Методы и идеи исправления слуха, случай №3 (НСТ 3й степени с большим костно-воздушным интервалом)

Не смотря на то, что название диагноза, обозначающие падение слуха, у всех слабослышащих примерно одинаково (нейро-сенсорная тугоухость), всякий раз необходимо учитывать разные мелочи, которые характерны для определенного вида падения, Не забывая об индивидуальных мелочах, которые были важны в данном (уникальном) случае исправления.

Напомню, Константин Константинов обратился ко мне в октябре 2013 года после многих попыток найти хоть сколько-то полезную информацию для получения возможности поправить свой слух. На сегодняшний день Костя исправил настолько, что теперь у него максимум НСТ 2й степени вместо 3й степени (до +18дБ вверх на всех частотах без исключения).

Для полного понимания ситуации со слухом, стоит глянуть на аудиограмму Константина (она сделана на 2 месяца ранее начала исправления). Стоит также отметить, что падение слуха уже зафиксировано как 15 лет, потому есть громадная неуверенность и заметно упавший слух. Начальная аудиограмма явно показывает 2 факта: имеет место общее снижение слуха, практически равномерное на всех частотах, с бОльшим падением на верхах, что характерно при длительной тугоухости; большой костно-воздушный интервал.

1101_1000_lj

Остановимся на большом костно-воздушном интервале. Крайне заметно, что результаты замеров по костному и воздушному методам проводимости крайне различны. И что интересно, равномерно по всем частотам сохраняется огромная разница — до 30дБ. Если очень упростить, то окажется, что воздушный метод проводимости — это костный + "добывание" вибрации из воздуха с помощью барабанной перепонки. Т.е. вообще все звуки, которые слышит человек в конечном счете превращаются в вибрацию, затем уже в электрический импульс и поступают в мозг.

Как показывает опыт, чем больше разрыв между костным и воздушным методом — тем больше есть неуверенности, что услышишь. Нормально, когда разница составляет 2-5дБ. У Кости она же составляла порядка 20-25дБ. Кстати, именно это обстоятельство помогало ему на работе. Константин в работает в цеху с большим уровнем шума и, когда везде шумно, он слышал лучше, чем нормально слышащие люди. В этот момент он опирался на лишь вибрации: во время общения все громко кричат. "Обычного человека" смущает шум, а у Кости — он заглушал его внутренние шумы.

Более сильное падение на высоких частотах решено было вовсе не исправлять. Цель была поставлена вообще сдвинуть слух (а уж потом и скорректировать действия), т.к. высокие частоты падают, когда слухом просто не пользуются.

Исходя из этого, мы взяли курс на то, чтобы замечать, что порой слышно лучше и слух не является стабильным. Также перестать напрягаться, чтобы что-то расслышать: сделать телефон или телевизор громче при необходимости, не стесняться переспросить лишний раз.

Вопрос "переспрашивания" волновал Костю, как и многих плохо слышащих людей. К концу 2 месяца исправления, он заметил, что оказывается все переспрашивают и в этом нет ничего зазорного.

Интересным фактом является то, что раньше Костя лишь видел приближающуюся машину при переходе дороге, а потом, впритык, уже слышал. Теперь же, специально опустив глаза, слышит как они подъезжают. Это показывает громадную разницу между тем, чтобы положиться на услышанное или на мысль об услышанном.

Константина беспокоили довольно сильные шумы. Они возникают из-за огромного костно-воздушного интервала и общего падения. Вскоре будет отдельный материал по поводу шумов. В данном же исправлении, мы взяли курс на то, чтобы оставлять шум на периферии внимания: не концентрироваться на нем, но и не забывать, что он есть. Шум, оказалось, временами пропадает. К концу второго месяца исправления шум значительно снизился, при том, что мы с ним ничего не делали. До этого Костя с ним боролся. Мы — лишь перестали вести борьбу.

Во время исправления я рекомендовал Косте использовать слуховой аппарат, который он носил на правом ухе. Носить столько, сколько нужно. В итоге, в его случае, это свелось к тому, что он пользовался им максимум 3-4 раза в неделю по полтора-два часа и все (для такого падения — это почти рекордный результат).

Стоит отметить, что судя по первоначальной аудиограмме, нет большой разницы между правым и левым ухом. Но Костя замечал, что правое всю жизнь слышало хуже, да и все же использовался слуховой аппарат — результаты, на сегодняшний день, заметно лучшие получились на левом ухе. Но исправление еще не заканчивается — лишь начальный этап — потому это вполне нормально.

Важно отметить, что необходим общий позитивный настрой касательно слуха. Это не значит радоваться, как ненормальный, выдумывая "позитив" или быть в "розовых очках". Просто привычка плохо слышать приводит к тому, что человек замечает лишь ухудшение. Но, как оказалось, стоит лишь внимательно заметить — оказалось, что есть очень много деталей, которые внезапно становятся слышны. Все чаще и чаще.

800_original_lj

Первые несколько недель исправления были посвящены просто вниманию к ушам, общему расслаблению. Когда Костя перестал мешать себе слышать, то результаты появились незамедлительно. Начиная со второго месяца исправления подтверждение того, что слышно стало лучше, находились практически каждый день.

Не смотря на то, что падение уменьшилось и слуха вполне может хватать общаться без слухового аппарата в небольших помещениях, пока громадной уверенности у Кости еще нет. Задача при столь сильном падении — сдвинуть слух. Лишь спустя несколько недель появится привычка опираться на слух, а не на мысль о слухе: появится привычка пользоваться достигнутыми результатами в полную силу.


Историю исправления можно прочитать здесь: первая, вторая и третья части, четвертая; использованные методы часть №1, часть №2.
На достигнутом мы не останавливаемся и скоро будет продолжение (включая отзыв самого Константина Константинова). Более подробную информацию по поводу вопросов слуха и других исправлений слуха можно прочесть по тегу Слух.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *