Данная заметка посвящена использованным методам и идеям начала эффективного исправления одностороннего падения слуха на левое ухо, нейросенсорная тугоухость 3й степени (исправление слуха №4).
Напомню, что в конце октября 2013 года ко мне обратился Леонид Барышников (15 лет). Он уже долгое время совершенно не пользовался левым ухом, полагаясь лишь на здоровое правое ухо. Спустя 2 месяца, Лёня уже может слышать речь с 6 метров, а шепот — с 2,5 метров — что практически фантастический результат для такого падения.
Любое исправление очень удобно начинать с рассмотрения аудиограммы. Последние несколько лет у Леонида были крайне похожие замеры, мы же рассмотрим ту аудиограмму, от которой мы оттолкнулись: явно видно, что имеет место быть большой костно-воздушный интервал и сильное падение в речевом диапазоне (до -75дБ), а высокие частоты Лёне слышно левом ухом хорошо, хотя он этого не замечает и ими не пользуется. Если посмотреть несколько крайних замеров, то можно увидеть, что слух не является стабильным как по костному методу проводимости, так и по воздушному.
Основополагающая проблема при односторонней тугоухости состоит в том, чтобы произвести правильный замер слуха. Это связано с тем, что мозг привыкает не пользоваться худшим ухом. И при малейшем шуме или нагрузке вовсе его "отключать". При замере подают специальный сигнал маскировку, чтобы точно узнать падения именно худшего уха — и тогда мы получаем максимально плохие показатели. Отдельным вопросом состоит подбор непосредственно уровня маскировки и характеристик самого сигнала маскировки. Быть может кому-то везет, но в случае с Леонидом врач постоянно подбирал довольно странный уровень маскировки. Хотя такой вопрос — является большой проблемой изучения случаев падения слуха с точки зрения медицины.
Исторически сложилось так, что Леонид очень долгое время не слушал ничего левым ухом. Он даже всегда садился с левой стороны парты, чтобы одноклассников слушать правым ухом, также происходило и при прогулке. Первоочередной задачей стало задействовать ухо. Я предложил всякий раз пытаться задействовать ухо в повседневной жизни, не занимаясь при этом чем-то специальным.
Начиная задействовать ухо и получая первые поражающие, но еще не столь стабильные результаты, начала появляться безусловная уверенность, что слышать можно хорошо. Леонид, как и многие плохо слышащие был уведомлен врачами, что слух не исправить и любой "проблеск" слуха всячески всегда трактовался врачами как ошибка восприятия. Пока дело не дошло до замеров, где настала очередь удивляться врачам, которые так уверяли Леонида.
При одностороннем падении очень удобно постепенно подключать второе ухо. Всегда есть с чем сравнить — с хорошо слышащим ухом. Леониду была дано еще задание вообще внимательно замечать как слышно, заметить, что слух не стабилен. В случае, если было что-то плохо слышно — не стесняться переспрашивать.
Главная проблема в данном исправлении состояла в том, что Леонид постоянно сомневался услышал ли он левым ухом или все же правым, стало ли действительно лучше. Но в исправлении крайне важна тенденция. Быть может за одну-две недели во всем лучше не стало — важно, что вообще лучше слышно, суммарно во всех ситуациях.
При большой нагрузке и шуме левое ухо привычно переставало слышать и основная нагрузка возлагалась все же на правое ухо. Но, с каждым днем, мозг начал привыкать пользоваться и левым ухом, что существенно разгрузило правое ухо и звук стал красивее, чище и приятнее, более детальнее. Не стоит сразу же сильно нагружать левое ухо и ставить себя в тупик — важно, чтобы в повседневности вообще все больше задействовать левое ухо.
На сегодняшний день, когда настали каникулы, что означает малое количество шума и небольшая нагрузка на организм — Лёня все чаще слышит «бинаурально» — двумя ушами сразу. Потихоньку это входит в привычку. В текущем случае, Лёне всего 15 лет — потому скорость исправления и привыкания несколько выше, хотя по его словам плоховато слышит левым ухом он с 6 лет. С каждым днем все более явно видно, что слух сильно зависит от степени усталости организма, как и у здоровых людей. А не от "везения", что вот минутку слышно было отлично, а затем — всё по-старому. Теперь, если Лёня хорошенько отдохнул, то слышно долгое время двумя ушами хорошо.
Стоит отметить, что шумов Леонид левым ухом не слышит и не слышал, что говорит о том, что скорее всего падения практически никакого и нет — просто привычка не задействовать левое ухо — на том все.
При одностороннем падении очень важно вернуть привычку положиться на слух в вопросах ощущения пространства, объема комнаты, акустических эффектов: начиная от поиска телефона заканчивая ощущением с какой стороны подъезжает автомобиль и откуда (расстояние и направление) говорит человек. Восприятие акустики помещений (и в открытом пространстве) базируется не на самом слухе, а на обработке звуков умом и опыте. И только когда оба уха слышат примерно одинаково возможно максимально качественно оценивать окружающий мир с помощью звуков, наслаждаясь ими.
Самая большая сложность состоит в том, что левое ухо у Леонида перестает быть задействованным при сильном шуме. Это вполне логично, т.к. оно слышит с большим падением по замеру, потому мозгу "нет смысла" брать с него информацию в шуме. Именно поэтому задача была подключать ухо постепенно, начиная с более идеальных условий и ситуаций или как минимум обращать внимание, что что-то все же слышно и левым ухом.
Важно отметить, что нет необходимости бороться с сомнениями: слышно или нет. Они начали пропадать сами, когда внезапно Леонид стал легко слышать вначале минутами, затем часами левым ухом подряд. Затыкать левое ухо пальцем — и звук пропадал, открывал — вновь появлялся. Также, крайне важно обратить внимание на замер — в случае с таким падением — односторонним — замер показывает не реальное положение слуха, а наихудший вариант слуха. На каком-то этапе можно даже попытаться подготовиться к замеру: слушать здоровым ухом одним наушником музыку и общаться используя худшее ухо.
Всю историю исправления можно прочитать здесь, включая "как" и на сколько стало лучше слышно.
—
Все исправление по частям: первый этап + использованные методы в ходе исправления, второй + методы, завершение + отзыв.
Подробнее о слухе и других исправлениях слуха читать здесь.