Тиннитус, небольшие странности и хорошая аудиограмма. Рекомендация со слухом №93

Ситуация со слухом случилась довольно стандартная: вроде бы, после обычной простуды – начало шуметь, странные ощущения от слуха. Но на аудиограмме, полученной у врача, очень высокие показатели. Даже забавно, ведь возраст примерно 38 лет: а многие ложно уверены, что именно возраст как-то влияет на слух. Были традиционные попытки сделать что-то со слухом «сосудистыми препаратами». Но ожидаемых результатов все эти действия не принесли. Ситуация свежа: прошло примерно 3-4 месяца от явного старта. К тому же, порой становится даже вполне комфортно в плане слуха, тиннитуса. Посмотрим, что можно предпринять.

Для начала отмечу несколько важных моментов для данной ситуации:

  1. Есть популярная идея про то, что нужно найти явную причину наличия проблем. Чаще всего ничего такого не обнаруживается. А тем временем, время идет. И слухом получается все дольше пользоваться своеобразно странно. Потому, с каждым месяцем, годом – можно найти все больше нюансов на разнообразных замерах, исследованиях. Также эта идея приводит к бесконечному «копанию в прошлом»: может была громкая музыка, что-то ещё? И ничего толком не находится. А силы, внимание и время потрачены;
  2. Для исправления ситуации всегда важно обратить внимание именно на слышимость в повседневности. И, что самое главное, важно то, что происходит каждый день. Повседневные мелочи. И если внести изменения в использовании слуха буквально на 1%, то на интервале времени хотя бы от нескольких недель это даст заметный сдвиг;
  3. Очень важно всякий раз пользоваться такими идеями, которые подразумевают улучшение на аудиограмме. Да, к сожалению, редко у врача делают замеры до 20000Гц. Тем не менее, интересно не только проверить слух, но ещё и стараться использовать только те подходы, медикаменты, идеи, которые подразумевают улучшения. К сожалению, нередко вопрос в том, что слух даже просто не проверяют, пока показатели снижаются. Потому так важно не делать того, что не подразумевает прогресс или попросту вредно;
  4. Важно понимать, что даже обычная речь – это не только «речевой диапазон» от 250Гц до 4000Гц. На самом деле толком любой звук в быту потенциально может быть слышен от 20Гц до 20000Гц. И потому, изменения слышимости около 50Гц или 14000Гц – будут ярко влиять на слышимость, наличие шума;
  5. В целом, мозг ждет, что слышно будет одинаково хорошо всюду. Грубо, должна быть очень ровная линия во всем слышимом диапазоне. И особенно на старте заметно, что шумит именно на проблемных частотах. Все, что как раз чуть хуже 20дБ на аудиограмме – это повод для шума. Как правило, далее шум снижается по частоте, меняется, слышно как бы несколько фоновых шумов;
  6. Яркий индикатор – шум после аудиометрии. Проверяя слух дома или у врача может появиться писк после проверки 12000Гц (или иной частоты). Причина этого события состоит в том, что привычно этот диапазон не используется в быту, каждые день, в течение недель и месяцев. Собственно, это и есть «ключ» ко всему исправлению слуха: надо стараться задействовать слух под текущий предел слышимости. И вот такой вот своеобразный опыт проверки слуха или громкой музыки – вынуждает человека задействовать те части диапазона, где давно не было нагрузки, использования. Можно сравнить это с попыткой взять и связать несколько пальцев. Или вовсе привязать руку к туловищу. И затем недели 3-4 так и делать любые дела: не удивительно, что будет очень некомфортно шевелить пальцами/рукой спустя время. Хотя отдельно надо учесть, что сигнал при проверке слуха – синусоида – всех бесит. Да и привыкнуть к ней нельзя. А также важно учесть, что хотя ощущения неприятные будут в ухе или, как в примере, в руке, на деле – эти ощущения скорее внутри мозга;
  7. Безусловно, можно явно выделить очень яркие, мешающие моменты с тиннитусом, порой даже может быть легкое головокружение, разные ощущения в ушах, искажения звуков. Но, для исправления нужно увести внимания на то, как и что слышно в течение любого дня. Важно понимать, что слух – это второй по информативности орган чувств после зрения. И, к тому же, самый быстрый орган чувств: работает со скоростью до 1/300 секунды. Потому, около 90% внимания во время работы – надо уделить именно слышимости;
  8. Фактически мозг занимается тем, что старается вначале услышать все одинаково хорошо. И шумит по краям диапазона. Затем это превращается в поиск шума, отслеживать разницу только по шуму. И масса внимания к течение дня уходит только на шум, ощущения в ушах и рассуждениях по поводу. Очень важно дозировать внимание. Не игнорировать проблему, но посвящать минимум внимания шуму и странностям;
  9. Уши управляются мозгом. Есть слуховые центры мозга, которые занимают до 1/7-1/8 части мозга. И потому настолько сильно влияет шум на состояние в целом. Тем не менее, нет задачи научиться правильно слышать. Всякий раз вопрос в том, чтобы заметить какие-то странности, ошибки + имитировать нормальный слух. Цель должна состоять в том, чтобы с каждым днем сокращать разницу между текущим состоянием слуха и состоянием слуха действительно здорового человека. И если здоровый человек чего-то такого не делает, то надо стремиться к тому, чтобы убрать любые странные действия. И быть все более похожим на здорового человека в контексте слуха. Но, обязательно плавно;
  10. Всякий раз есть возможность немного иначе задействовать слух. Делать по-старому или по-новому. Потому, реальные сдвиги обычно заметные хотя бы через 3-4 недели. Собственно, часто есть ошибка: попробовать что-то сделать и за максимум 2-3 дня ощутить разницу, сделать вывод. В процессе исправления нет каких-то сильно действующих медикаментов или чего-то ещё подобного. Как раз даже просто интересно взять и попробовать самостоятельно немного иначе действовать в плане слуха в любой ситуации. Потому, перемены довольно плавны. Тем не менее, это не подразумевает годы работы над слухом вовсе;
  11. Часто бывает ощущение заложенности, ваты в ушах/голове. Дело в том, что это является ярким индикатором снижения слышимости на высоких частот. Скажем, если воткнуть вату в ухо или одно берушу, то снизятся как раз высокие частоты и часть средних. А низкие частоты слышны будут едва заметно тише. Но как раз создаётся то самое ощущение оглушенности. Обычно же, у врача высокие частоты не оценивают (свыше 3000-4000Гц). Потому и такого плана странности всюду не связывают именно со слухом, слуховыми возможностями.

