Тиннитус, гиперакузия и небольшие странности по краям диапазона. Рекомендация со слухом №85

Данная рекомендация будет крайне интересна, т.к. уже выполнена определенная самостоятельная работа. Сама проблема началась года 4 назад: в возрасте 16 лет были некоторые сложности типа отитов. Как вероятное следствие, возникли странные привычки использовать слух. Началась гиперакузия, легкий шум, щелчки в ушах, порой заложенность. Но всё это не вызывало явных проблем. Пока, в какой-то момент ситуация не стала волновать гораздо сильнее. И, примерно около полугода назад человеку удалось найти мой блог. Посмотреть ряд материалов и самостоятельно добиться определенного улучшения. Далее произошла некоторая пауза в плане работы со слухом. Посмотрим, что есть на сегодня и что можно сделать.


Отмечу несколько важных моментов для данной истории:
1. Важно сознательно подойти к вопросу. Дело в том, что шум/тиннитус и прочие сложности со слухом — очень сильно сбивают. И текущая ситуация точно не является тугоухостью в обычном понимании. Действительно, без всяких проблем слышно речь. Социально комфортно. Но, и правда есть отклонение от личной нормы в плане слуха;
2. Как правило, если есть падение слуха на высоких частотах, то нередко и низкие частоты слышны неважно. Дело в том, что в норме края диапазона и должны восприниматься тише. Отсюда есть соблазн: слышать скорее средние частоты, чтобы понимать «суть» звуков, не замечая многих нюансов. Потому, небольшой спад по низким частотам — не есть проблема именно с низкочастотным диапазоном, а скорее общая ошибка использования слуха;
3. Стоит учесть, что социально приемлемо слышать ещё хуже. Потому, даже в возрасте 18-20 — в среднем никому нет дела, если слышно стало не до 17000Гц, а всего до 12000Гц или вовсе до 9000Гц. Действительно в обществе даже комфортнее быть человеку со слегка сниженным слухом. Потому, разнообразные странные привычки со слухом — не вызывают удивления. Кажется часто, что всё делается правильно. Разные страхи и домыслы про работу слуха — всё это является обязательной частью для каждого члена окружающего общества;
4. Беда любых падений состоит в том, что мозг всегда отрезает с запасом. Скажем, пусть может быть слышно в быту до 13000Гц. Но, если есть даже небольшие нюансы до 13000Гц, да даже и без них, — вероятнее всего используется в повседневной жизни ещё более узкий диапазон: лишь до 8000-9000Гц;
5. Высокие частоты крайне важны для бинаурального слуха. Очень часто под этим понятием понимают лишь факт слышимости двумя ушами, что совсем не так. Потому, падение на очень высоких частотах обычно страшно тем, что меняется принципиально характер слышимости любых звуков из-за того, что фактически бинаурального восприятия далее не остаётся. Да, действительно можно слышать стереоэффект в музыке, но всё равно остаться без полноценного слуха. Это как со зрением: бинокулярное зрение не есть именно сумма того, что видят оба глаза;
6. Нередко возникает мысль о том, что важна техническая составляющая: нужны супер колонки, наушники. Действительно, если есть желание исправить ближе к 20000Гц — тем критичнее наличие хорошей техники. Но! Именно для улучшения слуха как по замерам, так и, соответственно, реальной слышимости — важны личные действия: сдвинуть использование слуха каждый день буквально на 1% в быту;
7. В целом, смысл работы над слухом — это заметить ошибки и более их не делать + небольшая имитация здорового слуха;
8. Зачастую весь вопрос работы над текущей ситуацией со слухом заключается в том, что нужно понять, что технически может быть слышно. Сознательно определить, глядя на аудиограмму, свой предел, границу возможностей. Пусть это будет 100%. Люди при сложностях со слухом зачастую пользуются лишь около 30% своих же возможностей, таким образом тренируя более худший слух, чем у них есть. Задача исправления — стараться задействовать слух скорее под границу возможностей, где-то на 80-90%;
9. Причина тиннитуса, гиперакузии — это падение слуха. Вопрос в том, что человек не просто должен слышать весь диапазон одинаково хорошо. Ещё и опыт за крайние несколько месяцев должен быть именно такой. Типичная ситуация с гиперакузией состоит в том, что при попадании в громкую ситуацию — слышно «шире», т.е. задействуется внезапно та часть диапазона, которая более 95% времени не использовалась. А, если бы не было падения, то эта часть диапазон и соответствующие структуры мозга получали бы нагрузку ежедневно;
10. Нужно учесть, что хоть и кажутся цифры большими: работа будет вестись от 8000Гц до примерно 20000Гц основная, но фактически это очень небольшая часть диапазона. Принципиальный момент состоит в том, хоть проблемы есть с незначительной частью диапазона — пропадает цельность восприятия, что есть плохо. Нужно слышать всегда свою же норму;
11. Также ключевой момент состоит в том, что при работе со слухом нужно отслеживать тенденции за недели. Мозг работает электрохимически. И может накапливать нейромедиаторы за долгое время. Потому, если и смотреть на результаты любых действий со слухом — то хотя бы при условии методичной работы или практики хотя бы от нескольких недель и более. В подавляющем большинстве случаев, не работает идея о том, что вчера вечером нечто сделано — и с утра однозначно результат вчерашних попыток;
12. Чем ближе к ровной линии на аудиограмме — тем меньше будет сложностей со слухом. Как бы не хотелось убрать лишь шум или писк, гиперакузию — всегда надо заниматься именно слышимостью. Все остальные проблемы не стоит игнорировать, но уделять им минимум времени.


В наличии есть свежая аудиограмма, полученная у врача + ряд домашних замеров.




Вначале по замеру от врача. Тут есть странности. Внезапно оказывается, что человек слышит свыше 0дБ по костной проводимости. С одной стороны, можно в это поверить, т.к. точки с отличным слухом — около 2000-8000Гц, что и должно быть в норме для каждого человек: есть кривые восприятия громкости и именно этот диапазон и должен быть лучше всего слышен. С другой стороны, получается так, что справа есть довольно значительная разница между костной и воздушной проводимостью ближе к низким частотам. 

Важно понимать, что норма — это примерно 10дБ и 15дБ для костной и воздушной проводимости соответственно. Потому, замер указывает на слух выше нормы. Но, сомнения некоторые остаются. Дело в том, что обычно даже нет оборудования, чтобы воспроизвести столь тихие звуки. Но, далее это нас волновать толком не будет, т.к. само падение слуха есть скорее свыше 8000Гц и ниже 125Гц. К сожалению, замеры до 20000Гц у врача добыть очень нелегко, хотя таковые бывают. Впрочем, бывают и плохие замеры у врача до 20000Гц, но я отвлекся.


По домашним замерам. Вначале предлагаю глянуть на то, что было в апреле-мае.




Первый раз я получил данные замеры как раз в мае 2021 года. И действительно, как обычно видна нестабильность слуха 14 и 16 апреля. А затем — очевидный сдвиг в мае. Важно заметить, что в мае и низкие частоты стали приятнее. И высокие частоты чуточку подтянулись.

Очень важно отметить один момент. Как обычно, на старте работы со слухом вначале получается остановить падение слуха. А лишь затем уйти в плюс. Потому, такой вот прогресс всего за месяц-полотора работы — это очень хорошо и приятно.


Далее работа была прекращена по ряду обстоятельств. И следующий замер я получил в августе 2021. И, как обычно, просто ответил на ряд вопросов по поводу. Повторюсь, работа шла сугубо самостоятельная, без моего участия.



