Порой можно прочесть о звенящей пустоте. Яркое ощущение, когда ничего нет. Тем не менее, чаще всего указывают на звенящую тишину. А что звенит-то?
Представим обычную ситуацию. Вот человек был на концерте или хотя бы в кинотеатре, где масса громких, приятных звуков. А затем попадает в тихое место: и внутри натурально звенит. Почему?
Дело в том, что любая громкая ситуация вынуждает не просто задействовать весь слышимый диапазон от 20Гц до 20000Гц, но ещё и ярко, насыщенно. Большая громкость важна не именно значительным звуковым давлением, а динамическим диапазоном: можно легко сравнить со зрением, где динамический диапазон подразумевает возможность увидеть от самого темного до самого яркого, от слабо насыщенного цвета до максимальной «цветности». И не стоит забывать о том, что все это происходит вместе: глубокие низкие частоты, чудесная детальность, объемность и не только.
После столь яркой нагрузки – человек попадает в тишину. Даже после громких гостей дома – все разошлись – и стало звеняще тихо! Дело в том, что в тишине нет возможности человеку услышать края слышимого диапазона даже при самом лучшем состоянии слуха. А при немалой громкости поближе к 20Гц и 20000Гц – получалось.
Отсюда и тот самый эффект звона, который плавно проходит. По мере адаптации. Аналогично может быть после перелета на самолете или попадании воды в ухо, но там скорее ощущение заложенности, а не чистого звона.
Становится очевидно, что звон – это невозможность услышать так «широко» во всем диапазоне, так детально. Недавно было постоянно слышно даже от 10000Гц до 16000Гц, а также ниже 100Гц. Пусть почти часа два подряд или всего 15 минут, а теперь – пропало! Была нагрузка, интересная сенсорная информация – и не стало! Резкий переход. Нужно срочно мозгу адаптировать слух, уши под изменившуюся реальность.
Сегодня есть немало попыток обозначить звон, как напряжение психики. Или же даже личный опыт попадания в помещение, в котором нет отражений звуков: безэховые камеры. И в таком случае действительно странно слышать так много звуков скорее внутри, а не снаружи. Или даже вспомнить о кошмарном сне, который создал по пробуждению странные звуковые ощущения. Впрочем, даже такие ситуации аналогично легко объяснить тем, что организм не работает беззвучно. Да и порой могут быть нюансы восприятия любыми органами чувств, связанные с тем, что мозг работает электрохимически (а не исходя из двоичной логики). Очевидно, это совсем не про звенящую тишину.
Стоит окончательно перейти к шуму в ушах, тиннитусу. Тут же окажется, что, проверив слух во всем слышимом диапазоне, обнаружится снижение слуха. Невозможность хорошо услышать, как это получалось ранее (жаль, никто не проверяет слух во всем диапазоне, когда всё отлично, не интересно). Нет именно своей нормы. И далее окажется, что человек как бы пытается услышать…вот как если бы здоровый после явно громкой ситуации – попал в тихую: а услышать нечего! И вначале это все странно звенит, пустота, напряжение. А затем можно довольно четко локализовать частоту шума. Спустя время уже слышно несколько частот, общий гул, звон и писк, нередко одновременно. И если довести ситуацию до явно большой тугоухости и не использовать слуховых аппаратов, громких звуков, то мозг будет придумывать звуки или же вспоминать из накопленного жизненного опыта музыку, голоса дикторов и другие звуковые ощущения по памяти.
Получается, что такая знакомая фраза описывает процесс адаптации после громкой ситуации. И если звенящая тишина никак не иссякает, то адаптации не случается. И есть тот самый тиннитус: уши не могут приспособиться к более тихой ситуации во всем слышимом диапазоне. Появляются соответствующие привычки, домыслы, опыт странного внимания и многое-многое другое.
Звенеть в тишине может буквально секунд 20-30, порой пару минут, иной раз нормально даже несколько часов такого звона. Но, если со слухом все действительно хорошо, то такое ощущение останется скорее фоном. Удивит, поразит, но довольно быстро пройдет. Исключение составит попадание в ужасно громкие ситуации на длительное время или банальный насморк с температурой. В таком случае – это тоже просто пройдет за пару дней, если слух в норме. Впрочем, это не повод испытывать на себе слишком высокое звуковое давление: предел адаптации есть и в этом аспекте.