Многим кажется, что тугоухость – это снижение громкости восприятия всех звуков. Конечно же, так это точно не работает. И для понимания ситуации – попробуем разобраться с любым падением, сравнив с любым аудиофайлом, аудиозаписью.
Вот человек поет в микрофон. И можно услышать как яркие ноты, так и дыхание носом или лишние звуки, от которых все хотят избавиться. Мало того, если слушать громко, можно услышать массу лишних деталей, фоновых. Тем более, если звук записан не на студии, а просто в реальной жизни.
Далее окажется, что любая звукозапись – это всего лишь возможность фиксации звука на определенной частоте с определенной громкостью. Грубо, слух позволяет сравнивать 300 раз в секунду соседние именно по времени звуки. Скажем, вот только что на 500Гц было 55дБ, а через 1/300 секунды – стало 59дБ. Вернее, запись звуков есть во всем слышимом диапазоне одновременно, как и восприятие этих звуков мозгом.
Правильнее обозначить такой эффект можно, используя термин «динамический диапазон». Скажем, чтобы понять хорошо записанную речь, нужно иметь возможность записи/воспроизведения хотя бы около 12-15дБ динамического диапазона (ДД). Впрочем, все мы привыкли скорее слышать 20-25дБ ДД в качестве минимума. А на деле, немало записей даже просто на ютубе – до 50-60дБ динамического диапазона просто для речи.
Что будет, если слух упал? Человек не сможет услышать самую тихую деталь. Окажетя, что есть реальные звуки или музыка – и самые тихие детали, пусть около 10000-16000Гц теперь могут быть услышаны минимум на 10дБ громче, чем раньше. Пройдет ещё полгода и окажется, что теперь аж на 15дБ, да ещё и на 8000Гц есть спад. Постоянно теряется возможность услышать тихие детали на определенной части диапазона: громкие все ещё могут быть слышны также.
Далее окажется, что потеря первые 5-10 децибел – едва ли отразится на том, что и как слышит человек. Есть немалый запас. Никто не слушает под предел возможностей. Но, затем слух плавно падает. И человек привыкает слышать меньше, меняет свое поведение. Чаще всего не замечает странностей или замечает тиннитус, шум в ушах. Собственно, причина шума – это неспособность услышать все звуки одинаково хорошо: мозг пытается это компенсировать.
Каждое следующее снижение слух как бы «съедает» самые тихие детали. И в реальной жизни такой процесс может длиться 10 лет незаметным. Человек будет уверять, что все хорошо слышит. Мало того, можно попутно привыкать слышать все меньше и «выжимать» как можно больше информации. Можно сказать, что есть правило: как только где-то падение явно превышает в среднем 30-35дБ на аудиограмме, то эта часть диапазона уже толком не используется.
Впрочем, надо вернуться к звукозаписи. Самые лучшие звукозаписи 50 лет назад имели меньший динамический диапазон. И это легко слышно сегодня, что записано так себе: тихих деталей нет: самый яркий пример с качеством записи речи в фильмах 50-70 лет назад и сегодня. Или же, вот можно позвонить за городом с мобильного телефона, когда сети толком нет: плохо, но слышно собеседника. Информативность есть! И другое дело, когда доступен отличный интернет и супер связь для общения: толком слышно также, как если бы встретились вживую.
Кстати, кто-то заметил тот факт, что теперь по телефону есть эффект присутствия, которого ранее не было? Телефонный стандарт современный стал включать в себя очень высокие частоты, – вот и весь секрет.
И в конце самое сложное. Вот стал слух лучше на 10дБ. Что изменилось? Окажется, что теперь слышно более тихие детали в какой-то части диапазона. Стало ли громче? Стало ли лучше слышно речь? Какие-то ещё странные вопросы, которые не относятся к делу. Хотя, безусловно, в конце действительно все хорошо слышно, когда падения не остаётся.
P.S. Часто возникает идея: раз тихих звуков не слышно, так может всё сделаем громче? Увы, так не работает, любой звук – это сумма связанных деталей. И поднимая в громкости буквально даже на 2 децибела – будут получены искажения. Звук должен быть гармоничным. И мозг просчитывает те самые гармоники. Потому, подняв всё в громкости, хорошего решения проблемы не обнаружить. И снизить громкость – тоже окажется не лучшей идеей. Скажем, если записать звук кипящей воды в кастрюле с 30 сантиметров, то это будет не только громче записи с 50 сантиметров, но и совсем другой звук. Другие детали и нюансы формально того же кипения воды. Или любого другого реального звука в жизни даже вне техники: без звукозаписи и воспроизведения.