При тиннитусе, тугоухости – хочется быстрее понять все про текущее состояние слуха. Правда, нюанс состоит в том, что для этого не только надо пройти аудиометрию, но ещё и учесть свеженакопленный опыт слуха хотя бы за крайние несколько месяцев.
Какой есть типичный сценарий? Вот живет человек и замечает, что начало шуметь, пищать, чуть плоховато слышно порой. Что человек делает? Обычно спустя какое-то время идет к врачу. И очень уверен в своих слуховых возможностях. А всё почему? Опыт сзади строго хороший, позитивный.
Часто так бывает, что вроде бы уже и аудиограмма не супер – а человек все ещё уверенно слышит речь. Почему? Вопрос в опыте, в восприятии. Привычно оценивать свои возможности как строго хорошие. Человек не сомневается, т.к. десятилетия слышал «хорошо» и не видит повода для сомнений.
Что происходит далее? Пусть окажется, что есть тиннитус. И? Человек начинает «по опыту» постоянно себя проверять на факт наличие шума, шума и так далее. Или же пусть человек плохо слышит, а затем получил улучшения, которые фиксируются на аудиограмме? Внутри будет полная уверенность, что станет только хуже.
Получается забавная ситуация. Вначале, пока сзади остаётся позитивный опыт – каждый уверен, что проблем со слухом нет. И всеми силами их старается не замечать. Когда же проблемы есть и получается добыть объективное улучшение слуха – это улучшение всякий раз обесценивается.
Но, пойдем далее. Пусть кто-то сознательно подготовился, поработал над слухом. Пусть получил сдвиг в +10дБ. Что дальше? Окажется, что опыт будет всё время запаздывать. Скажем, пусть есть текущие реальные слуховых возможности. Обычно нужно от 2-3х месяцев, чтобы в полную силу ими пользоваться. Нередко за это время возможности ещё сдвигаются. И ещё.
Адаптация ушей к тому, что происходит, обработка звуков, использование звуковой информации, – всем этим заняты слуховые центры мозга. И там есть ряд шаблонных действий, привычек. Все это обязательно надо учесть. Причем, что интересно, как при цели улучшить, так и если слух падает. Да-да, даже при падении никто не замечает странностей. И зная особенности – исправить слух получается быстрее, эффективнее.