Тиннитус и небольшая тугоухость с акцентом на высокие частоты. Рекомендация со слухом №91

Как это часто и бывает, в данной истории, человек столкнулся с шумом в ушах. Пройдено немало обследований, испробованы разные медикаменты, но тиннитус очень осложняет повседневную жизнь. Данная ситуация ещё и интересна тем, что хоть падение слуха уже давно заметно, явных сложностей из-за падения слуха пока нет: шум в ушах кажется радикально большей проблемой. Хотя, в наличии очевидно давно небольшая первая степень тугоухости. Вероятно, в наличии все же смешанная тугоухость: несколько повышен костно-воздушный интервал. А также все ещё в наличии возможность слышать почти до 20000Гц в возрасте несколько более 40 лет.

Для начала отмечу несколько важных моментов для данного исправления:

  1. В норме человек обращает около 98-99% внимания на звуки «вне» себя. Да, шум в ушах сильно донимает. Сам характер шума может и будет меняться. Но надо стараться с каждым днём все более походить на среднего здорового человека. Потому, важно всё больше внимания уделять именно слышимости звуков;
  2. Причина шума – это падение слуха. Мозг хочет слышать все звуки одинаково хорошо. И когда это не получается, появляется разнообразный шум. И потому, есть цель: получить толком ровную линию на аудиограмме – и как следствие не будет шуметь. Отдельно убрать шум не получится;
  3. Нередко можно отследить, что тот же массаж шеи или прием медикаментов влияет на характер тиннитуса, на само восприятие звуков. И часто очень хочется быстро получить некое облегчение. В случае работы над слухом, всегда важна динамика за каждые недели 3-4 работы. В силу наличия довольно явного падения слуха, стоит запастись терпением и заполучить +10-15дБ на замере. И лишь тогда ждать явной перемены по ощущениям. Хотя даже +5дБ – это немало. Очень часто кажется, что даже честные +10дБ – едва ли влияют на слух;
  4. Очень важный момент состоит в том, что изначально ситуация состоит в плохом слухе. А конечная цель – нормальный слух. Не хороший, не супер чудесный, а просто нормальный. Потому, крайне важно дозировать внимание к плохим состояниям слуха. И подчеркивать позитивные моменты, т.к. их всегда будет очень мало. Не игнорировать плохое, а просто пытаться держать определенный баланс;
  5. Хотя очевидно, что давно есть падение слуха на высоких частотах, всегда лучше исправлять то, что легче даётся. На старте – это скорее низкие и средние частоты в данной ситуации;
  6. Важно понимать, что если есть громкая ситуация или послушать музыку не тихо – не взирая на падение – слышно будет не хуже, чем здоровому человеку. Это очень важный принцип. Дело в том, что человек с тугоухостью не слышит тише или искаженней. Вопрос лишь в превышении падения слуха. И если падения не останется – то слышно будет действительно нормально;
  7. Стоит учесть, что слух – он живой. И постоянно подвижен, адаптируется. В первую очередь вопрос не в ушах – а в слуховых центрах мозга, работе мозга;
  8. Как правило, весь процесс исправления слуха состоит в том, чтобы имитировать здоровый слух. Потому, если здоровый человек обращает внимания на слух 3-5 минут в день максимум, то всей работы со слухом в течения дня не должно быть более 10-15 минут. Очень важно не допускать избытка внимания к слуху, шуму в ушах;
  9. Нужно обязательно прекратить пользоваться теми идеями, которые не подразумевают улучшения слуха объективных. Увы, очень часто люди привыкают следовать советам и рекомендациям, которые ведут к глухоте. И всякий этот факт обходят стороной: типично слух падает около 5дБ в год и это кажется всем приемлемым, да и никто не хочет этого замечать;
  10. Нередко кажется, что надо натренироваться слышать «правильно». Но, задача психики – это адаптация всего организма. И слух постоянно адаптируется к тому, что происходит. До 300 раз в секунду. Это очень быстрый процесс. Потому, можно постараться направить, помочь себе. Но нет ни единого шанса мысленно успеть как-то правильно услышать, как бы ни казалось обратного;
  11. Порой происходят яркие события со слухом. Да, бывают пиковые моменты, когда слух очень хорош или нет шума. Задача состоит в том, чтобы сделать слух в среднем таким, чтобы и все точки хотя бы до 8000Гц попали до 20дБ, и по ощущениям стало тоже хорошо слышно;
  12. Очевидно, что в наличии есть смешанная тугоухость. И потому слух нередко довольно подвижен и зависит от комфортности состояния внутреннего и прочих моментов.

В наличии есть довольно старый замер, полученный у врача (2018 год). И 2 домашних замера слуха.

Начнем с аудиограммы, полученной у врача 3 года назад. Увы, получилось неважное фото замера, да и за несколько лет сама аудиограмма потеряла контраст печати. Но, информативности при этом не пострадала.

Начнём с общей оценки качества замера. Дело в том, что на аудиограмме отмечено, что для проверки костной проводимости (bone conduction, BC) использовалась маскировка в 40дБ, а для воздушной проводимости (air conduction, AC) – 50дБ для правого уха и 40дБ для левого. Нужно понимать, что маскировка, т.е. шум в противоположное ухо при проверке подаётся только в том случае, если одно ухо явно хуже другого. Иначе замер получится заниженным. Мало того, маскировка никогда(!) не должна превышать проверяемую точку. Например, 250Гц по костной проводимости слышно на 20дБ, а маскировка при этом – 40дБ. Потому, весь замер получился заниженным. И очень трудно угадать насколько. Но, унывать не стоит. Дело в том, что такая практика очень распространена. И многим так портят замеры.

Дело в том, что получается на замере падение около 50дБ по воздушной проводимости. Есть ряд точек даже 55-60дБ. Это указывает на формальную вторую(!) степень тугоухости. И на практике с таким падением толком уже и не слышно речь. Что, безусловно, не соответствует реальности.

Но, есть и польза от данного замера. Дело в том, что мы видим разницу между костной и воздушной проводимостью. В норме, разница не должна превышать 5дБ. А на данном замере – нередко разница сильно больше. Мало того, есть ряд точек, где есть обратный костно-воздушный интервал. Дело в том, что все маломощные звуки с помощью молоточка внутри уха превращаются в вибрацию, которую каждый человек и воспринимает с помощью волосковых клеток (та самая костная проводимость). В силу того, что этот процесс не идеален, костная проводимость всегда имеет чуть меньше падение. А на замере слева мы точно видим точку в 2кГц, где костная проводимость хуже воздушной. И это типично для смешанной тугоухости. Нередко при таком падении – страшно и дискомфортно у врача. Замер выходит заниженным. Плюс повлияла ещё и ненужная маскировка. Потому и неудивительно столь большая тугоухость, которой в будничной жизни не обнаружить.

Нет особенного смысла разбирать далее каждую точку. Да, видим, что около 8000Гц слышно лучше, чем около 2000Гц. Также, низкие частоты все же явно приятнее остальных. В остальном, замер все равно слабо информативен и из-за нюансов проведения, и, что влияет ещё сильнее, из-за давности.

Посмотрим на домашние замеры.

Посмотрим на 2 замера, выполненных на том же телефоне с теми же наушниками с интервалом в 2 дня. Мы видим, что и правда, падение в среднем до 8000Гц около 30-40дБ. И с таким слухом и правда ещё довольно комфортно социально слышно. Мало того, есть явная подвижность: слух «гуляет» легко до 10дБ. Мало того, можно учесть, что используемые наушники неидеальны: точно данная модель имеет спад громкости (вернее, АЧХ) ближе к 20000Гц. Потому, вероятно все ещё слышно до 20000Гц. Но, в любом случае, нет сомнений, что где-то до 14000Гц все ещё слышно.

Да, на сегодня явно заметно, что имеет место спад на высоких частотах, которые и утягивают всё остальное вниз. Но, как факт, аналогичная ситуация есть и с низкими частотами. Хоть они дома и не проверены на максимум, но заметно, что 125Гц хуже слышно, чем почти все остальные точки до 8000Гц.

