Бытует разные странные идеи среди людей, которые плохо слышат. И есть такая неестественная надежда: слышать хотя бы речь чуть громче, разборчивее. Понимаем, почему это невозможно.
Для начала нужно отметить пару моментов. Фактически, человек с плохим слухом не слышит тише — он не слышит более тихие деталей, чем, грубо говоря, указанные на аудиограмме параметры. Второй же момент связан с тем, что основная частота работы уха — это 1-2кГц — является базовой для работы слуха (все остальные – скорее бонус). А это значит, что слыша речь, которая находится в диапазоне от 100-200Гц и до 4-6кГц, — придётся слышать и всё остальное как минимум в этом же диапазоне.
Мало кто задумывается о том, что на самом деле голос человек находится на частотах около 200-500Гц. И редко выходит за эти пределы. А на практике речевой диапазон — это уже до 4кГц. А если уверенно слышать шепот, то лучше рассчитывать до 6000-8000Гц. Для восприятия речи же важно: как звук распространяется в пространстве, тембр голоса, а также работа с окружающим шумом, который мешает воспринять речь и многое другое.
Получается легко выяснить: для того, чтобы слышать хорошо речь — нужно иметь как минимум хороший слух. Но что же делают люди? Они пытаются изо всех сил слушать и слышать только голоса, саму суть сказанного. А всё остальное — оставляют в стороне. Ежедневно практика для мозга включает в себя лишь обрывки слов и активную борьбу с проблемным слухом. Но нет никакой практики слышать вообще всё, любые детали, звуковую картину.
Здоровый человек слышит всё, а слушает что-то конкретное. Всегда выделяет и акцентирует внимание на чём-то нужном, интересном. Попытка же концентрироваться только на словах, собственно речи — тупиковая. От этого слух лишь портится. Невозможно слышать лишь речь. Не получается распознавать слова, пока их не отфильтровать от всего остального. В конец концов, нельзя слышать речь громче. Нужно слышать всё детальнее, тогда будет из чего выбрать необходимое.
Для тела нужна постоянная нагрузка. Если же человек с плохим слухом создаёт себе неправильную нагрузку на уши и ищет уйму странных идей как бы не делать того, чем обычно занят здоровый человек — болезнь всегда прогрессирует. Нужна практика и ушам, и психике, и мозгу.
Общение — оно живое и динамичное, разнообразное. В нём нет заведомо нужные или ненужных частот.