В наличии есть пара свежих замеров, полученных у врача. И ситуация интересна тем, что фактически в наличии слух выше нормы. Хотя на сегодня можно заметить какие-то странности, но они затрагивают лишь края слышимого диапазона. Мало того, две аудиограммы, сделанные в разных местах содержат в себе популярные ошибки. И разбор этих ошибок как раз даст возможность понять, какой слух действительно может и должен быть.

Удобно рассмотреть обе аудиограммы вместе: более старая сделана до 12500Гц, свежая (ей всего несколько дней – до 8000Гц). Можно заметить, что на первой аудиограмме есть масса точек на 0дБ, в т.ч. даже на 125Гц (это важно). На втором замере – показатели фантастически доходят до -10дБ. И с этим моментом важно разобраться.

Воспользуемся справочным графиком. Важно понимать, что за 0дБ принято звуковое давление в 20мкПа. И действительно, есть шанс услышать меньше 0дБ около 2000-5000Гц. Это и будет самым чувствительным местом слуха. Потому, нормально ожидать, что при отличном слухе лучшие показатели будут около 2000-4000Гц. Или 2000-6000Гц. Бывает, что и 1000-8000Гц, но лучшие точки строго около 3000Гц или чуточку выше. А что же мы видим на аудиограмме? Внезапно оказывается, что 125Гц слышно лучше, чем 2000Гц или 4000Гц правым ухом на старом замере. Или 250Гц слышно лучше, чем 6000Гц, что невозможно.

На более свежем замере есть аналогичные странности. Конечно же, нет никакой возможности услышать на -5дБ 500Гц. И скорее всего, весь график просто завышен где-то на 10дБ. И в такой ситуации очень удобно просто увидеть разницу. Тут же заметно, что левое ухо показывает не лучшие показатели около 2000-4000Гц по воздушной проводимости. Чуть меньше странностей справа: там 500Гц слышно также хорошо, как и 2000-4000Гц.

Также на свежем замере есть очень интересных 2 момента. Во-первых, явно снижены низкие частоты на фоне всего остального. Разница между 125Гц и 500Гц справа – аж 15дБ! И это действительно много, когда в норме разница должна быть 5дБ. Во-вторых, в ряде мест есть повышенный костно-воздушный интервал: разница между костной и воздушной проводимостью доходит аж до 15дБ.

Стоит уточнить, что возможно свежий замер был сделан при небольшой простуде. Тем не менее, если забыть о слишком высоких показателях – замер сходится с тем, что мы видим дома.

Очень важно уделить внимание тому факту, что в рамках диапазон 125-8000Гц мы видим разницу до 15-20дБ между точками, что очень много. Да, это было бы нормально, если бы именно около 3000Гц был бы отдельный пик. Но мы видим скорее общую нестабильность, массу странностей. Впрочем, так или иначе все точки попадают до 20дБ. И, как и указано врачом: снижения слуха действительно формально нет.