Сама нестабильность слуха – это повод для шума. Ещё больший повод – падение ближе к 20000Гц: пусть падение даже на 12000Гц большое, все ещё слышно. И получается, что с одной стороны, в возрасте 45 лет вроде как всем предрекают не слышать высоких частот. И тугоухость есть давно, а всё ещё слышно под 20000Гц. Для исправления – это строго плюс. А также – это лишний повод для тиннитуса.

На практике, такое состояние слуха является граничным: если слух упадет ещё на 5-7дБ в среднем, то уже будет очень дискомфортно в плане социальных взаимодействий. Но, судя по аудиограмме за 2018 год, слух явно не упал, что приятно. Ведь аналогично можно увидеть на замере, что хуже всего слышно где-то ближе к 2000Гц, а остальное – получше (у врача свыше 8000Гц не замеряли). Потому, в этом плане, ситуация приятная. Хотя такая стабильность в виде отсутствия явного прогресса тугоухости, потребует чуть больше усилий, чтобы сдвинуть слух в сторону улучшения.

Итак, какие проблемы есть:

  1. Очевидная тугоухость, спад слуха в среднем до 20-25дБ от 125Гц до 8000Гц;
  2. Вероятнее всего, давно нет полноценного бинаурального слуха: хоть слышно и под 20000Гц, но явно давно не использовался диапазон свыше 4000Гц;
  3. Есть подвижность слуха, которая будет сбивать с толку;
  4. Тиннитус. Причем, и как следствие падения слуха, и как вот вообще немалый опыт жизни с шумом в ушах.

Что же делать?

Работу над слухом следует начать с сознательного понимания того, как устроен слух и текущего реального состояниях слуха, возможностей слышать. Это позволит несколько иначе пользоваться слухом каждый день в мелочах. Не выделить отдельно какой-то час-два работы, а постараться чуточку иначе задействовать слух каждый день.

Есть слуховые центры мозга. Именно они заняты адаптацией, подстройкой слуха к тому, что происходит. А заодно именно внутри мозга происходит процесс обработки услышанного от двух ушей. Конечно же, важен полноценно бинауральный слух. Но, на первых этапах более актуально просто сократить падение в речевом диапазоне. Дело в том, что бинауральный слух требует отличной слышимости всего диапазона. Со слухом же выгоднее работать плавно: замечая ещё и ещё небольшие ошибки и более их не делая. Пока таковые не иссякнут.

Причина шума состоит в том, что мозг ждёт одинаково хорошей слышимости во всем слышимом диапазоне. А этого не получается из-за падения. Потому так важно сконцентрироваться именно на слышимости. Таким образом уменьшив падение слуха.

Любой звук – это есть постоянный перепад громкости во всем слышимом диапазоне. Когда человек узнает, что по звуку, пусть, гавкает собака – то фактически фиксируется похожесть звука. Разница по громкости фиксируется до 300 раз в секунду от 20Гц до 20000Гц, что затем и называется звуком. Потому, нет никаких шансов сознательно успеть как-то подстроить слух, уши.

Фактически, задача исправления состоит в том, чтобы управлять вниманием. Вот уже сейчас нечто слышно в любой ситуации в течение дня. Как правило, человек не пользуется всей доступной слуховой информацией, пытается сознательно вмешаться в работу слуха, непосредственно ушей. Таким образом как бы имитируя ещё большее падение слуха, чем есть на самом деле. Потому так важно сознательно понимать текущие слуховые возможности.

Слух постоянно подвижен. И очень редко бывает ситуация, когда вот сделано нечто явное, скажем, послушали громко музыку – и вот к вечеру больше шума. Как правило, это слабо связанные события. Дело в том, что мозг работает электрохимически, т.е. накапливает активные вещества. Потому, больше шума именно с утра или в какой-то день-два – всё это вовсе не обязательно связано с тем, что происходило вчера или 2 часа назад: могут влиять события и месячной давности. Потому, всегда интересно не текущее состояние слуха – а скорее динамика слуха за каждые 3-4 недели.

Одним из крайне важных и интересных моментов – это внимание к разнице состояния слуха, шума. Стоит как бы интересоваться в стиле: а что будет далее? Вот как глаза всегда готовы видеть нечто неизвестное. Такая вот, пассивная готовность к новому. Ведь и правда, будучи даже дома в очень знакомой комнате, звуки каждый день в ней будут новыми. Да, ужасно похожи. Но даже сдвинуть стул на 30см – и слышно все звуки в том же помещении будет чуточку иначе.

Само внимание к разнице по факту является имитацией того, как работает здоровый слух. Ведь всегда как бы отслеживается обратная связь: правильно ли произошла адаптация слуха. И вопрос лишь в том, чтобы может 5-8 раз в день на мгновение заметить разницу, постараться сознательно учесть перемены. И заодно это даст возможность отследить динамику состояний. Нередко окажется, что есть некие мысли о том, какой слух есть. Или насколько все плохо с шумом. А на самом деле, окажется, что ситуация со слухом – другая. Вопрос не в позитивности ситуации или каком-то супер взгляде, «проработке», – а в том, что слух надо адаптировать к тому, что происходит. И потому так важно замечать разницу. Вынуждать слух адаптироваться таким образом.

Нередко возникает уверенность, что человек при тугоухости слышит «тихо». И тут появляется идея слуховых аппаратов, которые делают всё громче – и по определению искажают звуки. Аналогия с очками при плохом зрении не работает: как правило, в очках человек видит не хуже здорового, что принципиально невозможно в случае падения слуха. Но! Очень важно понимать, что любые звуки, что превышают падение слуха – будут слышны также, как и здоровому человеку. Представим, что есть условный сосед с перфоратором. Звуки через стену слышны до 1000Гц. Перфоратор громкий. И вот есть шанс слышать объективно не хуже любого здорового человека. Или, если прийти на музыкальный концерт, где громкость может быть и реально 100дБ или просто послушать музыку в наушниках не тихо. Окажется, что слуховая нагрузка превысит падение вплоть до 20000Гц по охвату слышимого диапазона. И если такая ситуация не будет редкостью, то слышно и правда будет не менее хорошо, чем здоровому человеку.

Можно сказать, что плохой слух, падение – это как бы ожидание громкого звука, которого не наступает. Человек с падением может адаптироваться к очень громким звукам, просто громким…а к тихим – не получается. И надо в этом направлении себя несколько подтолкнуть. Многократно, по чуть-чуть.

Основной момент для работы со слухом – это слуховые акценты. На практике это означает, что в течение дня нужно обратить внимание буквально на 1-2 секунды на те звуки, что уже и так слышны. Не услышать нечто, что не получается. Нет! Обратить внимание на то, что уже и так получается услышать. И так сделать около 30-40 раз в день. Фактически, это есть имитация того, что и так происходит в норме. Скажем, в течение дня бывают прикольные «картинки» для зрения. Иногда даже есть, что рассказать в плане увиденного. Так и со слухом: порой есть нечто забавное. И особенно на старте – нужно имитировать интерес к звукам.

На аудиограмме можно увидеть, что есть относительно равномерное небольшое падение до 8000Гц. А значит, есть шанс в не тихих ситуациях услышать примерно в этом диапазоне. Например, нечто пожарить или пройти по оживленной улице – это определенно не тихо: легко средняя громкость событий будет около 50-60дБ, а порой и 80-85дБ. А значит есть шанс услышать до 8000Гц или даже порой чуть выше. С текущим падением важно замечать много звуков вместе, стараться замечать звуки на разном расстоянии и уделить внимание деталям. Не только понять ЧТО звучит, но и как, какие детали. Это вынудит задействовать слух примерно до 3000-4000Гц в быту.

Очень важно не задумывать над тем, что получилось услышать. Не пытаться понять. А просто ещё и ещё замечать звуки. Как правило, если понаблюдать в течение дня, средний человек с падением слуха, фактически игнорирует звуки. Привычно не обращает внимания, не использует то, что уже слышно. Как следствие нередко додумывает ряд событий, т.к. не достаёт звуковой информации для действий. Акценты же позволяют создать ритм и, грубо, на 1% иначе пользоваться слухом в течение дня. За месяц выйдет около 1000 акцентов, что поможет сдвинуть ситуацию.

