Если за слышимость высоких частот — люди порой борются. Скорее догадываются, что они нужны. То вот разговоры о том, что звуки ниже 40-50Гц не нужны — вызывают улыбку. Рассмотрим что это за звуки. И чем эта ошибка так плоха в плане здоровья.
Действительно, если разобраться, то окажется, что самая низкая нота бас-гитары — это чуть более 40Гц. Ниже толком ничего никогда не звучит. Но с тем же успехом можно отметить, что нот выше 10-11кГц — вообще нет. А часто используемые — это вообще до 4-6кГц. Что-то не так? Почему же тогда никто не хочет слушать музыку максимум до 10-12кГц вместо 20кГц? А рассказы про винил с возможность и 30-40кГц?
На самом деле, проблема упирается в обертона или их же называют гармониками. Любой звук настоящий — это не синусоида, как на генераторе с динамиком. Потому, неизбежно, дернув струну гитары — есть не только частота основной ноты. Для мозга самыми важными являются 1-2-3 гармоники. Но, хорошо было бы, чтобы правильно звучало все вплоть до 5й гармоники (а можно и 6й). Кстати, если гитару настроить чуточку неверно — то в основной ноте ошибка минимальна. А вот когда посчитать 5-ую гармонику — то будет кошмар: скажем, 2000Гц или 2005Гц — разница не супер велика, но вот умножив на 5 — расхождение увеличивается. Такой принцип легко выявляет ошибки игры на скрипке.
Тут-то и нужно вспомнить, что гармоники идут как вверх, так и вниз. Все знают, что даже на мобильном телефоне можно услышать звук бас-гитары, хотя динамик там воспроизводит хорошо если герц с 200-300 и выше. Но слышно! Обертона! Точно также, если взять сигнал и специально фильтром обрезать до 200Гц, что характерно для сабвуфера — выяснится, что и на "низах" всё слышно: ноты гораздо более высокие, вернее их "отражение".
Для веселья посчитаем самую известную ноту "ля", что находится по центру фортепиано. 440Гц. Разделим и умножим на 2 — будет 220Гц и 880Гц. Поделим на 3,4 и 5: 146.7, 110 и 88Гц. Получается, что нота, которая вообще не "басовая" — уже требует сабвуфера. Хотя, конечно же, хорошие колонки с большими НЧ-динамиками играют неплохо и 80Гц самостоятельно.
Получается, что когда мы говорим про детальность игры бас-гитары — то без сабвуфера или низкочастотной колонки не получится услышать детали. Гармоники и обертона — позволяют замечать малейшие детали, окраску звучания. А если нет шанса слышать меньше 60-70Гц — это несколько смешно.
И тут стоит вспомнить "маньяков" и ненормальных, которые ездят с сабвуферами в машине, дома громадные колонки. В этом есть смысл. Отсутствия шанса воспроизвести толком частоты ниже 60-70Гц, на равной громкости (и качестве), как и 300Гц — не даёт возможности расслышать детали. Другой вопрос, когда басы используют ради вибраций, создают их избыток. Крайности — они не нужны. Но стоит понимать, что качественные звуки свыше 12-14кГц важны также, как и низкочастотные. Хотя, спору нет: внизу всего диапазон шириной до 60-80Гц, который часто упускают. А вот "сверху" — свыше 12-14кГц обычно всё выпадает. И там диапазон гораздо больший — 8кГц, конечно же, для тех, кто слышит.
Если же методично не использовать части диапазона, даже низкочастотные звки и прицельно фокусироваться лишь на огарниченный диапазон звуков — то это приводит к неспособности слышать хорошо. Привычно без деталей слышать низкие звуки, потом это привычка движется к высокочастотным и т.д. А если чтото не используется — оно умирает.
P.S. Ряд моментов с расчётами упрощен, т.к. цель понять зачем нужны звуки, как воспринимаются — а не как всё "на самом деле".