моменте услышать не может. Совсем другое дело, если человек задействует слух под предел своих возможностей. Но, тут – совсем другая история.
Постоянно возникает среди тугоухих ощущение, что это и есть классная тренировка. Но, чем она так полезна? Постоянно утруждать себя разбором звуков, которые не получилось услышать? Потом самообман ещё и ещё. И не забывая подстегивать себя едва слышать. Для этого отлично подходит телевизор: просто классическая попытка взять и понизить громкость, порадовав себя тем, что «всё слышно». Тем временем появляется навык чтения с губ.
Кстати, кто-то видел здоровых людей, которые сознательно берут и опускают громкость разговорного динамика на телефоне? Нет-нет, не потому, что громко, или дабы другие не слышали — а так, чтобы проверить себя? На практике, любой здоровый человек имеет скорее настройку на максимум громкости или по ситуации. Но среди обладателей падения слуха — постоянное стремление сделать тише и ещё тише. А зачем? Аналогично и слушать музыку — за гранью того, что её толком слышно.
Ежедневная практика, в которой человек не просто лишает себя возможности получить толком слуховую нагрузку, но ещё и убеждение, что всё слышно, — это чудесно. Убеждение действует до такой степени, что обладатели вполне честной тугоухости 1й степени всенародно могут считаться людьми с невероятно чутким слухом, а объективно имея четвертую — прекрасно общаться, не используя слуховых аппаратов. Убеждение действует на всех вокруг. И всякий раз можно подыскать способ, чтобы вроде как и не субъективно человек всё слышит: вроде бы и правда — может. А на замере — кошмар.
Впрочем, чего удивляться прогрессу падения слуха, если такие действия — не просто хобби — а ежедневная работа с энтузиазмом любого человека, даже с едва заметным падением слуха.