Постоянно находят всё новые оправдания тому, почему кто-то не слышит норму, свою собственную норму. Казалось бы, в школьном учебники биологии, да и на любых наушниках нудно пишут: до 20000Гц. Но тут очередная идея: «верха режут» и почему-то стали вредны. Разбираемся.
Не секрет, что звук на одной частоте — синусоида — должен бесить. Любого человека раздражает автомобильный сигнал или даже писк микроволновой печи. И потому, как-то странно ждать чего-то другого, если послушать звук синусоиды на 17000Гц.
На деле, любой реальный звук — это всегда сумма, как бы, частот и громкостей. Если записать звук, то окажется, что даже протяжно сказанное человеком «а-а-а-а» — это будет много звуков, деталей во всем слышимом диапазоне. И найти звук до 20000Гц в быту крайне легко: просто надеть футболку или же подвинуть на пару сантиметров чашку на столе.
Что будет, если человек послушает частоту в 30000Гц? Ничего! Просто ничего не услышит. Но если использовать реальные звуки — то надо использовать максимум возможностей своих органов чувств. Скажем, было бы странно, если бы кто-то призывал смотреть не дальше 30 метров или не смотреть ближе 50см. Можно ещё пойти более экзотическим способом: скажем, надеть очки, с фильтром пусть красных оттенков, чтобы лишить себя нагрузки в плане красных цветов именно в течение дня. Странно, не правда ли? Впрочем, можно аналогично прийти в спортзал и принципиально не тренировать голени. Казалось бы, почему? А вот просто так. В итоге, и голени без нагрузки, и соответствующие поля мозга. А затем и общее состояние организма становится неважным.
Получается, что есть музыкальные записи или реальная жизнь, которые слышны в норме примерно до 20000Гц любому человеку с хорошим слухом. Но кто-то предлагает взять и край, как бы, отрезать. Что будет? Человек лишится нагрузки слуховой. И перестанет слышать всё цельно. Потом можно отрезать уже и около 15000Гц, а там уж недалеко и до тугоухости.
Откуда же берется столь странная теория про некий «вред» очень высоких звуков? Очень часто люди начинают слышать около 15000-20000Гц с явным падением. Такое падение означает, что в быту они едва ли используют звуки уже до 14000Гц каждый день. Хотя чувствительность ещё есть первое время и до примерно 20000Гц, но есть падение слуха, а значит нет нагрузки именно в быту.
И если впервые за полгода таки получить нагрузку, скажем, около 16500Гц (для этого нужны звуки погромче из-за падения) — то звук как бы «режет». Впрочем, это очень оптимистично: нередко «режет» людям уже и на 9000Гц. Есть много людей, которые в повседневной жизни не используют звуки свыше 5000Гц — и этого хватает для социального комфорта. И в моменте кажется, что услышать до 12000Гц — ужасно неприятно.
Собственно, можно сравнить ситуацию таким образом. Скажем, есть рана и её надо обработать. Больно ли в процессе? Нередко очень больно. Но каждый привык и знает, что будет такое действие строго полезным. Но почему-то со слухом — подумать — привычно не работает. И потому все с азартом доказывают, что хорошо терять слуховые возможности. Придумывая всё новые аргументы, находя какую-то статистику и массу других идей.
Также все не забывают рассуждать о том, что уже сами не могут слышать, т.к. руководствовались такими вот идеями: типично когда кто-то, кто не слышит свыше 13000Гц ничего, уверенно рассказывает про личные ощущения от звуков около 14000-18000Гц.