И вот мы видим, что на конец августа 2021 высокие частоты стали несколько приятнее. На (очень) низких частотах есть некоторые нюансы, но они не столь уж значительны. Учитывая отсутствие явно активной работы — ситуация и правда приятная. Стоит отдельно обратить внимание на то, что на проверке слуха стало возможным проверить не от 125Гц, а от 60Гц. Потому график стал несколько «шире» в области низких частот. От 125Гц и вовсе всё отлично.

Затем я попросил сделать свежий замер перед публикацией. Он от 10 сентября 2021. Возможно, он сделан наиболее «точно» и ничего не завышено, максимально предвзято. Но мы видим, что фактически до 12000Гц всё попало до 15дБ, что очень хорошо. Да, явно видно, что далее идёт спад. И хочется услышать не хуже 15дБ хотя бы до 14000Гц двумя ушами + более стабильно до 1000Гц ближе к 10дБ всюду.


Собственно, основная проблема заключена в том, что слышно максимум в быту до 12000Гц. Дело в том, что чем выше частота — тем критичнее слышать без падения. И если около 2000Гц ещё слышно с падением в 25-30дБ многое. То, чем выше частота — тем важнее слышать ближе к 10дБ. Потому, мы видим, что уже после 8000Гц начинаются нюансы. Да, ситуация стала явно лучше, чем в апреле. Но всё равно, слышать даже до 12000Гц — это маловато. И, как ни странно, оправдание возрастом — именно в данном случае — как раз мотивирует улучшить ситуацию. Ведь считается, что именно около 18-20 лет человек и должен слышать под 20000Гц. Да, немного индивидуально: кто-то до 18000Гц, кто-то до 22000Гц. Но, всё же хочется несколько больше услышать, «шире».



Стоит привести один явный момент принципиальной важности высоких частот именно для бинаурального слуха. Представим ситуацию, что возьмем бумажку в руку и начнём её комкать, сидя в небольшом помещении. Не важно левой рукой или правой. Так или иначе уши будут слышать разные звуки. Может правое ярче, может левое. И как раз важен факт того, что чем выше частота — тем хуже она распространяется в пространстве: именно близкие звуки слышны до 20000Гц, а нечто в 100м — слышно часто до 1000-2000Гц максимум. И вот из очень разных звуков, что слышат уши, человек цельно воспринимает ситуацию с бумажкой в руке. Безусловно, звуковая ситуация может быть сильно богаче, больше звуков. Но! В этом-то и особенность, что не важно каким ухом слышно, важна сумма, результат услышанного двумя ушами. И даже в столь простой ситуации — будет настолько избыточно много деталей, нюансов звучания, что надо будет выбрать вниманием то, что нравится или нужно в моменте: на все-все детали внимания ни у кого не хватит.


Соответственно, какие проблемы имеют место быть:
1. Есть очевидный спад по высоким частотам, что все ещё немного отражается и на слышимости низких и чуточку выше;
2. Нет привычки слышать уверенно бинаурально. Причем, важный момент, что данная привычка уже есть несколько лет;
3. Как следствие нюансов со слухом — есть ряд (нестабильных) шумов, щелчков, ощущений странных, гиперакузии, порой ощущается разница между ушами, заложенность. Это всё нужно учесть.


.


Что же делать?


Самое удобное, с чего можно начать — это сознательно понять для себя в чем же состоит разница, если есть падение слуха текущее и нормальным состоянием слуха, которое должно быть. Конечно же, каждый человек должен быть индивидуален, но на сегодня очевидно, что есть опыт большего падения слуха, чем есть сейчас. И, соответственно, привычно странный характер использования звуков. В целом, восприятие звуков. А также тот факт, что и на сегодня есть некоторые нюансы. Конечно же, принципиальный момент — это понимание того, что работа будет вестись примерно над 10-15% слухового диапазона. Что ситуация вовсе не так плоха. И, что важно, разнообразные сложности со слухом — есть следствие падения.

