Второе исправление речевого ступора. История из личного опыта №27

Крайне интересное исправление речевого ступора, которое имеет свои яркие особенности проявления недуга, а также определенно странные обстоятельства процесса исправления. Разрешены проблемы с произношением слов на "взрывные" буквы, излишним напряжением и волнением при разговоре. Данная заметка будет включать в себя одновременно и историю исправления, и методы, которые оказались крайне полезными.

Начну с обстоятельств. Данное исправление началось еще осенью 2013 года и слишком затянулось. У нас не получалось порой встретиться в сети, куда-то постоянно пропадал Роман (имя изменено). В конце, когда по моим представлениям и словам самого Романа исправление было выполнено примерно на 90% — готовилось завершение — мы который раз не смогли пообщаться в согласованное время. К сожалению, изначальный договор: отзыв (в конце) + замеры, — Рома не выполнил. Я, в свою очередь, успел пообещать уже очень многим людям этот обзор исправления речевого ступора, потому мне пришлось описать все только со своей стороны. Есть подозрение, что поставленные цели в начале исправления полностью достигнуты. Осталось лишь привыкнуть к нормальной речи, которая стала доступной. Но тем история и интереснее — в ней будет масса ошибок, которые делать категорически нельзя.
Увы, это далеко не первая история исправления, которая обрывается.

Роман, чуть старше 30 лет, работает оператором, где ему постоянно приходится общаться с людьми по рации и телефону. Начиная с 7 лет он "заикался". По словам родителей из-за испуга. Конкретного факта никто не помнит. Трудности с речью привели его к типичному речевому ступору. Проблемы начинались при малейшем волнении, а также с "взрывными" буквами: Т, Б, П. Рома успел поработать даже учителем в школе, затем сменил сферу деятельности. Все более-менее сознательную жизнь он испытывал проблемы в связи с речевым ступором. От этого и оттолкнулись в конце ноября 2013 года.

Стоит сразу же рассмотреть саму проблему ступора. Каждый человек уверен, что ступор — это что-то очень невероятно сложное. А вот если взять и упростить, то окажется, что ступор — это увеличенный временной интервал между словами. С опытом человек начинает бороться и напрягаться, объявляя войну ступору и начиная нескончаемую борьбу с самим собой. У Ромы же был нюанс с тем, что часть букв были сложнее, чем остальные + ощущение неловкости общения приводило его к большему ступору. Очень часто ступор путают с заиканьем, которое подразумевает невозможность произнести начало слова или какие-то циклические повторы. Ступор же — это, как мы выяснили, несколько другое.

Ступор явно мешал Роме по жизни: трудно продвигаться по карьерной лестнице, да и в обычном повседневном общении. Лишь с друзьями и родными он мог расслабиться, но далеко не всегда. Традиционно, как для ступора, Рома пытался контролировать речь. Порой даже старался заменять слова, чтобы они не начинались на столь страшные "взрывные" буквы.

Для начала я предложил понаблюдать за нестабильностью речи. Оказалось, что порой у Ромы ступор напрочь пропадает. И так много раз бывало, но затем возвращается в полном объеме. Обычно пропадал после отпуска или отвлечения от привычной деятельности.

В начале были точно выявлены главные моменты, в которых были ошибки. Во-первых, поддерживался огромный внутренний диалог, чтобы контролировать и следить за речью. Это в конечном итоге усиливало ступор, но позволяло вроде бы что-то говорить, если очень надо — этакий круговорот. Пришлось отказаться от контроля. Во-вторых, надо было перестать корить себя, разрешив ничего со ступором не делать. Это было крайне необычно для Ромы, привыкшего к постоянной напряженной борьбе. В-третьих, наблюдать как возникают волнительные и не очень ситуации, наблюдение за восприятием своих же мыслей.

Несколько недель наблюдений выявили громадное количество лишних действий и мыслей, которые можно вовсе не делать. Сразу же получили резкий рывок: речь стала лучше и пропали внезапные крайне сильные проявления ступора. Рома стал замечать, что стал спокойнее реагировать на ситуации со ступором и лишний раз не напрягался по этому поводу, стало внутри легче жить с проблемой речи.

После Нового года было решено к февралю 2014 доделать задуманное. К наблюдением подключились более серьезные вещи: наблюдение "кто следит за речью и ее восприятием". Окончательно стало понятно, что нет никакого смысла следить за речью и постоянно планировать свою речь. Вместе с этим наблюдением выяснилось, что частенько проблема со взрывными буквами стала пропадать. Ступор стал гораздо меньше, появилась уверенность в своих силах и, впервые, легкость в общении.

Примерно к концу зимы мы не смогли созвониться. И Рома пропал. А до этого были проблемы с тем, что он не решался лишний раз написать или договориться о встрече в скайпе. Было упущено порядка двух месяцев. За это время была утеряна позитивная "волна" исправления. Ступор стал значительно меньше, но никуда окончательно еще не делся.

И мы начали уже весной, скорее продолжили. В это время акцентировалось внимание на то, что отсутствие ступора — это всего лишь временные отрезки между словами такие, что попадают в среднюю социальную норму. Не надо стремиться к тому, чтобы быть "диктором". Начались попытки читать вслух книги или повторять за кем-то манеру разговора, подпевать песни.

Роман очень хорошо физически подготовлен и замечал, что мышечные зажимы в районе грудной клетки, шеи и челюстей начали пропадать. Начал спокойнее говорить. По общению в скайпе появилась впервые мягкость в словах, время между словами явно сокращаясь и Рома мог уже плавно вести разговор. Если раньше все слова были как бы в отрыве от друг дружки, уже к концу весны все стало гораздо плавне, мелодичнее и приятнее.

В этот момент Рома слишком увлекся состоянием недуманья и отсутствия контроля. И опять время исправление начало затягиваться, все нужно было бы делать быстрее и увереннее, т.к. при маленькой скорости исправления трудно понять насколько становится лучше. Вновь время работало против нас. Мне же всякий раз было заметно, что от недели к недели во время разговоров в скайпе Роман говорил все лучше и лучше. И по его словам на работе все стало гораздо проще с общением.

Уже летом я настаивал на том, чтобы не останавливаться на мелочах и стремительно доделать начатое, т.к. исправление объективно затянулось и мы стали чаще общаться вновь. С каждым разом я замечал громадные перемены. Роман же не видел однозначного прогресса некоторое время. Уже в последние разы звонков по скайпу было заметно, ступор иссяк из моего с ним общения полностью. Не смотря на то, что Рома чувствовал себя комфортно общаясь со мной, было заметно, что его речь была какая-то угловатая, обрывчатая и трудно дающаяся по началу. И вот уже в июне-июле 2014 он стал общаться гораздо мягче и плавне. Уже трудно было заметить что-нибудь странное в общении вовсе – Рома стал говорить как среднестатистический человек, без каких-либо проблем с речью. Крайне важным моментом было вернуть чувствительность к малейшим изменениям речи у Романа.

Из последних заданий было не задерживаться на мелочах. Все же ступор еще немного проявлял себя, нужно было больше "обкатывать" доступное на практике. Не останавливаться на трудностях и неудачах, а набираться нового речевого опыта. Можно сказать, что проблема была уже полностью исправлена. Остались лишь незначительные заминки в разговоре, достигнута общая расслабленность и стал появляется кайф от общения у Ромы.

Ближе к концу общения у Романа начали повышаться "стандарты": он ждал от себя все большего. Это с одной стороны очень хорошее требование к себе, но с другой стороны гораздо важнее двигаться вперед постоянно, по чуть-чуть, но стабильно. Получалось так, что речь частенько не попадала под разряд "идеальной" — потому это рассматривалось как исключительно плохое. Я же настаивал на том, чтобы внимательно замерять примерное время интервала между словами, стремясь его уменьшить. Стараться заметить, что ситуаций, где нервничаешь при общении — становится все меньше. И эти сдвиги действительно постоянно происходили, но оставались без должного внимания.

На сегодняшний день, по моим представлениям, ступор в общем-то исправлен. Осталось лишь научиться пользоваться доступным и двигаться далее. После окончания ступора, можно сказать есть следующая ступень: "не очень хорошая речь". Кто-то говорит плохо, кто-то хорошо. И после того, как ступора не стало — можно расценивать речь как временами не очень качественную. А в остальное время — все хорошо/нормально. При желании далее можно практиковаться в ораторском искусстве, выводя свою речь на желаемый уровень.

Также, нельзя оставить без внимания привычку жить со ступором в течении четверти века! Это громадная практика длиною в 25 лет! Потому, сейчас необходимо время, чтобы начать в полной мере пользоваться доступным. Ведь даже ведущие по радио и ТВ порой ошибаются, а обычные люди — гораздо чаще. Стоит разрешить себе иметь ошибки. Человек с обычной речью вовсе не замечает не столь и редких ошибок, потому не стоит думать лишнего о еще каких-то ситуациях, где все еще не так гладко. Кто-то десятками лет привыкал говорить просто "нормально". Потому, теперь нужна новая речевая практика.

Последним заданием для Ромы было написать отзыв, дабы он сам заметил какой колоссальный объем работы был проделан им. К сожалению, на данном этапе этого не случилось: отзыва нет. Быть может что-то измениться и мы узнаем окончание истории, хотя сомневаюсь.

Повторюсь. Я не стремлюсь вынести недоделанные истории на страницы блога, приукрасив их от себя или что-то еще. Дело в том, что это исправление обещалось многим людям еще с февраля-марта 2014 и практически бессмысленно тянулось. Дальше тянуть стало некуда. На мой взгляд, исправление практически завершено, на момент последнего общения по скайпу уже все было доделано как минимум на 90-95%.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *