История данного падения — вероятно крайне свежая: после того, как лечение инфекции прошло — остались странные ощущения в ушах. Затем появился шум и подозрение на тугоухость. Что важно, получилось практически сразу пройти аудиометрию до 20000Гц. Посмотрим, что и как есть на сегодня и что стоит сделать.
Вначале отмечу несколько важных моментов для данной истории:
- Нередко есть ощущение, что всё произошло в какой-то день или вот из-за недавней болезни. Конечно же, такая вероятность есть. Но обычно даже столь небольшие падения — это медленно и плавно накапливающееся падение, когда по чуть-чуть человек привыкает несколько странно пользоваться слухом + перемены по началу толком незаметны;
- Практически всегда вначале не шумит. А затем, когда падение переходит некую черту, разница между ушами становится значительной — появляются разные неприятные ощущения;
- На сегодня есть опыт лишь одной аудиометрии. Но почти всегда подобные замеры будут портить маскировочным сигналом, что нужно очень внимательно проверять;
- Основа проблемы — это высокочастотное падение слуха. Причем, важно понимать, что человек должен слушать не только нужные части диапазона — а всё целиком, в норме;
- Очень важно понимать, что причина шума — это падение слуха. А значит, вначале нужно убрать падение. А лишь потом пропадут все странности, которые есть на сегодня;
- Традиционное лечение не подразумевает улучшения слуха, избавления от тиннитуса. И тем более не нацелено на высокие частоты: традиционно рассматривают лишь частоты речевого диапазона, т.к. только до 4000Гц;
- Крайне интересный момент состоит в том, что обычно утверждают, что люди не могут слышать 20000Гц, если возраст уже хоть немного превышает 20 лет. В данном случае наглядно видно, что на самом деле — всё совершенно иначе. И тут нет эффект т.н. «возрастного падения» на высоких частотах;
- Важно учесть, что слух в данной ситуации – выше нормы. А значит – должно быть отлично слышно до 20000Гц, без всяких «но».
В силу того, что ситуация крайне свежая, то есть только один замер. Он — крайне подробный. Потому, глянем что и как до 8000Гц, а потом и до 20000Гц.
Начнём с левого уха, т.к. оно толком в норме. Что можно заметить? Для начала нужно понимать, что нормальный слух — это 10дБ по костной проводимости и 15дБ — по воздушной. Мы видим явно слух выше нормы. И всё крайне хорошо, т.к. лучше всего слышно 1,5-2кГц и 8кГц, что свойственно слуху выше нормы. Хотя, есть небольшие странности около 3-6кГц, но они крайне не велики.
Важно заметить, что указан маскировочный сигнал. Нюанс в том, что сделан он странно сразу по нескольким причинам. Во-первых, маскировка нужна, чтобы не «переслышать» лучшим ухом. Но, зачем? Ведь слух выше нормы. Во-вторых, маскировка — крайне большая, значения доходят до 55дБ, что соответствует довольно немаленькому шуму на улице. В-третьих, маскировку включили по костной проводимости. Тут стоит заметить, что это и вовсе бессмысленная затея, т.к. она не просто отвлекает — а может дезориентировать человека. Но, если несколько отвлечься, то недавно проводилась акция про слух, где я разбирал как раз 2 замера из того же места. Где была ровно такая же проблема: непонятно зачем включили маскировочный сигнал.
Посмотрим, что справа. Там тоже слух выше нормы. Но, около 3-4кГц — есть «провал». И падение доходит до 25дБ на 4000Гц, что как бы пересекает границу нормы в 20дБ. Но! Вновь смотрим на маскировочный сигнал. Там применена и по воздушной проводимости, и по костной. Вновь — громадные значения, которые будут сбивать. Потому, вероятнее всего, и правда есть падение около 4000Гц — но не настолько большое.
Стоит учесть, что в будущем такая беда с замерами — однозначно будет встречаться. Ведь важно понимать, что это — пороговая аудиометрия. А значит, человека специально помещают в очень тихое место и ищут минимальный порог слышимости на каждой частоте. А на практике оказывается, что справа включили маскировку вплоть до 60дБ, что совсем немного не хватает до уровня шума современного бытового пылесоса.
Какой итог можно подвести, глядя на замер до 8000Гц? Очевидно, что слух выше нормы. И единственные нюансы — около 4000Гц. В таком случае очень важно глянуть что и как слышно около 14-18кГц, т.к. такие падения крайне типичны, когда отлично слышно и около 1-3кГц и 6-8кГц — а вот около 4000Гц есть провал.
Продолжим смотреть на левое ухо. От 8000Гц и выше — мы видим всюду 0дБ, что крайне приятно. Важно понимать, что человек может слышать и выше 0дБ, т.к. 0дБ — это общепринятое звуковое давление. И есть вероятность большая, что до 8000Гц просто не проверяли выше 0дБ. Единственный нюанс есть на 18000Гц — но он крайне небольшой на фоне всех странностей замера. И им можно вовсе пренебречь.
Правое ухо. Вот ситуация более наглядная. Видим, что показатели чуть хуже левого уха, но до 12,5кГц — всё отлично. Затем падение нарастает до 35дБ на 16000Гц. А вот 20000Гц — слышно вновь в норме. Фактически есть падение от 13кГц и до примерно 17кГц.
Получается, что на сегодня левое ухо — практически идеально. Ряд нюансов можно списать просто на странность, некомфортность ситуации. А вот справа — началось падение на примерно 16000Гц. И оно отразилось и на 4000Гц. Хотя, на самом деле, падение на 4000Гц слишком завышено из-за ошибок проведения аудиометрии.
Итак, какие есть проблемы:
- Нужно убрать падение справа около 15-16кГц
- Вернуть возможность слышать двумя ушами до 20000Гц
- Учесть небольшие нюансы до 20000Гц.
- Очень важно не увлечься сейчас шумом и разницей между ушами, т.к. очень сильно кажется, что вопрос не в падении слуха.
Что же нужно делать?
Вначале нужно обязательно понять, что и как есть свыше речевого диапазона (диагноз тугоухости ставится по оценке до 4000Гц, т.н. речевой диапазон, т.е. по тем частотам, без которых речь уже толком не слышна). Понять смысл высоких частот, какие особенности они имеют.
Глобально весь слышимый диапазон делится на 3 части: низкие частоты, средние и высокие. Высокие — это от 3-4кГц. Причем, это деление характерно и для биологии, и для техники, и для музыки. В силу того, что падения до 3000Гц нет — то средние и низкие частоты нас глобально не интересуют. Но, важно понимать, что середина слышимого диапазона — это около 1,5кГц для человека. А значит, если всё отлично слышно до 3000Гц — это уже около 60% диапазона. А как факт — слышно очень хорошо до 12кГц — а значит порядка 90% слышимого диапазона — слышно отлично.
Основной момент данного падения состоит в понятии гармоник (обертонов). Дело в том, что любой реальный звук — это сумма частот. И мозг всегда хочет услышать хотя бы 15 гармоник. К примеру, мы возьмем самую известную ноту ля, что в центре фортепиано. Допустим, нажали на ту самую клавишу. Получим частоту в 440Гц – основной тон — и будет первой гармоникой. Второй — умножить на 2, 880Гц. Соответственно, десятая — будет 4400Гц. И 15я — 6600Гц. Выясняется, что весьма невысокая нота ля — требует слышимости отлично до 7000Гц. Если человек не слышит всех гармоник — то звук кажется грязным, невкусным, что-то с ним не так. Крайне важно понимать, что такая обработка ведется мозгом и это вовсе не требует сознательности. И это требования выполняют даже очень простые наушники.
В реальной жизни есть немало звуков в основным тоном в 1000Гц — и вот уже нужна 15я гармоника в виде 15000Гц. И даже обычная речь — может легко требовать охвата диапазона даже свыше 20000Гц.
Когда есть падение слуха — то сразу же выясняется, что все гармоники просчитать не удаётся. И это — является стартом для дальнейшего падения. Что такое гармоники самым простым языком? Это — подробности звучания. И на сегодня получается так, что правое ухо ряд гармоник — услышать не может. И плавно опыт копится.
Затем остаётся добавить всего несколько фактов:
- Высокие звуки слышны недалеко. Потому, дабы добыть нагрузку свыше даже просто 4000Гц — нужны либо строго близкие звуки до 1-2 метров, либо очевидно громкие, либо музыка. Также подойдет вариант контраста, когда есть звук «тут» и «там». И ещё удобно отслеживать акустику помещений, т.к. в помещении звуки могут отражаться — и потому будет слышно высокие частоты относительно далеко. Причина очевидна: закон распространения звуков в пространстве говорит о том, что чем больше расстояние — тем хуже слышны высокие частоты (т.е. слышны более-менее лишь низкие);
- Сами по себе высокие частоты дают ощущения объема, стереозвука. Слышно бинаурально. Потому, так важно их слышать, причем надо слышать их двумя ушами одинаково;
- Мозгу всегда лень обрабатывать звуки. Потому, хоть правое ухо слышит 18-20кГц хорошо, но в реальности обработки свыше 12кГц не будет, т.к. после провала около 15кГц — это очень большой расход энергии. Вообще мозг хочет, чтобы все звуки были слышны одинаково хорошо, т.е. ровная линия на аудиограмме или нечто близкое;
- Частоты около 9-15кГц дают ощущение здесь и сейчас. Это не психологическая попытка жить в настоящем или духовное учение, как порой кажется. Просто эти частоты дают не только звуковую информацию, но и эффект звукового присутствия;
- Частоты от 14-15кГц и выше — дают огромную точность и ясность звуков, помимо самой по себе звуковой информации;
- При слухе выше нормы кажется, что объемность звуков наступает только в случае, когда отлично слышно до 20000Гц. А если нет — звук кажется неярким, плоским, как через простыню;
- Если взять и провести тест, то окажется, что практически все звуки останутся узнаваемыми, если их слышать всего до 500-1000Гц. Да, это – правда, что большинство звуков в жизни низкочастотны. Но это вовсе не повод отказываться от более высоких звуков. Да, кажется, что звуки до 1000Гц очень нужны, или хотя бы до 4000Гц – а все остальные как бы не очень. Но, это всё – крайне далеко от реальности. Дело в том, что не только уши могут не слышать какие-то звуки – соответствующие поля мозга тоже остаются без нагрузки, что приводит к не очень приятным последствиям.
Эти все моменты — крайне важно сознательно понимать и учитывать. И дальше остаётся лишь разобраться с той работой, которая будет требоваться. Нужно понимать, что в силу того, что разговор идёт о небольшом падении только на высоких частотах — очень трудно найти огромный объем работы. Потому, как факт, будет хватать максимум 5-6 минут в день активной работы. И больше внимание уделять — это строго вредно, т.к. частоты свыше 8-10кГц — это очень маленькая часть слышимого диапазона.
Начнём с пассивной работы. В силу того, что есть падение слуха, то очень важно добыть нагрузку. В силу того, что нужна нагрузка до 20000Гц включительно — то нужно обязательно слушать такую музыку, чтобы в ней были такие звуки. Проще всего на сегодня найти такое в электронной музыке. И потому, по плану, минут 30 в день — послушать фоном двумя ушами. И отдельно до минут 10-15 — только правым ухом. Просто для баланса нагрузки на уши. Громкость прослушивания должна быть больше падения. Это легко найти таким образом: запустить генератор синусоидальных сигналов и поставить частоту в 15000Гц — и найти границу громкости, когда этот звук слышен. Далее надо хотя бы чуть-чуть превысить громкость, чем минимально необходимая. И варьировать, слушая то ещё заметно громче, то близко к этой границе. Фактически, судя по замеру, редко будет нужна громкость свыше 70дБ. Хотя, если в кайф, то можно послушать и погромче минут 5-7 в день.
Обязательный момент — это домашние замеры слуха. Нужно найти либо некое готовое приложение с проверкой до 20000Гц. Либо, что проще, с помощью генератора сделать себе несколько контрольных точек. Скажем, интересно как слышно 3000Гц, 4000Гц, 14000Гц, 15000Гц, 16000Гц, 17000Гц. И находить сколько % громкости нужно, чтобы услышать данные частоты. Выяснится, что с каждой неделей — будет нужна всё меньшая громкость, чтобы услышать, что и будет говорить о прогрессе. Нужно учесть, что возможно такое, что будет то лучше, то хуже. Но обычно через недели 3 — строго прогресс. Такие замеры стоит делать быстро, максимум за пару минут.
Теперь остаётся активная работа. В первую очередь — это слуховые акценты. Вкратце, задача состоит в том, чтобы совершить около 10-15 коротких попыток акцентировать внимание на нужные звуковые детали буквально в течение 1-3 секунд на один акцент. Вот тут как раз и пригодится понимание что есть на высоких частотах. Потому, главная задача — замечать какие-то интересные детали звуков справа или вообще, скажем, эффект присутствия. Например, можно заметить, что в процессе надевания футболку цепляет плечо именно в 2-3 см от правой лопатки. Именно по звуку слышно такую деталь. Или даже поставить чашку на стол — и её подвинуть. Каждый раз — это скорее некая подробность звука. И заодно эффект звукового присутствия, если таковой можно заметить.
Также очень важно сместить внимание. И учесть, что да, есть объективные странности, шум в ушах. Но важно то, как получается вообще слышать на длительном интервале времени. Потому, нет повода игнорировать любые ощущения — но строго дозировать внимания. Крайне важно понимать, что вообще активного внимания к слуху (а это даже мысли фоном) — максимум может быть до 10-15 минут в день. Потому, если есть какие-то странности — важно отвлечь себя, увести внимание к реальным звукам.
Важно заметить, что вообще акценты могут быть на любые звуки. Дело в том, что привычка не использовать гармоники нередко ведет к тому, что даже очевидные подробности звучания около 2-5кГц — остаются без внимания. Потому, даже удобно заметить как и что делительно слышно в 30 метрах. Фактически такой акцент имитирует здоровый слух. И попробовать услышать вдалеке хорошо, а затем и близко. И да, сознательно замечая около 60-80% звуков скорее справа.
Ещё интересный момент — это внимание к разнице состояний слуха. Причем, стараться замечать скорее позитивные моменты. Если отойти чуть в сторону, то окажется, что негатива — всегда в избытке в любой болезни. А вот нечто позитивное — банально не создать. Потому и разница интересует именно та, когда что-то лучше слышно, вообще легче услышать, интереснее. Фиксировать исключительно плохое — значит дополнительно это тренировать (нужно не отказываться от плохих фактов и состояний, а просто уделять им минимум внимания).
Всегда будет гораздо лучше, если часть акцентов взять и записать в виде наблюдений. Даже просто лично себе. Это покажет то, на что удаётся обратить внимание. Скажем, часто есть попытка описать ЧТО звучит. Ответ на этот вопрос дают звуки до 1000-2000Гц максимум. А вот если заметно КАК звучит или что интересного, яркое — то это уже явное использование более высоких частот. Потому, будет хорошо сделать 3-4 очень кратких записи интересных нужных акцентов.
В остальном, важен ритм. Каждые примерно 5-6 дней делать замеры слуха дома. В силу того, что падение небольшое и очевидно свежее, то крайне вероятно, что большинство проблем через месяц станут едва заметными. Но, стоит настроится на работу в 2-2,5 месяца: этого вполне может хватить исправить падение и минимально привыкнуть к тому, что всё стало хорошо. Тем более, работы крайне немного. А музыку можно послушать всегда заодно к другим делам, как в наушниках, так и в машине, с помощью колонок дома.
Пожелаем успехов в исправлении!