Скажем, вот есть ощущение заложенности слуха. Это — типичное следствие того, что стало слышно хуже высокие частоты. Есть 2 крайне занятных момента в данном ракурсе. Во-первых, заметна разница состояний слуха. Слух всегда подвижен и бывает крайне разным. Что не просто нормально: так и должно быть. Во-вторых, все же есть стремление мозга слышать хорошо, некое недовольство тем, что слышно что-то не так. И прям хочется что-то сделать, когда не слышно в более широком диапазоне, что тоже крайне радует.



Воспользуемся ситуацией про разницу. Нюанс состоит в том, что любой звук — это есть последовательность разных по громкости звуков во всем диапазоне. Человек постоянно слышит, грубо, со скоростью до 300 раз в секунду. Именно разница между 1-2мс, сами перемены звуковые — в конечном счёте затем и воспринимаются человеком как звуковая часть реальности, знакомые звуки распознаются. Сам принцип работы орган чувств и состоит в том, что всегда фиксируется разница. Не правильно услышать, не услышать нужное. А просто легко, без явного напряжение или устремления — подметить ту самую перемену.

Собственно, вопрос падения слуха — это невозможность адаптации к тихим звукам в какой-то части диапазона. Слуховые центры мозга должны адаптировать слух к тому, что происходит во всем диапазоне. Постоянно. А пока, на высоких частотах это не очень получается. А раз не получается — мозг тут же старается лентяйничать. И действительно полезно сознательно учесть этот момент и стараться воспользоваться возможностями под границу слышимости. Подумать над тем, что может быть слышно. Понять свои возможности и учесть, что мозг никогда не хочет задействовать проблемные места, как-то интеллектуально напрягаться.

Можно это сравнить с подтягиваниями. Пусть есть некий парень, кто может подтянуться 20 раз максимум. И мы можем уверенно сообщить: ну 15 раз — уж точно даже в самый плохой день получится. Собственно, со слухом точно та же история: нет нужды слышать звуки на громкости около 15дБ (если брать градацию децибел, как и на аудиограмме). Вопрос в том, что, слыша звуки даже около 10-15дБ, — очень легко и непринужденно получится учитывать слышимость звуков от 20-25дБ и выше в быту.

Скажем, вот пусть есть речь. Громкость речи — не есть 60дБ или 65дБ. Это всегда динамический диапазон, т.е. от 20дБ до 60-65дБ. Причем, речь, даже мужскую нередко слышно до 10-12кГц. А порой и несколько выше. Конечно же, в данной ситуации — женская речь или общение с ребенком — могут дать возможность нагрузить слух до 20000Гц. Хотя обычно считается, что речевой диапазон — это лишь до 4000Гц или чуточку выше.

С речью также есть интересный момент. Можно на улице поговорить. Но такая беседа будет простой. Когда люди хотят всерьёз пообщаться, то выбирают более маленькие помещения, а не на открытом воздухе. Причина этому — отражения звуков. Скажем, можно крикнуть и около в гараже или на даче: принеси молоток. Собственно, общение с 10-15 метров и будет простым, очевидным. А вот какие-то нюансы, детали, интересные мысли — это всегда хочется сделать ближе. Почему? Причина в том, что в открытом месте не от чего отразится звукам. И там часто слышно до 2000-3000Гц. Если же быть в помещении — опять же — даже в простой речи могут быть звуки до 20000Гц.

Нередко возникает идея о том, что нужны специальные звуки. Вот есть падение на 12000Гц или 15000Гц, пусть на 7000Гц — то, якобы, нужны и специальные звуки на нужной частоте. Но, нет! На самом деле, даже в заведенном двигателе автомобиля — будут звуки во всем диапазоне, хотя явно звук будет более низкочастотным. Дело в том, что реальный звук — это не ровно 300Гц или 1200Гц, а всегда сумма звуков. Даже, если сказать протяжное: «А-а-а-а-а», — то это будет довольно-таки нагруженный частотный диапазон. Обычно это называется гармониками или обертонами. Т.е. любой реальный звук — это всегда много занятых частот. Потому, скажем, протереть стол или погладить рубашку, вытереть руки или застегнуть молнию — это довольно высокие звуки. Тем более, что они будут вероятнее всего вблизи, что критично. Но на самом деле, вообще всегда и везде в течение дня можно найти нагрузку на высокие частоты. Уже эти звуки есть. И не нужно нечто специальное. Важно не найти супер звук, а выделить вниманием нужные моменты в том, что уже и так слышно.



На самом деле, наоборот полезно, когда есть много звуков. Те самые гармоники — требует мозг. Чтобы мозгу было «прикольно» — выпускаются хорошие акустические системы, стараются с качеством записи и не только. И потому, попытка послушать музыку — это возможность получить нагрузку во всем слышимом диапазоне гармоничную. Это не только нагрузка там, где есть падение. Но ещё и возможность вернуть привычку слышать все-все гармоники.

Нередко есть стремление примитивно распознать звук. Вот узнать ЧТО звучит — и как бы этого хватит. На самом деле, никогда внимания человека не хватает услышать все-все детали звука. Не говоря о том, что влияет настроение на восприятие, банальная температура воздуха изменит то, как звуки распространяются в пространстве и не только. Как и со зрением: вроде бы видно всё отлично, резко, но человек не в силах запомнить все-все детали любой ситуации: только то, что нужно или привлекло внимание, было интересным. 


Также есть частая ошибка с тихими звуками. Порой люди боятся громких звуков. Но тут стоит просто посчитать. Есть такой эффект как «эхо». Правильнее обозначить его как реверберация или отражения звуков. Нюанс в том, что давно выведена формула, которая даёт возможность просчитать наличие реверберации с падением в громкости в 60дБ! Почему 60дБ? Потому как мозг будет аналогично это же замечать. Точно также, как важно сделать синхронизацию звука и картинки в видео, т.к. мозг будет замечать, что нечто не так даже со сдвигом порой «всего» в пару миллисекунд. Но, вернемся к слышимости. Обычно граница звука, который легко слышен — это 20дБ. Прибавим 60дБ для реверберации. Окажется, что надо слушать на 80дБ. Иначе ряд нюансов отражений звуков не будет заметно. Внезапно!


На самом деле, вопрос громкости — крайне интересен. Дело в том, что смысл падения — это невозможность слышать тихие звуки. Скажем, если слушать музыку на 80дБ, то человек с текущим падением слуха сможет услышать звуки примерно до 15000Гц или чуточку выше. Если слушать тише, то будет слышно «уже», всего до 11000Гц. Данная ситуация удобна тем, что нужно сознательно подмечать такие вот моменты и пользоваться этим: пробуя сознательно подметить, что не только громче, но слышно ещё и «шире». И так слышать — не свойственно здоровому человеку.  И даже если разница не очевидна — важно пробовать и подчеркивать.

Кстати, данная ситуация ярко проявляет причину гиперакузии: если есть любой громкий звук — то будет слышно на 15000Гц или даже 17000Гц. На самом деле, человек с таким падением не не слышит 18000Гц. Вероятнее всего, падение не 90дБ — а 100дБ, что дома с обычным оборудованием не проверить. Представим, что возьмем «болгарку» и отрежем громко что-то металлическое. Вот есть шанс на просто неприятный звук, который будет очень громкий. И придется услышать под границу слышимости, чего давно не было. Мозг давно не обрабатывал звуки просто ближе к 16000Гц, так и целиком от 20Гц до 17000Гц. Отсюда и резко неприятные ощущения, как бы, от громкости.