На самом деле, снижение слуха действительно в наличии. Просто надо понимать, что мы имеем дело со слухом, который изначально выше нормы. И снижение слуха где-то на 5-10дБ или просто нестабильность слуха – остаются незамеченными. Такая разница обычно никого не интересует. Как и мало кого волнуют столь чудовищно высокие показатели, которые проверить нет никакой возможности: особенно костную проводимость на -10дБ.

Далее есть пара замеров домашних. Стоит учесть, что в моменте слух несколько снижен из-за вероятного отита(?), слышно несколько иначе. Потому и есть ярка разница между замерами около 100-10000Гц. Тем не менее, можно заметит самое интересное: на свежем замере именно около 1000-4000Гц есть пик слышимости. И, как уже выяснили, хотелось бы, чтобы пик был не только до 4000Гц, но хотя бы до 6000Гц или чуточку выше, раз уж 1000Гц тоже слышно лучше обычно.

Но самое интересное – это спад слышимости свыше примерно 10000-12000Гц: 14000Гц слышно резко хуже. Аналогичная ситуация и по низким частотам. Вот 80Гц слышно почти также, как и все выше. А уже 60Гц заметный спад. Причем, нет ошибки в том, что левым ухом слышно 40Гц лучше, чем 50Гц. Это как раз типичная нестабильность свежих снижений слуха.

Важно понимать, что слух и должен быть снижен ближе к 20Гц и 20000Гц. Также есть ограничение просто по наушникам. И потому, невозможность услышать ниже 40Гц – это не проблема. Фактически мы видим небольшой спад по краям диапазона + некоторую нестабильность, странность ближе к середине слышимого диапазона. Это очень типичная картина при начальном снижении слуха, когда скорее не используются очень высокие частоты. И все сводится не к чистому падению, а общей странности, не идеальности замеров.

Конечно же, можно сказать, что такие отличные показатели для 38 лет – это очень невероятно хорошо. Но вопрос всегда в том, чтобы человек слышал именно свою норму. И как раз типично, когда на самом старте ситуации с шумом, гиперакузией – есть незначительные странности. Они нестабильны. И вроде бы показатели очень хорошие, но нюансы каждый раз странные. Вот даже дома, 12000Гц слышно отлично, а на 14000Гц очень резкий, большой спад. Аналогично и по низким частотам: резко хуже, хотя совсем рядом точки. Или же у врача – повышен костно-воздушный интервал, лучшие точки не в самом чувствительном месте.

В силу того, что слух выше нормы, может казаться, что все такие мелочи не интересны. Но на деле, аудиограмма в норме – всегда более ровная, более стабильная. И это вопрос не только самого графика аудиограммы. А ещё и использования слуха каждый день.

В такой ситуации очень удобно разобраться в причинах гиперакузии, которая порой бывает. Дело в том, что любой громкий звук – легко слышен до 14000Гц, а то и до 16000Гц+. Аналогично и в области низких частот: громкие звуки слышно до 30-40Гц, а порой и ниже. И получается, что в местах, где есть снижение – нет опыта услышать. И громкие звуки кажутся неприятным. Скажем, в быту это может быть посуда, «писк тормозов» автомобиля и не только, какие-то громкие работы механизмов, ремонт. Хотя это могут быть просто неприятные звуки, как и любому человеку. Вопрос именно в нагрузке на те части диапазона, которые давненько не задействуются.

Итак, какие проблемы есть:

  1. Скорее всего, хотя слух всю жизнь был выше нормы, не было явной привычки пользоваться слухом выше нормы;
  2. Есть небольшое снижение слуха по краям диапазона;
  3. Нестабилен слух на средних и высоких частотах, что часто приводит к странным ощущениям, искажению восприятия звуков;
  4. Непосредственно проблема шума в ушах и другие странные ощущения, которые подвижны (как и показатели на замерах).

Что же делать?

Начать нужно обязательно с понимания ситуации. Очевидно, что на сегодня с социальной точки зрения в принципе нет никакого снижения слуха. Потому, очень важно не уговаривать себя в том, что с ушами всё очень плохо. На самом деле, проблема касается примерно 5-8% слышимого диапазона максимум. И в реальной жизни слух выше нормы не является слишком удобным. Зачастую никто не замечает супер талантов, пока не столкнется со сложностями. Тем не менее, критично не игнорировать небольшие нюансы: весь слышимый диапазон строго цельный.

На практике, видно, что ситуация со слухом – подвижна. И раз снижение свежее, то вопрос не именно в том, чтобы буквально получить улучшения: хотя этого стоит достичь. Скорее вопрос в том, как слух задействуется. Дело в том, что уже сейчас видим подвижность слуха. И скорее вопрос в том, чтобы стабилизировать ситуацию на лучших показателях. Впрочем, основная работа над слухом – задействовать слух под предел возможностей. Типичная ошибка состоит в том, что не взирая на то, что легко, без усилий слышно от 80Гц до 12000Гц, вероятнее всего использоваться будет слух скорее от 150Гц до 6000Гц максимум. Что как раз и интересно проверить.

Стоит начать с понимания того, что такое любой звук. Пусть это слово, надевание носков или открытый кран с водой. Пусть есть даже есть попытка просто сказать протяжное «А-а-а». В таком случае выяснится, что есть определенная частота, скажем, около 270Гц. А также будет масса других пиков, которые правильно назвать гармониками. И фактически любой звук, деталь звуковая – это масса звуков, которые постоянно меняются действительно от 20Гц до 20000Гц. Как бы есть очень-очень много мелких деталек, звуков, которые слышны вместе. Причем, они ещё и очень быстро меняются. И слово или просто упавшее яблоко на пол – это череда разниц во всем диапазоне. Фактически уши позволяют «снимать» информацию во всем диапазоне, а мозг фиксирует разницу, которую удается заметить.

Важно учесть, что нет никакого шанса успеть подумать про звуки: это ужасающе быстрый процесс, реально до 1/300 секунды человек слышит. Например, если видео рассинхронизировано на 20-30 миллисекунд со звуком – это явно бесит буквально всех. Также стоит учесть, что мозг постоянно не просто получает информацию от ушей, но и адаптирует их к тому, что происходит. Скажем, пусть идет ремонт дороги – и мозг может отфильтровать громкие звуки скорее на низких частотах, чтобы было возможно что-то услышать при общении по телефону в этот момент.
Фактически весь слышимый сигнал внутри мозга делится на примерно 6-7 частей. И отдельно обрабатывается информация от левого и правого ушей: отдельно очень низкие, затем низкие частоты, начало средних, чуть выше, граница средних и высоких и так далее. Затем «сводится». И фактически, бинауральный слух – это не вопрос суммирование информации слева и справа, а иной обработки, дополнения. И это важно, т.к. бинауральный слух – это в большей степени про высокие частоты.

Формальная проверка слуха у врача – это оценка лишь 250-4000Гц, а нередко и 500-3000Гц, т.е. примерно 30-40% слышимого диапазона. Причем, часто требования врача выше, чем социальные. Потому, можно уверенно привыкнуть не слышать ниже 100Гц и свыше 10000Гц. Вернее, не задействовать. Не обращать внимание. А значит, внутри головы нет нейронных связей. И конкретные подполя мозга звуками вообще не заняты: те, что должны обрабатывать очень низкие/высокие частоты. И если вначале свыше 10000Гц не используется, то затем эта планка плавно и, чаще всего, незаметно снижается.

Далее окажется, что мозг все же хочет получить информацию всюду. Но, есть снижение. И приходится додумать. Скажем, как послушать старую запись, которая записана с шумами. Или, что ещё точнее передаст смысл тиннитуса: пусть есть очень тихая запись, а её пытаться сделать громче, приобретя даже супер усилители и наушники, колонки, то я появятся очень своеобразные искажения звука, шумы. Тиннитус же каждый раз разный: зависит от конкретного падения, опыта и строения мозга. Потому, никогда не получится договориться про то, как именно шумит.

Фактически, невнимание к звукам менее 100-150Гц приводит к тому, что они привычно не используются. Как и другой край слышимого диапазона – свыше 8000Гц. Собственно, понимая этот момент – далее важно обращать внимание в ритме на эти части диапазона.
Почему так важно всё это буквально понимать и знать? Дело в том, что для каждого с детства привычно использовать в социальном среде, если не 250-4000Гц, то максимум от 200Гц до 6000-7000Гц. Все копируют действия друг дружки, впитывают с воспитанием. А другие части диапазона никому не нужны: остаются привычно без внимания. А значит, нет и цельности восприятия. А чем так важно цельность восприятия? Гармониками! Ведь если не слышно около 10000Гц также хорошо, как раньше, то ряд деталей, звуков – банально не услышать. Вроде как, все ещё можно всё понять, слышно отлично. Но мозг не в силах просчитать гармоники. Собственно, потому на любых наушниках и акустических системах пишут, что коэффициент нелинейных или гармонических искажений не более 0,1%. Это слышит любой человек, даже не имея никакого музыкальной образования и не только. Если этот самый коэффициент будет около 1% и выше, то моментально будет слышно любому, что звучит ужасно. Со слухом это работает похожим образом, но никто не замечает: если чего-то уже не слышно, то просчитать гармоники больше банально не получится. И требования снижаются.

Чисто с практической точки зрения, для работы над улучшением – очень удобно начать именно с разницы. Смысл работы толком любого органа чувств, а особенно слуха – это фиксация разницы. Внимание к разнице. Ведь любой звук – это сумма таких вот «разниц». И можно несколько имитировать работу слуха. Важно постараться сместить внимание с проблемности слуха, странностей – на разницу. Скажем, пусть вот сейчас шумит. И сразу интересно: а что будет через 5 минут, час? Это не означает, что надо следить весь час или днями. Вопрос именно в том, чтобы на мгновение обратить внимание именно на перемену со слухом. Динамику. Но не только внимание к разнице по шуму: как слышно знакомые звуки дома, на улице, в магазине, как воспринимается музыка сегодня или конкретно звук протирания стола.

Фактически, слух постоянно адаптируется к разным ситуациям. Пусть есть эхо в подъезде, специфическая акустика в ванной комнате, шум на улице или аккуратный сдвиг бумаг на столе. Каждый раз задача состоит в том, чтобы заметить разницу, постараться адаптироваться к тому, что происходит.

Нужно раз 10-15 в день стараться заметить разницу. Причем действительно удобно замечать разницу именно по шуму. Или пусть есть другие неприятные эффекты – интересно заметить, когда ситуация сменится. Ведь постоянно слух подвижен. И даже худшее состояние слуха подвижно, а затем сменяется другим состоянием. Впрочем, аналогично интересно и услышать что-то классно, необычное заметить и не только.

Очень важно именно концептуально отказаться от идеи о том, что надо неустанно следить за слухом, волноваться, что-то ощущать. Любой орган чувств не может неустанно давать информацию дольше нескольких секунд. Потому, вопрос не в том, чтобы заметить разницу – а именно обратить внимание. Не проверять есть ли шум, не испытывать себя на прочность. А просто попытаться заметить.
Эти действия заодно позволят узнать настоящую статистику, ситуацию со слухом. Вероятнее всего окажется, что представления и реальное состояние слуха, ощущения от ушей – не совпадают. И это очень хорошо: для того, чтобы эффективно действовать, мозгу нужна наиболее точная информация о происходящем для неустанной адаптации.

Второй важный аспект – слуховые акценты. Это тоже имитация того, что должно происходить в норме. Очень важно в течение дня 30-40 раз в день заметить какие-то детали. В силу текущей ситуации со слухом внимание будет направлено на края слышимого диапазона. Но не сразу именно около 14000Гц: очень важно плавно стараться пробовать задействовать активно до 5000-6000Гц, затем до 9000Гц и так далее. А также вплоть до 200Гц, затем до 150Гц, 100Гц и ниже.

В плане акцентов важно не пытаться услышать – а обратить внимание, задействовать то, что уже слышно. Само внимание каждый раз длится до 1-2 секунды максимум: буквально мгновение. И, как не трудно посчитать, нужны акценты, внимание к разнице и не делать каких-то явных ошибок (о которых ещё ниже). Всего активной работы, внимания будет строго до 10-15 минут в день, включая даже запись наблюдений. Причем, через пару недель нужно будет чуть меньше времени, чем на старте.

Акценты удобно разделить на внимание к высоким и низким частотам. В плане низких частот всегда удобно обратить внимание на далекие звуки, в т.ч. за преградами. Скажем, отличный акцент: вот звуки на кухне – и далеко за окном. Или вот «тут» вы идете, а «там», в 50м, едет машина. Причем удобно вначале просто замечать звуки подальше. А затем и как бы провожать машины на слух, чтобы объект перемещался. Или же хорошо слышно за стеной. И спустя несколько недель – добавлять деталей. Пусть какой-то звук слышен в 100 метрах. Но всегда даже в такой ситуации есть избыток деталей. Например, хоть и не идеально слышно происходящее за дверью (дверь-то мешает), но все равно есть масса подробностей происходящего внутри. Придется выбирать, что из многих моментов заинтересует больше или будет более необходимо.
Всякий раз важно подбирать такие звуки, которые точно хорошо слышны. Не едва слышны, а именно легко обратить внимание. Подчеркнуть. Также в плане низких частот подойдет внимание даже к стиральной или посудомоечной машине: все, что внутри любых «коробочек» (преграда) как раз слышно до 500-1000Гц максимум.

Есть известная особенность распространения звуков в пространстве: чем ближе звук, тем больше шансов услышать до 20000Гц. Потому, просто вытереть руки полотенцем – это звук до 20000Гц. А вот вдали слышны звуки до 500Гц и ниже. И очень удобно сознательно подчеркивать, что слышно явный контраст «тут» и «там», направление звука. Стоит учесть, что в городе такое правило работает несколько иначе: есть отражение от домов, асфальта. И порой очень удобно заметить, как машина едет вдаль, но с какой-то стороны есть расстояние между домами – и есть особенность акустики города.

В плане высоких частот всегда интересны детали, эмоции. Как нечто звучит, есть ли нечто забавное. Отличным вариантом акцентов будет задание заметить бесполезные звуки. Нечто, что слышно фоном. Акустика помещений, явное отражение звуков. В какой-то момент будет удобно заметить, что слышно как бы в радиусе 50-100 метров. Вот даже просто в помещении – легко слышно все вокруг, в т.ч. за стенами, окном. Или в машине слышно все классно, а ещё и массу всего за закрытыми окнами.

С каждой неделей есть смысл обращать внимание все больше на близкие звуки, избыточность детализации. Причем, всегда должна работать формула, что надо не напрячься, а легко услышать. Можно заметить, что всякий раз уши адаптируются к особенности помещений. Например, легко записать видео на телефон, будучи где-то в гостях. Послушать спустя время в наушниках и удивиться ужасному эху в квартире! Дело в том, что мозг постоянно подстраивается. И очень интересно заметить этот эффект.
Критично не пытаться банально описать в стиле: а что из звуков есть? Дело в том, что на сегодня точно хорошо слышен речевой диапазон. И потому, всякий раз есть цель делать акценты там, где слышно, но не используется. Скажем, легко услышать много звуков в магазине. Или один звук выделить из многих. В этом нет никакой сложности. Потому, такого плана акценты нет смысла ни делать, ни записывать. Ведь внимание, силы, возможности – всегда ограничены.

Спустя примерно 3-4 недели будет удачным вариантом понаблюдать за людьми. Да, есть типичные ошибки, когда произношения звуков «с», «ш», «щ», «з» становится проблемным из-за снижения слуха. Но, интересно не только заметить ошибки людей в речи из-за снижения слуха – а общую странность поступков в быту, т.к. люди просто не слышат. Скажем, высокие частоты создают ощущение «здесь и сейчас». И потому, тяжело не заметить, как кто-то стучит в дверь или зовет: есть звуки «тут» – и легко слышно, как «там» что-то поменялось. И удобно заметить, как люди путаются откуда звук, что происходит. Или не замечают, что задели листик на столе и он упал. Можно найти ещё интересные моменты. И выгодно порой наблюдать за странностями.

Безусловно, можно сделать часть акцентов и в музыке. Но очень важно учесть, что в течение дня больше всего не общения или каких-то супер ярких ситуаций, а буквально «бытовухи». Дело в том, что слух работает все время бодрствования, около 16 часов в сутки. Мало того, с утра тоже можно проснуться от будильника. Потому, лучший вариант повлиять на ситуацию со слухом – постараться иначе задействовать слух в делах, просто надевая кофту, двигая тарелку на столе или просто отрезая кусочек яблока. Любая ситуация может отлично подойти: даже просто обратить внимание на открытие баночки с кремом, раскрытие пакета с овощами или какой-то упаковки печенья. И в любой ситуации можно попробовать задействовать слух чуточку иначе.

Часто есть уверенность, что вокруг уже все звуки известны. Но на самом деле, чтобы это понять, нужно услышать звук, затем сравнить с тем, что было в памяти и обнаружить лишь общую схожесть. Человек никогда не может действительно надежно на все 100% запомнить звуки. Память искажается. А слышать речь или узнавать знакомые звуки получается именно исходя из схожести звуки: мозг ищет именно похожесть на нечто. Мало того, всякий раз разная влажность и температура в помещении, банально подвинут стул или не удалось хорошо выспаться: все это сильно влияет на то, как слышно любые звуки. Даже сдвиг головы буквально на 1-2см. Потому, фактически есть каждый раз новые звуки. И если кажется, что уже все в жизни удалось услышать и ничем не удивить, то очень важно имитировать интерес к звукам. Слух – он живой. Нет и не может быть одного и того же звучания даже, если поставить акустическую систему в специально подготовленной комнате. Всегда есть некая разница. И очень важно подходить к звукам так, как если ждать чего-то нового.

Например, никто не готовит коленку к ходьбе, если с ногами все отлично. Коленка пассивно готова начать активно работать, когда человек захочет встать. Так и работает слух: пассивно готов к новому. Нет напряженного ожидания. Просто всегда есть возможность услышать ещё и ещё. Не всегда это супер классные звуки. Пусть нудные, противные или просто отвратительные. На самом деле, такие звуки даже интереснее: в них тогда явно есть высокочастотная составляющая, есть внимание к этому! Скажем, пусть бесит голос мужчины около касс в магазине. Почему бесит? Нет никакой причины, просто есть нечто такое вот странное. Нет цели конкретно описывать, просто заметить эмоцию. Или забавно получилось снять кожуру чуть зеленовато банана или услышать как прорезает нож картошку.

Никогда не стоит пытаться услышать нечто на границе: смотреть ТВ тихо или слушать музыку тихо. Всякий раз должно быть слышно легко. А прослушивание музыки действительно должно быть достаточно громким. Дело в том, что любой звук должен звучать так, как есть. И музыка изначально действительно громкая: слушая тише, чем в записи – будет восприниматься звук искаженно.


Фактически, любые обычные наушники не могут дать громкости свыше 90дБ. И вопрос вредной громкости для слуха весьма удивителен. Дело в том, что человек просто устает от длительного высокого звукового давления: всем просто не хочется слушать долго громко и сложно представить, как можно сознательно себе навредить именно громкостью прослушивания. Впрочем, просто так высокую и действительно вредную громкость так легко не добыть: для этого придется либо сходить на музыкальный концерт, взять какой-то инструмент в руки или приобрести себе акустическое оборудование. Впрочем, бывают и громкие природные явления, когда громкость превысит и 100дБ: гром, ветер, гавканье собаки или даже мычание коровы.

Отдельно важно учесть, что вот есть снижение слуха по краям диапазона. Но, предположим, что есть музыка. И будем слушать её на таком уровне громкости, что именно пик будет 85дБ: обычно это на 1-2 деления ниже максимума в любых наушниках и телефоне. Далее окажется, что в музыке или в любом звуке есть и тихие, и громкие детали. Вот эта разница называется динамическим диапазоном. И чтобы хорошо услышать музыку надо бы иметь хотя бы 25дБ динамического диапазона. Часто он есть ещё больше. Как яркий пример, фильмы созданные лет 70 назад имели отвратительный звук/озвучку, т.к. возможности записи были низкими. Потому там все звуки примерно одинаково равной громкости. А вот сегодня динамический диапазон значительно больше: в кинотеатре одинаково хорошо слышен шепот в фильме, а также очевидно очень громкие сцены, скажем, рева мотора мотоцикла и не только, что аж кресло трясется. И никто не двигает громкость всей аппаратуры в процессе просмотра.

Но, вернемся к прослушиванию. Вот есть пик в 85дБ. И минимальная громкость около 55дБ. Окажется, что при такой ситуации текущее падение не будет иметь никакого значения: получится слышать также, как и здоровый человек. Любой звук, громкость которого превышает падение ваше или реально тугоухого человека – слышно точно также правильно, как и человеку с отличным слухом. Потому, очень выгодно пользоваться такими моментами. Не только в музыке, но ещё и принимая душ (легко около 80дБ), просто на улице нередко громко и другие ситуативно громкие ситуации.

Конечно же важно помнить, что любой человек в тихой ситуации не слышит краёв диапазона (тот самый график, которым мы пользовались для разбора аудиограмм). И этим сознательно удобно пользоваться. Вот получилось аккуратно подвинуть телефон, лежа на кровати. Это будет тихий звук. Но далее получилось пойти умыться – и это значительно более громкий звук. А значит, его потенциально слышно «шире». Только что было тихо дома, а на улице на 20-30дБ громче. К тому же, много машин, автобусов. А может даже метро, поезда. Где-то идет ремонт или банально блендер в руках.

Вообще, правильным пониманием снижения слуха будет факт того, что динамический диапазон снижается. Не слышно тихих звуков, деталей. А громкие – все слышны правильно. Хотя, конечно же, важно учитывать, что слышимый диапазон цельный. И любой звук обладает деталями/гармониками толком во всем слышимом диапазоне. Потому, любое небольшое снижение как раз и характерно тем, что пропадает требовательность к слышимости. И мозг привыкает очень примерно что-то слышать, хотя возможности в наличии гораздо большие: но ими никто не пользуется. Но, важно не винить себя, а просто задействовать слух ещё и ещё немного по-другому каждый день. Не делать на максимум, а ещё и ещё пробовать. Много дней подряд, какая бы ни была занятость, ощущения от ушей, слуха, настроение.

По факту оказывается, что надо сознательно разобраться в том, что такое звуки, как они воспринимаются мозгом. Не каждый раз столь внимательно думать. Но делать краткие акценты. Не думать, как воспринимать шум или звуки. А просто ещё и ещё пробовать задействовать звуки в разных ситуациях. И очень важно каждый раз замечать странности, ошибки. Буквально любой человек обладает разными идеями и мыслями про слух, про шум в ушах, которые не соответствую реальности. И важно подмечать ещё и ещё странности, просто более их не делая.
Очень важно каждый раз не спешить. Например, на этой неделе будет казаться, что громкая музыка бесит или шумит по какой-то определенной причине. Но, гораздо важнее стараться всякий раз замечать разницу, наблюдать динамику. Внезапно может оказаться, через 5 дней ситуаций будет другой. Восприниматься будет иначе. Да и совершенно другие вопросы волновать. И так будет происходить каждый раз. Потому и так интересна динамика за каждые 3-4 недели.