Фактически всякий раз вопрос состоит в том, что если задействовать слух под границу текущих возможностей – эта граница сдвигается. Но! Не стоит спешить задействовать всё на максимум. Скажем, пусть надо быть в магазине и есть много звуков вместе. Это позволит задействовать слух около 200-2000Гц. Если к этому добавить чередования внимания, скажем, на улице вдалеке машина, а рядом кто-то идёт и говорит по телефону, то заодно будет задействованы и более низкие частоты. Предположим, в руках оказывается бутылка газированной воды и она ярка «пшикает» при открытии – это выгодно нагрузит скорее высокие частоты. И да, особенно на старте нужно искусственно вынуждать себя интересоваться звуками, имитировать интерес.

На практике, акценты могут быть даже на сам процесс надевания носков. Нужно протереть стол, погладить, помыть руки или просто достать купленные продукты из сумки? Всё это – строго со звуками. Не бдительно следить за всем вокруг на 200%, а стараться просто напомнить себе, что есть уйма звуков всегда. И ещё больше деталей. Конечно же, выгодно это делать в ситуации, когда точно есть слышимые звуки. Скажем, в душе хороший напор воды и звуки громкие. Или даже хочется нечто сделать руками – и слышно много всего. А вот тихонько лежа на диване будет едва ли слышны звуки трения ноги, если ею аккуратно подвигать. Или очевидно плоховато будет слышен не супер шепот даже вблизи. А потому и не стоит добывать явно негативный опыт: лучше продумывать ситуации так, чтобы плохой слух лишний раз не огорчил. Нюанс в том, что плохих ситуаций всегда в избытке. А компенсировать их банально нечем: конечная цель работы – это просто нормальный слух.

Стоит учесть, что уши всегда что-то слышат. Вопрос лишь внимания. Если кажется, что ничего не слышно – это означает, что нет внимания к тем звукам, что слышны. И постоянно слух как бы пассивно ждёт, готов услышать нечто новое, свежее. Собственно в этом и есть смысл акцентов: постараться как бы пнуть мозг в правильном направлении, чтобы почаще задействовать уже услышанное. Причем, всякий раз ждать любого звука, а уже потом может оказаться, что звуки ужасно знакомы. Это очень принципиальный момент.

Конечно же, всегда волнует вопрос тиннитуса. Тут стоит для себя четко отследить: если вокруг есть слышимые звуки, то шума толком не будет. Если идти по улице, то шум города, как правило, будет превышать падение. А значит – тяжело не услышать звуки «вне» себя. Нередко кажется, что шум города или пусть даже музыка, какая-то работа руками – перебивает просто тиннитус. Но, это не так. Дело в том, что когда звуки вокруг могут быть слышны хорошо не взирая на падения – нет повода для шума.

Соответственно, отличный вариант избавления от шума – это поставить пусть даже музыку фоном, включить увлажнитель, кондиционер, открыть окно. В общем, добыть реальных звуков, чтобы увести внимание «вне» себя. Это очень важный момент, т.к. фактически тиннитус – это просто ошибка обработки звуков внутри мозга. И заодно привычка искать шум. И в это время – нет внимания к звукам. Потому так важно вынуждать себя уводить внимание на звуки «вне» себя и давать реальную работу ушам.

Нужно сознательно понимать, что шум будет утомлять, мешать жить. Нередко вышеописанные действия кажутся едва ли полезными в такой ситуации. Вопрос всегда состоит в том, что чем ближе будет ситуация на аудиограмме к ровной линии – тем меньше поводов для шума. Нередко оказывается, что +10-15дБ – это приятный сдвиг. И шум становится менее назойливым. Но действительно пропадает при условии того, что все больше точек на замере попадает до 20дБ.

Очень полезно всегда отслеживать динамику и по шуму. Пусть сегодня окажется, что бывает 20-30 минут в день, когда не шумит вот вообще. И час-два комфортного шума, почти незаметно. А через месяц окажется, что порой час в день не шумит вообще. Конечно же, хочется, чтобы не шумело круглые сутки. Но так и будет потихоньку накапливаться прогресс.

Есть также частая ошибка в виде попытки проверить, что и как со слухом. Не шумит ли и прицельно замечать шум. Или заткнуть левое/правое ухо, явно сравнивать их. Такие действия делать не стоит. Вообще, нужно стараться с каждым днём делать всё меньше того, что не свойственно среднему здоровому человеку.

Также на первых порах будет полезно порой немного размять верх спины и шею. Это будет работать только для частот не выше 200-300Гц. Дело в том, что низкие частоты могут ощущаться телом. И нередко есть ошибка, когда человек ощущает вибрацию кожей, мышцами. И таким образом получается, что есть как бы неслуховые ощущения, что является ошибкой. И потому удобно порой буквально 10-20 секунд чуть размять около верха спины и шеи, что позволит чуть улучшить слышимость низких частот. Как правило, в такой ситуации удобно заметить, что слышно может стать иначе, явно более далеко. Нюанс состоит в том, что низкие частоты всегда слышны на очень большом расстоянии. Дабы услышать нечто до 20000Гц – нужно быть действительно вблизи к звуку. Потому, работа с мышцами даёт шанс услышать действительно дальше по расстоянию. А порой и чуть лучше воспринимать те же низкие частоты в музыке. Но, не стоит слишком уж увлекаться. Пока что, низкие частоты просто ушли вместе со всеми остальными. И первый где-то месяц-полтора этому можно уделить внимание, но не более. Как вариант, если есть возможность послушать музыку с хорошим басом, то важно подчеркивать, что низкие частоты (вибрации) в первую очередь слышны, а ещё и ощущаются телом (а не наоборот).

Есть отдельный момент – это прослушивание музыки. Дело в том, что музыка является гармоничной нагрузкой во всем слышимом диапазоне. Не просто нагружается нечто около 12000Гц или 3000Гц, а всюду. Потому, музыка позволяет не только получить нагрузку даже там, где есть явное падение слуха. А ещё и целиком нагрузить слух всюду.

Также из бонусов музыки будет возможность слышать действительно бинаурально. Ведь слушая довольно громко – будет слышно и до 15000Гц. Мало того, музыка это не есть ровно 80дБ громкости. На самом деле, любая запись характеризуется динамическим диапазоном, т.е. расстоянием от самого тихого до самого громкого звука. Потому, слушая музыку пусть на 80дБ, фактически слух постоянно будет адаптироваться к звукам в диапазоне громкости от 40дБ до 80дБ. И для этого ничего не надо делать особенного: просто послушать нечто по пути, в кайф.

Категорически нельзя смотреть ТВ или слушать музыку на грани слышимости. Всегда лучше слушать комфортно, а не угадывать. Потому, минут 5-10 в день стоит послушать музыку действительно на максимум в наушниках, подключив, скажем, их к телефону. А в остальное время убавить громкость на 1-2 деления. Как правило, любой плеер, телефон, ноутбук не может дать громкость свыше 90дБ. Потому, не стоит боятся нанести какой-то вред.

Нужно учесть, что нет задачи слушать музыку вдумчиво. Или «правильную» музыку. Это просто фактор нагрузки. Из-за падения, слишком мало звуков слышно в течение дня. И хочется добавить нагрузку до нормы как на сами уши, так и на слуховые центры мозга. Потому, надо просто добыть достаточное количество. В сумме где-то час в день. Причем, вполне можно посмотреть и сериал, видео в сети: это будет хорошим бонусом. Просто с должной громкостью. Не лишь бы погромче, но не тихо.

Также есть очень удобный момент в виде прослушивания хороших колонок. Это можно сделать даже просто в автомобиле. Дело в том, что колонки отличаются от наушников тем, что одновременно дают нагрузку и на костную проводимость, что позволяет уменьшить костно-воздушный интервал. Нельзя сказать, что данная ситуация 100% требует покупки хорошей акустической системы. Но, если есть возможность, то точно стоит послушать музыку именно с помощью добротных колонок. Это всегда нечто достаточно тяжелое, скажем, хотя бы 12-15кг на пару колонок: иначе не будет нужной костной проводимости и проще послушать просто с помощью наушников.

Конечно же, очень важно делать замеры в ритме. Примерно каждые дней 6 стоит сделать домашний замер слуха. И отслеживать динамику. Если очень интересно, то можно сделать замеры и чаще порой. Скажем, кажется, что сегодня слух точно отвратителен и тут же сделать дополнительный замер: нередко может оказаться, что на самом деле слух стал лучше, а значит резко другим. Но в любом случае, всегда интересна динамика за недели, а не стремиться заполучить каждый раз только все лучшие точки на замеры.

Будет полезно просто даже для себя записывать кратко наблюдения в течение дня. И затем подводить итог. Очень важно посмотреть, куда уходит внимание. Нередко хочется очень кратко описать то, что слышно. Как бы сухо узнать поскорее звуки. Но важно вынуждать замечать себя много звуков, деталей, имитировать интерес к звукам. Замечать слышны звуки ещё и далекие, есть ли внимание к близким звукам. Как правило, есть всегда сознательное стремление услышать верно. Скажем, точно понять смысл сказанного собеседником. Но, если ситуация не слишком ответственная, то крайне выгодно заметить нюансы произношения, окраску голоса и не только. Хотя, как правило, гораздо больше звуков есть не речевых. И их использование гораздо более выгодное. Если к восприятию речи есть требования, то совершенно нет требований к тому, какой звук ключей, когда их нужно достать из кармана и открыть дверь. Нет требований к тому, как трется полотенце о руки, лицо или отрезается ножом кусочек яблока. И такие звуки гораздо выгоднее.

Однозначно будут разные дни. Порой будет казаться, что всё плохо. Но выбор крайне прост: либо стараться увести внимание на реальные звуки, на слышимость «вне» себя, либо фактически получится привычное игнорирование звуков. И стоит просто стараться все чаще задействовать слух, слышимость звуков вокруг. Это плавно даст шанс слышать качественно иначе. Особенность работы заключена в плавности. Постепенно лучшее состояние чуть сдвинется и станет порой ещё лучше слышно. Худшее тоже чуточку подтянется. В среднем, план – получить улучшение около +5дБ каждые 3 недели работы. Хотя, на старте может быть понадобиться чуть больше времени, чтобы сдвинуть ситуацию.

Несколько повторюсь, но особенность такого падения слуха будет в подвижности. Дома замеряется всегда воздушная проводимость (в наушниках). Потому, не стоит удивляться разнице порой и в 10-15дБ. Всегда интересно, чтобы в среднем замер сдвигался. И чем ближе будет ситуация к норме – тем слух будет стабильнее. И будет более уверенно слышно. Пока что, ситуации, когда есть сомнения или банально не получилось хорошо выспаться – будут давать больше шума, слух в моменте будет объективно хуже. Это просто особенность падения. Мало того, такой слух и правда легче сдвигать. И в самых дискомфортных ситуациях очень выгодно уводить внимание на разницу состояний. Разницу восприятия. Замечать момент, когда одно состояние слуха сменится на другое.

Очень важно учесть, что есть активной работы до 10-15 минут в день максимум. И около часа, пусть даже порой и полтора часа музыки, явной слуховой нагрузки. Но нужно строго дозировать внимание к шуму. Постараться с каждым днём не тратить больше явного внимания к слуху, чем 15 минут, а затем и менее. Ведь цель – все меньше отличаться от среднего здорового человека. Потому, если сегодня фонового внимания к тиннитусу пусть есть 1,5 часа в день, то хорошо бы плавно уйти на час и 10 минут в день. Затем 50 минут в день. И так далее.

Отдельно стоит учесть, что банальный насморк будет довольно явно и долго отражаться в виде ухудшения слуха. Вполне можно ожидать спад в моменте порой и до 10-15дБ. И в случае простуды, лучший вариант, постараться оставить достаточную слуховую нагрузку. А также не пугаться снижению показателей: нередко слух остаётся сниженным около недели после момента, когда кажется, что человек уже полностью здоров.

Пожелаем успехов в исправлении!

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *