При проблемах со слухом очень часто встречается гиперакузия. Интересно то, что проблема состоит не только в неприятных ощущениях от высокого звукового давления. Можно сказать, что мозг несколько бездельничает.
Стоит представить себе любое снижение слуха. Например, начиная с высоких частот. Тут же окажется, что в том месте, где есть падение, – толком нет слуховой нагрузки. По мере снижения слуха, человек плавно привыкает не пользоваться вовсе хоть немного, но проблемной частью диапазона. Спустя время окажется, что если нет возможности не услышать (звук громкий и однозначно превышает снижение слуха), то становится неприятно.
Вышеописанная проблема совершенно очевидна. И её можно разрешить: сознательно добавляя нагрузки. Скажем, человек начинает слушать музыку, которая неприятна именно громкостью. И за несколько недель пробует в наушниках слушать всё громче и чуть дольше слушать всякий раз. На практике, уже через 2-3 недели становится возможно послушать хоть немного громко. А если продолжить, то спустя ещё несколько недель проблема начинает иссякать: музыка становится даже приятна, в удовольствие.
А что же есть ещё интересного? Можно сказать, что смысл работы слуха, возможности слуха – это динамический диапазон. Возможность услышать во всех частях слышимого диапазона (от 20Гц до 20000Гц) и громкие звуки, и тихие, и всё между. Как только слух снижается, то уменьшается, сокращается динамический диапазон.
Таким образом оказывается, что, если где-то есть снижение, даже небольшое – нужно не только вернуть комфорт, улучшить слух, а ещё и добыть привычку вновь задействовать весь динамический диапазон. Скажем, пусть около 6000-8000Гц есть падение в 45дБ по аудиограмме. И человек легко может слышать от 45дБ до 90дБ, а то и несколько большую громкость. Но не задействует весь этот диапазон. Даже улучшив слух до показателя в 35дБ, мозг не станет сразу же обрабатывать звуки хотя бы от 40дБ.
Представим, что человек слушает музыку. И мы точно можем быть уверены, что большую часть времени точно есть нагрузка около 6000-8000Гц, точно слышно. И в музыке, как и в любом реальном звуке, постоянно подвижна громкость, очень много раз в секунду. Но человек с падением не будет пользоваться всем ещё доступным динамическим диапазоном. И потому слух будет ещё и ещё сильнее падать.
Окажется, что большая громкость не только даёт пики громкости, максимальное звуковое давление, но ещё и вынуждает ухо адаптироваться, слуховым полям мозга работать. Возле тех самых, из примера, 6000-8000Гц – будут слышны звуки, детали на очень разной громкости до 300 раз в секунду неустанно сменяя друг дружку.
Очень часто можно узнать звуки крайне примитивно. Скажем, пусть есть любимая песня. И на компьютере или телефоне напрочь убрать все звуки свыше 2000Гц: все равно она останется узнаваемой! Потому, так часто никто не замечает, что слышно стало не до 14000Гц отлично, а до 12000Гц. Такие, очень плавные изменения за месяцы и годы – толком никто не замечает. А слышно становится радикально меньше, слуховой нагрузки на мозг становится катастрофически мало.
На практике понятие динамического диапазона встречается часто со зрением. Типичный пример: цвета от буквально белого до насыщенно зеленого. И нередко фотографии, экраны могут не отображать всех доступных возможностей зрения человека. И никому дела нет, что динамический диапазон глаз не задействуется. Что уж говорить про слух.
Что же можно сделать? Дело в том, что задействовать динамический диапазон стоит при небольшом снижении. Оно должно быть точно менее примерно 50дБ на аудиограмме (нормальные показатели обычно около 10дБ), иначе получится нечто хоть как-то услышать лишь в музыке. При значительном падении слуха, будет совсем другие аспекты работы над улучшением. Тем не менее, весь диапазон связан – и задействуя место с 30дБ снижения – оно за собой «потянет», сдвинет и более худшие части диапазона рядом.
Фактически, динамический диапазон добавляет деталей. И очень важно привыкнуть к тому, что есть избыток деталей. Не лишь бы понять и узнать звук. А постоянная динамика. Звуки постоянно сменяются. И важно уделить немало внимания звукам. Порой они отвлекают, мешают и даже бесят. Но, очень удобно сознательно этим все пользоваться. Скажем, нужно перейти дорогу в оживленном месте, вокруг немало звуков, не тихо. А значит есть возможность отлично задействовать слух гораздо «шире» и с большим динамическим диапазоном. Не один раз много деталей, а в любой подходящей ситуации для задействования нужной части диапазона – динамика, масса деталей.