Миф: играть всё лучше на музыкальном инструменте или слышать всё больше нового в записях

Всякий раз можно прочесть в интервью какого-то известного музыканта: я играю это произведение уже лет 20-30 — и получается всё лучше. Впрочем, ровно такое же можно услышать от выпускников консерваторий, не таких именитых музыкантов. Попутно есть толпа аудиофилов, которые утверждают, что всякий раз для них по-новому звучит альбом, который они слушали уже раз 400.  В чем причина такой уверенности? Чем это наблюдение может быть полезным?

Для начала представим солидного музыканта. Вот человек отучился в музыкальной школе, потом училище и консерватория. Фактически — около 15 лет обучения. Понятное дело, что чем больше человек практикуется — тем выходит лучше. Очевидно, что если произведение уже удаётся сыграть хорошо — то весьма недолго можно улучшать технику игры. Есть предел.

Почему же людям кажется, что получается лучше играть? Если играть то же самое — возникает привычка, автоматизм (это делать легче для мозга, высвобождаются ресурсы). Но самое важное — в другом. Каждый день слух другой. Нестабильность слуха — грандиозная. Можно с удивлением обнаружить в своей гитаре больше басов, скрипка внезапно начинает играть сочнее и т.п. На самом деле каждый день гуляет слух во всём диапазоне. И плюс-минус 5дБ по всем частотам дают ощущение, что сыграно по-другому. И, якобы, лучше. Есть, правда, ещё один важный момент — о чём ниже.

Далее идут люди, которые просто слушают музыку. Вот куплены ещё более лучшие динамики или наушники. Восторг! Ведь хорошая аппаратура позволяет, в первую очередь, услышать всё как есть, без искажений. Человек с удивлением обнаруживает что-то новое в "затертых" треках. Тут играет роль всё та же нестабильность слуха. К этому прибавляется тот факт, что ресурсов мозга не хватает сразу оценить все детали сложной композиции. И, потому, всякий раз воспринимается лишь ограниченное количество деталей — а остальное воспринимается фоном. Также и зрение работает. Очевидно, выбрав другие детали — восприятие меняется.

Есть ещё один забавный момент, который кардинально влияет. Дело в том, что зачастую у людей начинает пропадать возможность слышать весь диапазон частот. И если раньше человек слышал  до 20-22кГц — то теперь до 14-15кГц.И это очень частое явление (статистически). Особенно среди тех, кто каждый день нагружает уши. Логично, что в таком случае, любое произведение, которое приходится играть или слышать — звучит по-другому (особенно это характерно для элеткронной музыки). Если раньше слышал исполнитель или любитель музыки лучше, а теперь хуже в плане охвата частотного диапазона — очевидно будет другое восприятие. Проверить изменчивость восприятия легко: убрать эквалайзером последний килогерц частот, которые слышны. Например, если слышно до 18кГц – то обрезать до 17кГц.

Многие "улучшения" игры на инструменте или более качественное прослушивание — это скорее даже ухудшение слуха. Многим опытным музыкантам уже лет за 40. Они действительно слышат всё хуже. Точно также с любителями хай-фай аппаратуры и подобного. Важно понимать, что при солидном уровне — технический предел близок. Не сыграть лучше на виолончели и не спеть, не получится услышать сильно больше в знакомом, любимом альбоме. Зачастую влияет просто нестабильность слуха, настроение, работа мозга. И очень многие неправильно интерпретируют. Создают иллюзию того, что якобы лучше получается или что-то ещё. Получается по-другому, не стоит создавать себе иллюзий. По-другому – это вовсе не лучше.

Кстати, слушая давно знакомую запись или играя произведение в тысячный раз – внутри мозга вырабатываются внутренние наркотики. Дело в том, что мозг поощряет себя всякий раз, когда не нужно особенно трудится: привычное – заметно легче чего-то свежего и нового. И выделяемый, скажем, серотонин создают дополнительную иллюзию улучшения игры или звука.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *