Оставим в стороне идеальные случаи слуха и зрения. И задумаемся, чем отличается хорошие зрение и слух от нормальных на знакомых и реальных примерах.
Предлагаю начать со зрения. Все знают стандартную таблицу у врача-офтальмолога. В русскоязычном пространстве — это таблица Сивцева с десятью или, что реже, с двенадцатью строчками. Придя к доктору на замер необходимо смотреть на эту таблицу (или ее электронный аналог) с 5 метров. Оттолкнемся от самого классического способа, который уже уходит в историю: на таблицу должна светить лампа накаливания мощностью в 75 Ватт и стул находится в 5 метрах от таблицы. Помимо той самой лампочки, необходимо стандартное комнатное освещение: дневное или же искусственное.
И вот человек попал в норму: видит 10 строк. Это зовется "единицей". Эта фраза подразумевает, что свет по идее попадает четко на сетчатку и нет оптического промаха. Стоит заметить, что у человека есть дневное и ночное зрение, есть разное восприятие цветов. Этот замер лишь показывает наличие или отсутствие оптической ошибки. В общем-то, все что выше 8 строк — это "норма". Но тут мы вспоминаем про 12 строк. Идея той самой таблицы состоит в том, что 11я строка — это 150% зрения, а 12 строка — 200%. Это значит, что человек, который видит каждый глазом 12ю строку может видеть с 10 метров каждым глазом 10 строк.
Казалось бы, что такого: и тот, кто 8 строк (80% зрения) с 5 метров, увидит 10 строк с 4 метров. Ничего особенного. Но это — неправда. Световой поток на расстоянии в 10 метров — непропорционально меньше, чем на расстоянии в 5 метров. И получается, что человек с 200% зрением видит непропорционально лучше человека со 100% зрением. Но это еще ерунда. Можно прийти с другом, который будет смотреть на эту же таблицу под углом и метров с 6 — и видеть легко 10-11 строк. А под углом-то — сложнее!
Если начать баловаться далее то окажется, что некоторые люди и без лампы с обычным освещением могут видеть все те же 10 строк. Без той самой обязательной ламы возле таблицы. Одинаково ли видят все эти люди? Очевидно, что нет. На практике, расстояние обычно более 5-10 метров. А это значит, что детализация того, что в 200-300 метрах от человека может быть выше раза в 3 у человека, который обладает вроде бы все той же "нормой"/"единицей". И это не говоря про сложные условия освещения или ночное зрение.
Теперь перейдем к слуху. Воспользуемся интересной, но весьма субъективной оценкой — по расстоянию. Есть стандарт — слышать шепот и речь с 6 метров в тихом месте, предварительно закрыв второе ухо. Все это чудно, но люди с падением по аудиограмме в 20-30дБ могут пройти этот замер и получить "норму". В случае слуха это называется сенсоневральной или нейросенсорной тугоухостью первой степени. Со зрением — точно такая же картина: легкая близорукость или дальнозоркость, астигматизм — существенно не мешают пройти проверку.
Что уж время терять в одном кабинете, он весьма ограничен по размерам, да и говорить можно с разной силой. Выйдем на улицу, пойдем в парк в безветренный день. Вот кто-то идет и оживленно разговаривает. Речь громкая достаточно. Но явно никто не кричит. Смотрим на расстояние: внезапно 20-30 метров. Порой — 50-60 метров. И это все в открытом пространстве. Получается, что обычную речь на улице многие люди спокойно слышат с 10-15 метров (зимой нужно снять шапку, конечно же). Говоря по телефону все отходят друг от дружки постоянно на немало шагов, даже в магазине или просто на улице. В шумном месте слышат шепот с нескольких метров.
Получается, что проверка 6м/6м — это слишком примерно? Все весьма справедливо: трудно выдержать правила поверки для всех медицинских учреждений. Но здоровый слух может позволить различить шепот в правильных условиях для замера даже и с 10 метров, а может и далее. В тональной аудиограмме порой можно увидеть отметки не наличия падения — а слух "выше нуля".
Вот и получается, что хороший слух в приделах той самой "нормы" может позволить слышать в 2-3 раза дальше в обычных бытовых нуждах.
После этого можно еще долго обсуждать, что все "нормально" видно и слышно. Ведь "проверялся же"! Впрочем, именно этот же факт показывает, что возможно видеть и слышать в разы лучше, совершенно без всяких негативных последствий.
Также можно задуматься: сенсорные возможности человека не ограничены лишь зрением да слухом.