Часто обходят стороной довольно занятную возможность слуха: фильтровать реверберацию звуков. Да-да, слуховые поля мозга могут бодро убрать любое эхо. Впрочем, часто об этом вспоминают лишь при тугоухости: сложно разобрать речь в слуховых аппаратах в разных помещениях и не только.
Каждый человек имеет очень странный опыт обучения в школе: для того, чтобы точно не получилось ничего хорошего, – трудно не заметить ужасное эхо в любом кабинете. Плоские (хорошо отражающие звуки) стены, отсутствие толком любых звукопоглощающих материалов. Но, про это никто не вспоминает. Даже часто люди удивляются: что за ужасный звук, если записать видео в каком-то коридоре, классе, столовой? Впрочем, и высшие учебные заведения ничем не лучше. Есть аналогично странные помещения в виде поликлиник, больниц и не только.
На самом деле, попадая в любое место – слух адаптируется. Просчитывает любое эхо, а порой мозг может фильтровать окружающий шум, выделяя нужное. Впрочем, есть очень интересная ситуация с оценкой реверберации помещения. Чисто эмпирически выявлено давно, что нужно стараться избавиться от любого эха с падением громкости вплоть до 60дБ, чтобы мозг ничего лишнего не зафиксировал. Вот настолько серьёзно происходит возможный расчет и адаптация слуха (слуховых полей мозга). Настолько гибко уши могут воспринимать звуки.
Что же такое реверберация в плане восприятия слухом? По сути, это отражение звуков. Фактически, это часто тот же звук, но с какой-то задержкой, как-то своеобразно ослабленный. Порой ещё какие-то особенности/искажения добавляются. По сути, детали (отраженных) звуков довольно похожи на изначальный звук, но многократно накладываются, мешая услышать детали и нюансы нужного звука. И на сегодня можно относительно эффективно убирать или добавлять эхо в любую звукозапись, просто во время общения по телефону и не только.
Каков же принцип именно для слуховых полей мозга? И почему не получается со слуховыми аппаратами? Тут надо учесть, что слух воспринимает звуки каждую 1/300 секунду. Можно сказать, что это некий импульс. Или удобно представить «фрейм», кадр, условно, график занятости диапазона от 20Гц до 20000Гц. И далее окажется, что звук – это сумма таких фрагментов за, например, 0,15 секунды, которые имеют свою строгую последовательность. Мозг просчитывает разницу таких вот 45 кадров, импульсов. И каждый раз есть закономерность занятости спектра, последовательность, которая зовется обертонами/гармониками для любого звука или вообще ситуации. И далее мозгу довольно легко, зная нужную закономерность, – обнаружить похожую закономерность, которая запаздывает на несколько сотых или даже десятых секунды и/или чуть изменена. И при хорошем слухе – обработать, отрезать.
Любое снижение слуха приводит к тому, что человек перестает просчитывать все гармоники, особенности звука, т.к. банально часть диапазона уже не слышит, не использует. В какой-то момент прогресса снижения слуха оказывается, что в какой-то ситуации слуха ещё хватает для общения, в другой ситуации – уже нет. И как только появилась привычка не просчитывать все гармоники, эхо не получается выявить. Вначале возникает привычка довольно примитивно воспринимать звуки, а затем и вовсе нет возможности всякий раз адаптироваться к текущей звуковой ситуации. Все происходит довольно плавно, годами. И, конечно же, когда падение уже давно, есть слуховые аппараты, то ничего не получается вовсе: как минимум, любой слуховой аппарат всегда «ломает» гармоники исходя из своего принципа работы.
Но, сегодня, на первый взгляд, выход найден. Не взирая на все минусы слуховых аппаратов, их можно сделать «умными»: просчитать и убирать явную реверберацию. Да, человек будет комфортнее, лучше слышать. Но ещё больше лениться и не задействовать нужные части мозга. И слух падать будет ещё быстрее, сильнее. Хотя, да, слышно будет объективно, явно лучше. Далее лишь остается надеется, что, вдруг, повезет, и слышно будет лучше лет 10+, а не пару лет.
Довольно занятная вещь реверберация. Выяснив про нее, можно так много интересного узнать про слух, тугоухость, тиннитус. И даже исправить любое падение.