Хотя, стоит учесть, что на самом деле, существуют кривые восприятия громкости. И края диапазона кажутся «тихими» звуками. Потому, при проверке может удивлять, что 70дБ на 1000Гц звучит громче, чем на 10000Гц. Но, так и должно быть: самое чувствительное место слуха — обычно около 3000Гц. Но, заодно этот момент даёт бонус. Как бы кажется, что очень тихий звук — будет слышен скорее около 1000-8000Гц. Но на деле окажется, что тихие звуки — скорее до 1000Гц. И получается сумбур: куда обращать внимание? А вот как раз нюанс в том, что близкие тихие звуки, которые едва заметны — это как раз слышимость под 20000Гц. И, в то же время, если есть громкий звук. Скажем, пусть шум душа в ванной, то это тоже гарантия того, что будет громко, а значит слышно очень «широко». Потому, крайне интересно делать акценты то на тихие, то на громкие звуки, вблизи и вдали. 


Стоит учесть, что на самом деле в организме особенно нет понятия громкости. Зачастую либо один звук громче, чем другой. Либо же настолько громко, что ухо начинает защищать себя от разрушений: это около 90дБ и выше. И хотя кажется, что всюду есть регулировка громкости… для человека это не работает. Нет цели слышать лишь тихое или громкое. Если вокруг пару дней не будет знакомых звуков, то понять для себя звучит ли нечто на 45дБ или 65дБ — будет невозможно. Хотя разница — колоссальная. Потому, идея с громкостью важна совсем в другом плане. Скажем, если слушать пусть даже новости, то надо слушать не едва-едва узнавая слова, а на такой громкости, чтобы не ускользали детали. И музыку стоит слушать соответственно: попытка послушать как можно тише приводит к неизбежным искажениям. Это не повод слушать строго на максимум. Но, часто есть идея, что громкость вредна. Хотя даже достичь действительно вредной громкости практически невозможно, пока сознательно человек не приобретёт соответствующее музыкальное оборудование. И попытка послушать тихо или же сообщить, что низкие частоты неважны, быть может решить, что высокочастотный динамик не столь уж важен — приводит к тому, что человек привыкает не просто слышать искаженно звуки. Но соответственном образом действовать и в быту, каждый день. Точно также примитивно обращать внимание. Очень часто есть ситуация со слухом, когда человеку может быть слышно большее, много нюансов звучания — но привычно используется лишь нечто самое нужное, чтобы примитивно узнать звуки, что звучит.


Про акценты. Несколько выше упомянуты слуховые акценты. Они и есть имитация здорового слуха. Можно сравнить со зрением: вот бежит собачка «прикольная», затем машина с крайне необычными колесами проехала, забавная ситуация или нечто неприятное происходит. Такие события происходят буквально мгновение и почти всегда быстро забываются. Порой нечто можно рассказать друзьям, близким из очень интересного. Чаще же, просто набор интересных моментов. Точно такие же есть и со слухом. И каждый раз выгодно делать акценты туда, где может быть слышно, но как бы немного «лень». Не потому, что такой характер, просто такая ситуация является следствием падения слуха.


В данном случае выгодно начать обращать внимание на звуки где-то от 4000-6000Гц и выше. Да, пусть несколько с запасом, но не стоит работать именно от 10000Гц и выше, выгоднее начать с чуть более низкой частоты. В случае работы над этими частотами стоит обращать внимание на забавные для себя детали, эмоции от звука. Крайне выгодно замечать акустику помещений, как отражается звук. Скажем, яркий момент, если некая девушка идёт на каблуках или даже кто-то говорит по телефону, а затем заходит в магазин — и стук каблуков, и голос тут же воспринимаются иначе из-за иного отражения звуков. Хотя, в большей мере, важно замечать скорее звуки вблизи, не далее 2-3-5 метров. Причина проста: именно в близких звуках возможна ошибка восприятия, более далекие звуки воспринимаются верно, т.к. с ростом расстояния хуже распространяются высокие частоты.

Ещё интересный вариант — это контраст расстояний. Есть близкий звук и далекий. Ощущение звуков «тут». Скажем, пусть кто-то зовет издалека. Человек всегда слышит контраст, что звук до 1000Гц, а вот рядом, вокруг — слышно до 20000Гц. И этот контраст используется несознательно. Также хорошим вариантом будет отследить куда что-то упало. Пусть гайка упала на пол — и вот есть ощущение, что именно вот «туда» укатилась. Вовсе не обязательно точно угадать по звуку: это не всегда возможно в принципе. Важен сам подход, что слышно «точно». И, если обратить внимание на частоты свыше 10000Гц — то можно даже на слух услышать, что чашку чая удалось подвинуть ровно на 1,5см. Опять же, можно ошибиться — и там будет 4см: важен сам подход.


Также будет интересно заметить стереоэффект. Да, удобно объемный звук заметить в музыке или же посетив кинотеатр. Но нередко также объемно, ясно слышно и в быту. Причем, если начать с объемности и двигаться к цели — услышать легко уйму деталей — это позволит получить полноценный бинауральный слух. Крайне важный момент: детальность может быть не только вблизи. Скажем, уверенность в том, что и в 30м слышно чудесно, и в 5м — это то, что нужно, при условии, что объективные показатели на замерах тоже отличные. Такая вот уверенность и легкость в том, что вообще любой звук слышно с избытком детализации.


Есть ещё момент. Часто совершается ошибка: хочется сразу, однозначно стабильный 100% результат. Идеально точно услышать. Или однозначно не слышать шум. На практике — важно пытаться, пробовать. Зачастую не слышать шум — это значит не обращать внимание. В норме, более 98% процентов времени человеку не шумит. Но бывает болезнь с температурой — и вот уже шумит. Бывает на тренировке большая активность. Или же огромная усталость. И нормально, если будет шуметь в подобных ситуациях. Просто такое событие — в норме — крайне редкое. И многие забывают про это. Потому, вот есть шум — и интересно фиксировать разницу как слышно. Попробовать ещё и ещё задействовать по-разному слух. Не сразу отлично получилось, а каждый день 20-30 акцентов. За месяц — почти тысяча попыток. И да, плавно и результаты подтянуться.


Очень важно понимать, что нет цели сделать 200 акцентов в день. Или послушать 5 часов музыки. Очень важен баланс нагрузки. Ещё одна ошибка — это избыток внимания к слуху. В норме, человек обращает внимания сознательно на слух до 3-5 минут в день в среднем. Пусть из-за сложностей — 10-15 минут. Активного внимания. Максимум. Наверняка на сегодня есть фоном волнения, сложности. И может даже 1-1,5 часа в день внимания. Но нужно стараться при каждом удобном случае хоть на 5-10 минут в день сократить такое внимание. Это не значит игнорировать проблему. Просто такие размышления фоном — ничего, кроме вреда не приносят. И, как вариант, если шумит или даже нечто не так ощущается — можно поставить музыку именно фоном. Открыть окно или включить увлажнитель воздуха. Дабы сместить внимание на слышимость реальных звуков вокруг.


Также есть почти психологический момент. Особенность исправления состоит в том, что изначально всё плохо, а в конце просто нормально. Нет особенного позитива. Мало того, каждый сдвиг со слухом по началу кажется волшебным. И даже даёт заметный сдвиг. Но на практике, через несколько дней хочется ещё большего. Потому, очень важно внимательно следить и не создавать уйму негатива. Не отрицать какие-то неприятные моменты. Но, учесть, что их нечем компенсировать.


Ещё одна ошибка — про тишину. Кажется, что должна быть тишина в голове. Но, нет. Тишина — это отсутствие внимания к звукам (при условии возможности слышать весь диапазон хорошо), а не ничего не слышно. Это крайне важно для себя учесть. Ведь с текущий состоянием слуха можно легко слышать шум движения крови, дыхания. Просто людям это не интересно. И как бы «не слышно». А не нет возможности вообще слышать любой шум, полная тишина.


И остался момент про низкие частоты. На самом деле, большая часть сложностей — есть следствие: вот угнетает шум, заложенность. И появляется напряжение в теле. Да и уже один край слышимого диапазона плохо слышен: высокие частоты. Тут же оказывается, что мозг не хочет и низкие частоты слышать. Но, низкие частоты могут ощущаться телом. Кожа, мышцы воспринимаются как вибрацию, чувствуют низкие частоты. Или, вернее до 200-300Гц, что захватывает и часть средних частот. И порой действительно важно несколько размять верх спины и шею быстро, буквально 10 секунд раз 5 в день — дабы сместить внимание на то, что звуки всё же слышны, а не ощущаются. Это стоит делать первые несколько недель. Далее это вряд ли понадобится. Скажем, типичная проверка: если ехать в старой ужасной машине, то в первую очередь будет слышно тарахтение, шум, а ещё и ощущаться вибрация от движения, а не наоборот.


Также есть ситуация с щелчками в ушах. Если, всё же, поверить замеру, полученному у врача — всё же есть повышенный костно-воздушный интервал ближе к низким частотам. Но, вероятнее всего, что подобная ситуация есть скорее на высоких частотах, что крайне тяжело объективно проверить. Потому, стоит заняться прицельно работой над высокими частотами и вообще слышимостью — и заодно отследить. Скажем, пусть за неделю есть, грубо 15 щелчков. И если выяснится, что через 3-4 недели их станет всего 7-9 — это и будет прогрессом. Опять же, щелчки порой могут быть у всех людей. Вопрос количества. Да и есть фактор возможных перемещений на лифте, метро, автомобиле, поезде, самолете: это и правда может влиять.



В целом, всегда есть активной работы со слухом до 10-15 минут в день + именно фоном послушать музыку около часа. Да, в таких падениях критично иметь достаточно хорошие наушники, которые могли бы воспроизвести точно до 20000Гц. Наушники даже удобнее колонок, т.к. чем выше частота — тем критичнее направление звука. У каждого динамика есть своя диаграмма направленности. И чем пытаться правильно сесть возле акустической системы или даже в автомобиле — сильно проще добыть нагрузку именно в наушниках.

Попутно всегда полезно записать наблюдения в течение дня, пусть даже для себя 4-5 записей. А затем за неделю оценить на что получается обратить внимание, сделав ещё и домашний замер слуха один раз в неделю. Всякий раз подход прост: если окажется, что всегда легко получается задействовать звуки до 7000Гц — то пора сдвинуться выше. И так действовать всякий раз, пока все странности и проблемы не окончатся.


И нужно учесть, что любая перемена со слухом не произойдет мгновенно. Скажем, пусть через недели 3-4 окажется, что слышно без падения по замерам до 14000Гц. Пусть так. Но на деле, нужно ещё хотя бы несколько недель привыкнуть слышать так всюду. Потому, исправление — это не только возможность «добыть» улучшение по замерам. Но ещё и попутно привыкнуть всюду слышать больше. 

Главное в исправлении — это методичность и ритм. Обычно уже через пару недель работы можно заметить ряд приятных перемен. Потому, стоит несколько запастись терпением и не стремиться срочно проверить: а точно не ли не шумит или нет ли гиперакузии вот на самый странный звук? Падение действительно небольшое, но всё же требует пару месяцев не столько большой, сколько методичной работы. Впрочем, как раз всегда и интересно отслеживать динамику состояния слуха каждые несколько недель. И не бояться одного отдельно взятого плохо замера слуха или даже двух подряд внезапно очень шумных дней с явным тиннитусом. Важно среднее состояние за недели и месяцы. И, конечно же, при улучшении, и лучшие дни станут ещё лучше, худшие подтянутся. А заодно разница между ними станет заметно меньше.

Пожелаем успехов в исправлении!






Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *