Многие волнуются о слухе ребенка в контексте социализации: очень важно хорошо слышать для возможности общения. Детская тугоухость нередко не только ассоциируется со слуховыми аппаратами и кохлеарными имплантами, но также возникает ощущение, что есть точный план в плане речи. Как поставить речь в такой ситуации? Причем в контексте речи, произношения – интересно не только для маленьких детей.
В вопросах снижения слуха есть очень много странных моментов. Может показаться, что у логопеда есть определенные навыки. Тогда попробуем задать забавным вопросы: а есть методика для работы при сниженном слухе, есть при тугоухости серьёзной со слуховыми аппаратами, при очень большом снижении? Какие особенности при работе с детьми со слуховыми аппаратами костной проводимости? А что, если есть кохлеарный имплант?
Окажется, что никакого плана нет. Ведь снижения слуха бывают очень-очень разные. Сам тип падения слуха – разный. И надо было бы учесть, что чего-то ребенок банально не слышит или в каком месте лучше подсказывать, сменить подход исходя из результатов аудиометрии.
Безусловно, тут же сообщат, что есть специально обученные люди, которые помогают детям с такой проблемой справиться. Но, это никак не отвечает на вопрос: а что делать при разных снижениях слуха? Что делать, если вот в этом месте стало на 5дБ хуже, что делать, если сменили настройку слухового аппарата, как скорректировать действия?
В силу того, что дети растут, развиваются – всегда с речью будет прогресс. В целом, можно научить даже действительно глухого говорить. Но все это – крайне далеко от естественного хода событий. В норме, ребенок должен себя слышать в том числе изнутри, тогда не будет наступать компенсации.
Впрочем, проблема не только с детьми. Очень легко заметить, что у взрослого человека снижается слух – и портится дикция. Казалось бы, логопеды и тут бы скорее всем помогли со звуками «с», «з», «ш» и все около: пусть человек не слышит, как и ребенок с тугоухостью, но обучить-то можно?! Но, про это – толком никто ничего не говорит. Никто не замечает, что произношение становится ужасным. Некому замечать?