Удобно в таком ракурсе вести наблюдения, фиксировать наблюдения. Выбирать самые яркие акценты, моменты в течение дня. Буквально 3-5 записей. И примерно один замер слуха каждые 5-7 дней, подводя итог. Пусть даже, записывая просто для себя, получится скоро заметить разницу в наблюдениях. Внимание будет уделяться разным ситуациями. Тем более, что запись как раз нужных наблюдений – это отличный вариант привыкнуть иначе задействовать слух, подчеркнуть нужные действия.

Конечная цель всех действий состоит в том, чтобы не отличаться от среднего здорового человека. И потому толком все задания про то, чтобы имитировать нормальный слух, обращая внимания в 3-5 раз больше, чем это обычно бывает. И чем лучше ситуация, чем ближе к норме, тем меньше акцентов. Всякий раз можно даже представлять для себя: а будет ли какой-то вопрос волновать человека с хорошим слухом? Скажем, представим обычную простуду и повышенную температуру. Наверняка шумело в ушах. Но, если спросить у человека: а шумит ли тебе? Любой ответит, что никогда ничего не шумело. И не помнит ни про болезнь, ни про попадание воды в ухо в бассейне, ни про интенсивную тренировку, ни про супер усталость. Дело в том, что в среднем до 1% шума в ушах, странностей – это и правда нормально для среднего человека. Только обычно это воспринимается настолько удивительной ситуацией, что про шум из-за обильного насморка в течение пары дней никто и не помнит.

В плане пассивной работы очень важно добавить прослушивание музыки. В сумме где-то минут 40-50 в день достаточно громко и минут 5 из них на максимум громкости. В целом, если есть возможность, то хорошо бы послушать и с помощью колонок в машине, дома, в кинотеатре. Но отлично подойдут и наушники. Тем более, нагрузку под 20000Гц проще получить именно с помощью наушников. Учитывая тип падения, скорее подойдет электронная музыка, просто очень свежие записи: так более вероятно задействовать в музыке края слышимого диапазона. Музыка же полезна тем, что гармонична. И позволит заполучить достаточно гармоничной нагрузки сразу во всем слышимом диапазоне. Но, точно нет цели всё-всё услышать. Послушать именно фоном, заодно. Но, фильмы или сериалы для этой цели толком не подойдут: именно в музыке есть реальный шанс услышать под 20000Гц, ближе к 20Гц.

На сегодняшний день уже как-то используется слух. Пусть кажется привычно или «ничего особенного» в плане использования слуха. Но уже что-то как-то происходит. И происходило ранее. Слух – это не только текущие возможности, но ещё и опыт хотя бы за крайние несколько месяцев. Потому, для первой явной перемены надо быть в ритме хотя бы недели 3-4. И прошлые события будут влиять. Но совершенно нет цели искать какие-то супер ошибки в прошлом. На скорость исправление влияет в первую очередь то, как задействуется слух в мелочах. Каждый день, в любой ситуации. И именно будни, обычная жизнь со своими делами и проблемами – подойдет лучше всего. Сумма таких дней, когда буквально на 1% порой что-то меняется – даст результат на интервале времени в месяц-два.

Конечно же стоит учесть, что если устать, то шуметь будет вероятно больше. Или во время болезни этот момент объективно ожидаем: слух в моменте снижается, даже сразу после выздоровления ещё чуточку снижен. Также стоит учесть, что слух довольно тесно связан с вестибулярным аппаратом. Но хотя разница между ушами заметна по замерам, в реальной жизни – толком не должна ощущаться. Тем не менее, порой может начать шуметь слева или справа, гудеть. И это приковывает внимание. Потому, очень важно следить, чтобы на оба уха была примерно равномерная нагрузка, в т.ч. и по вниманию.

Впрочем, довольно быстро окажется, что очень интересно наблюдать за процессом. Не ждать сразу отличного слуха и полного отсутствия шума: для этого надо не только исправить небольшое падения по краям слышимого диапазона, но и просто добавить хотя бы месяц-два опыта нового состояния слуха. А всегда интересно как и что меняется, как можно повлиять. Сами перемена, динамика. И мир удивительно забавных звуков, которые каждый день новые. Проходя мимо булочной вроде бы каждый раз пахнет почти одним и тем же, но крайне увлекательно при случае нечто заметить. Так и со слухом: небольшая имитация интереса на старте, а далее окажется, что каждый день не просто тысячи, десятки тысяч звуков – а даже сотни тысяч звуков звуков с массой удивительных, свежих деталей, подробностей. Не каждый звук нужен или исключительно должен радовать нюансами звучания, очаровывать, но неизменно есть каждый раз масса увлекательного.

Пожелаем успехов в исправлении!

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *