В этот раз будет крайне занятный тест вставных наушников топовой линейки Edifier: без шуток обещают воспроизведение до 40000Гц! По сей день нет ничего дороже в таком формфакторе у этого, достаточно известного производителя. Мало того, результат тестов АЧХ может быть полезен для всех людей, кто решил купить двухдрайверные блутуз наушники, а они внезапно сломаются: внезапно не слышны высокие частоты в одном из наушников.
Перед покупкой наушников кажется, что наконец-то будет интересный звук (по 2 динамика в каждом наушнике!), хорошее шумоподавление, возможность пользоваться как гарнитурой. На практике оказалось несколько иное. Пока наушники работали хорошо, звук казался искусственным. Постоянная громкость любой музыки: даже, если это заведомо старая запись с более низкой громкостью – все равно была громкость на максимуме примерно равная. Впрочем, порой это является даже плюсом, но неизбежно искажается звук.
Особенность конкретно этих наушников состояла в том, что я выкладывал видео, где рассказываю о том, как смог доказать, что они работали плохо. В тот момент мне пришлось использовать микрофонную систему, чтобы запустить синусоиду от 20Гц до 20000Гц в течение 10-20 секунд. И наглядно затем показать разницу в громкости каналов. И действительно, в моем случае продавец не отказался. И предложил варианты решения проблемы. Как итог, у меня появились вторые такие же наушники.
На практике, в моем случае, правый наушник может первые 10-15 секунд может работать. Затем наступает щелчок. И перестает работать высокочастотный драйвер, динамик. Иной раз может нечто «прорезаться», если ими долго пользоваться. Но высоких частот справа нет. Благо новые наушники работают исправно. Пора тестировать! А заодно и сравним их между собой.
Вначале посмотрим на АЧХ новой пары наушников. И сразу график не обнадеживает. На низких частотах не настолько все хорошо ближе к 20Гц. Затем постоянная неравномерность. И если на средних частотах все неплохо, то вот дальше очень странное: то пик, то спад. И слышно хоть как-то прилично лишь до 14000-16000Гц. Но, в наличии-то наушники с двумя динамиками! И все ожидают хороших высоких частот. А они где? На самом деле, подсказка будет даже в рекламе наушников, о чем ещё ниже.
Конечно же сам производитель вообще ничего не заявляет. Никаких точных характеристик, кроме версии блутуз и времени активной работы. И рекламная картинка с нужным графиком амплитудно-частотной характеристики. Единственное, что действительно сойдется – это граница раздела работы динамиков. Также указывается, что есть активный кроссовер и динамик, который соответствует известной кривой Knowles!
Стоит сразу заметить, что даже в новой паре наушников – довольно сильно различаются показатели на АЧХ левого и правого наушников. И я специально сделал много замеров. И сравнил оба рабочих левых наушников каждого из комплекта. Их можно легко опознать: на новых есть провал около 6000Гц, которого нет на старом комплекте. Но, можно увидеть, что качество динамиков вот вообще нестабильно. И бонус: несколько явно влияет положение динамика в ухе. Но не сказать, что очень трагично.
Важно отметить, что хотя в наличии абсолютно одинаковые наушники одного производителя, фактически звук будет определенно разным, хотя и очень похожим. И что же будут люди обсуждать на форумах?
Забавно то, что при условии того, что шумоподавление не работает и одни и те же условия «снятия» АЧХ, динамик показывает разные показатели. Это как раз тот самый момент, что звук просто всегда обрабатывается. И не зависит от того, в каком режиме наушники. Не имеет никакого особенного смысла их подключать по более солидному протоколу (меняется в приложении для телефона): звук не меняется. В этом есть смысл лишь в том случае, если изначально есть подходящие файлы для прослушивания. Собственно, видя неравномерность АЧХ легко до 10дБ даже около 100-10000Гц довольно странно использовать такие наушники для цели именно супер качественного прослушивания.
Тем не менее, стоит учитывать, что обычно все графики АЧХ приводятся крайне сглаженными. И никто настолько сильно их не разглядывает. Потому, если хоть чуточку их усреднить, что результаты и правда не настолько плохие. Другое дело – ожидания от наличия отдельного высокочастотного динамика. Да и кажется, что динамики должны максимально одинаковыми на конвейере. Реальность несколько иная.
Посмотрим АЧХ старой пары наушников, где правый наушник плохо работает. И тут самое интересное: видим очевидную работу фильтра 3 порядка: падение на 18дБ/октава! Заметно, что до 3000Гц все совпадает. Затем начинается спад, разница доходит где-то до 18-20дБ между каналами на 6000Гц. А на 12000Гц – до 40дБ примерно. И забавно, что свыше 14000Гц все начинает быть черт знает как. Собственно, есть похожие личные впечатления. Дело в том, что при реальном прослушивании порой справа нечто лучше/странно слышно как раз поближе к 20000Гц.
Важно отметить, что для получения данного графика АЧХ старой пары наушников выполнена подача тестового сигнала на 2дБ ниже громкости максимума, т.к. иначе появляются искажения на правом канале (правый наушник заведомо неисправен).
Очень важно увидеть то, что фактически АЧХ левого и поломанного правого наушников — совпадают! Разница лишь в громкости. Отсюда можно смело утверждать, что проблема как минимум конкретно этого наушника — не в высокочастотном динамике (арматурном динамике, арматуре): невозможно большим динамиком, созданным для низких и средних частот, получить аналогичный график, но просто тише! Проблема в самом фильтре, кроссовере или как-то он ещё сделан. Отсюда и порой ощущение, что лучше работает, если долго их слушать, какие-то шуршания, шипения и отчасти даже случайно нормальная работа непродолжительное время.
Отдельно стоит заметить, что производитель указывает про некий активный кроссовер, который сам выбирает частоту раздела? Довольно странное утверждение. Впрочем, такое и правда возможно, но смысл это затеи понять сложновато. Допустим, порой высокочастотный динамик воспроизводит не от 3000Гц, а от 2500Гц. Или от 4000Гц. Неужели это настолько благотворно скажется на воспроизведении всего ниже? Причем, довольно странно, что при таком солидном подходе используется всего лишь фильтр третьего порядка.
С момента съемки прежнего видео прошло немало времени. И успело выйти первое обновление программного обеспечения наушников. Но какой-то явной перемены в работе замечено не было: работают довольно стабильно. Увы, АЧХ с разными прошивками заполучить не удалось.
Отдельно интересно взглянуть на график фазочастотной характеристики: все изменения довольно плавные. Хотя на практике, как и АЧХ, графики очень подвижны не только в зависимости от самого небольшого сдвига динамика, так и просто исходя из работы самого наушника.
Если подвести итог, то можно предположить, что массовые проблемы арматурных динамиков у многих людей связаны скорее с проблемой реализации двухдрайверной системы. Потому и слышно щелчок, странности, которые описывают люди. По крайней мере, в конкретном экземпляре по какой-то причине фильтр, вернее, как указывает производитель, активный кроссовер сломан. Очевидно, что большой динамик, который ответственен за низкие и средние частоты не смог дать такого же графика АЧХ, как и заведомо рабочий арматурный динамик на высоких частотах. Потому, тот самый умный делитель каналов почему-то применяет фильтрацию не туда. Мало того, средние частоты не страдают. Отсюда и впечатление, что сломана не фильтрация, а высокочастотный динамик, что не так. Возможность теста по АЧХ расставляет все по местам.
Совсем странное творится свыше 14000-16000Гц даже в полностью рабочих наушниках. Впрочем, и это объяснимо: обещают динамик, соответствующий кривой Knowless! И там как раз и планируется пик, а затем довольно резкий спад около 14000Гц. И потому мы и видим разницу в фильтрации от 3000Гц до 14000Гц, а затем иную логику работы фильтра уже свыше 14000Гц!
Только тогда зачем рекламировать 40000Гц? Да и зачем учитывать кривую Knowles для высоких частот, если забывать о ней на низких частотах?
Заметно, что само качество динамиков нестабильно при производстве. Тем не менее, остается основная проблема: наушники неустанно обрабатывают любой звук. Да, звучит все это довольно прилично на свои деньги. Комплектация весьма приятная, оформление коробки. Удобно сидят в ушах. И действительно очень приличный шумодав, комфорт при ношении. Но не оправдывает ожидания ни качество изготовления (многочисленные жалобы в сети на проблему с с т.н. «арматурой»), ни сам звук, на который делают основной упор.
Покупать такие наушники именно для качественного прослушивания вряд ли стоит. К тому же, система из двух динамиков не принесла той самой пользы, которую все так ждут: поближе к 20000Гц не слышно, совсем низких частот тоже маловато. И, хотя, очень плохо постоянно обрабатывать вообще весь звук. Но, тут можно поспорить: ряд старых треков звучит довольно приятно. Равная (пиковая) громкость действительно удобна именно в пути, прослушивая что-то попутно делам.
Также приятно то, что действительно есть гарантийная замена. В моем случае – это международная доставка с AliExpress. Другой вопрос, что будут делать люди, у которых нет технической возможности доказать поломку? На слово никто не верит. Да и при личном обращении в оффлайновый магазин могут проблему «не услышать»: слух у врача оценивают до 3000-4000Гц, а проверять до 20000Гц почти моветон.
Технические нюансы тестирования
В наличии IEC60318-4 type E610A Occluded-ear simulator с калибровочным файлом. Также внешняя usb простенькая звуковая плата для подключения микрофона-имитатора. Пользоваться будем бесплатной программой REW для снятия АЧХ (амплитудно-частотной характеристики, frequency response) и ФЧХ (фазочастотной характеристики, phase-frequency characteristics). Windows 11, intel AX210 (bluetooth 5.3).
Всякий раз будет делаться несколько замеров, длительностью около 45 секунд для проверки от 20Гц до 20000Гц. И выбираться наилучший график в плане положения наушника и полученных результатов. Безусловно, возможна какая-то ошибка и неточность показателей. Обсуждение этих моментов не интересно: снятие АЧХ – одна из самых простейших технических задач, возможностей оборудования. Также стоит учесть, что такие замеры не дают всей полноты информации о реальном звучании музыки.