Для того, чтобы хорошо говорить – нужно иметь отличный слух. Как можно заметить снижение слуха или наличие слухового аппарата, кохлеарного импланта – у говорящего.
Сразу подсказка. Есть политики. Очень удобно посмотреть видео 5 лет назад или даже 10 лет назад про любого сколько-нибудь известного человека. И заметить разницу. Почему политика? А там – больше всего денег. И нередко хорошие микрофоны и не только. А так, можно это услышать в любой записи любого человека сегодня даже на ютубе.
Как должен говорить человек? На самом деле, ответ ужасно простой: адекватно ситуации. Ведь бывает разное настроение, разное расстояние до собеседника и многие другие нюансы. Нужно адаптировать свою речь под то, что происходит. Даже под собственные интонации.
Очень важно понять, что нет нужды приставать к людям, кто имеет реальные проблемы с дикцией или действительно совсем беду с зубами и так далее. Вопрос – вот вообще в другом.
Любой звук – это всегда сумма деталей во всем слышимом диапазоне. И даже мужская речь – нередко имеет ряд мелочей и свыше 10000-12000Гц. Представим стандартную ситуацию, такую вот, «пенсионерскую»: многие же уверены, что мягкая речь у стариков – следствие проблем зубами, что, как правило, не так.
Смотрим некое видео. И там кто-то бодро вещает, а вот звуки «с», «з», «ш» – то ли какие-то неуместные, то ли как у робота. Каждый раз то мягче, то тверже, то упускаются. То потом внезапно 3 раза подряд правильно, а затем вновь странности появляются. И да, это всё верно для русского языка: указанные звуки требуют отличной слышимости высоких частот, что не проверяется толком у врача. Но не проблема найти соответствие и на других языках: суть будет прежняя.
Живой человек может порой ошибаться, иметь странную манеру речи. Но, вот видео сегодня: мягко звучит, проглатываются окончания. А есть видео 6 лет назад – и там эти же моменты идеальны.
Да-да, ошибки будут и со слуховыми аппаратами, т.к. они неизбежно искажают любые звуки. А все почему? Человек плохо слышит какую-то часть диапазона. Первое время – по опыту примерно попадает верно. Затем, в некий день Х – более не может компенсировать плоховатый слух. И это отражается на речи, даже если человек будет сам говорить. Скажем, будучи диктором.
В остальном, осталось лишь потренироваться сопоставлять разные падения со странностями дикции.