Адаптационные возможности мозга — довольно своеобразны. И если кого-то волнует шум в ушах, тиннитус, то есть и другая особенность: порой мозг готов легко отрезать лишнее.
Представим себе ситуацию, что открыт кран с водой и люди общаются. Если есть хороший напор, то шум воды будет мешать. Но в какой-то момент мозг начинает «фильтровать» звуки, И мы чисто слышим речь, а звук воды — остаётся на фоне, а то и вовсе кажется неслышимым. Важно понимать, что это не только особенность обработки звука мозга, выборочного внимания — а ещё и подстройки самих ушей под ситуацию.
Аналогичная адаптация может быть просто на улице при ветре, в других сложных ситуациях. Но такая удобная штука несет и проблемы. Например, человек начинает с некоторым падением слышать высокие частоты. Что оказывается? Хочется тут же отрезать ненужную часть диапазона. Возникает, такая вот, привычка. И бодро человек тренируется не обращать внимание на проблемные части диапазона, где все ещё на самом деле слышно.
Очень важно понимать, что слух — живой. Тут нет алгоритма готового. Мало того, кого-то включенный ТВ фоном бесит и мешает общаться, а кому-то даже в кайф. Аналогично может мешать музыка, а может радовать.
Нередко такая проблема ещё и встречается при проверке слуха. Скажем, проверяет человек слышимость на 12000Гц: и вроде бы слышно, а потом звук пропадает. Что же делать? Такая ситуация — яркий индикатор того, что звуки в этой части диапазона редко используются. И потому мозг вроде бы готов услышать, но ленится. И так происходит не только во время проверки слуха — а постоянно в реальной жизни.