Исправление сжимающейся челюсти. Часть 1 (История из личного опыта №29)

Настал черед описать исправление под кодовым названием: челюсти "клац-клац". Для более простого восприятия было решено объединить историю и методы исправления в одно повествование, разбив на 2 части.

Исторический экскурс полностью исправленного недуга можно прочесть в отзыве. Я же начну описывать непосредственно от начала обращения до ситуации на сегодняшний день. Ольга (30 лет) обратилась ко мне ближе к концу августа 2014. Она описала свою проблему с челюстями: они постоянно сжимались, клацали или, можно сказать, их сводило. Ее попытки обратиться к врачам так и не решили проблему, также не было понятно само название такого отклонения. Хотя есть известная болезнь — бруксизм — оно вроде бы и похоже, но, увы, это не совсем то.

На момент обращения Оля жаловалась на то, что челюсть сжималась в среднем около 100 раз в день. Порой это были сильные редкие сжимания, иногда просто много сжатий подряд, иногда лишь легкие клацанья, которые даже не приводили к плотному сжиманию челюстей, а порой скрежетание зубов, жевание воздуха. Конечно же, это очень раздражало. Никакого контроля над челюстью толком не было. Хотя, силой воли можно было попытаться вмешаться и не сжимать какое-то время, но это не давало удовлетворительного результата. Эти сжатия происходили в основном днем, но порой и ночью.

Сжималась челюсть у Ольги уже более 2х лет. Она успела побывать у множества врачей. Ничего особенного обнаружено не было. Больше всего было попыток с психотерапевтами. Все попытки исправить ситуацию не привели к успеху. И Оля в какой-то момент даже почти решила смириться. Но, все же, хотелось избавиться. За что мы и принялись. Ведь долго не замечать проблем с челюстью невозможно: маячили проблемы с зубами и многое другое, что достаточно сильно омрачало. Никаких явных причин для сжатий не было: были лишь ситуации где челюсть скорее всего сжималась бы чуть чаще, чем обычно — вот и все тенденции за годы страданий.

Единственное отклонение от нормы, на которое даже мало обратили внимание по началу, — это проблема с раскрытием рта. У Ольги немного хрустел/щелкал "сустав" челюсти с одной стороны и ей было больно открывать широко рот, потому она его полностью не раскрывала в силу невозможности. Хоть факт достаточно важный, но решающей роли в исправлении не сыграл совершенно.

В силу того, что стало ясно с тем, что есть: клацающая челюсть, которая достаёт своими неконтролируемыми сжатиями без всякой причины, немало количество неудачных попыток исправить дело, — пора было определяться с целью. Тут Оля совершала типичную ошибку в подходе. Категорически не получится проснуться в один день — и чтобы ничего не сжималось. И не просто не сжималось — а и мысли не было об этом. Это несколько утопичная идея, напрочь оторванная от реальности. Мною было предложена другая цель: снизить количество сжатий до некого минимума, наблюдая за тенденцией. А в конце обнаружить, что сжатий челюсти внеплановых не стало (по "плану" — кушать все же как-то надо).

Очень трудно сказать сколько именно сжатий челюсти допустимо и нормально для человека здорового. Долгие наблюдения за челюстью явно выявили ситуации: холодно и "зуб на зуб не попадает", а также мимика, — все это заставляет сжимать челюсть фактически "жуя воздух" или стискивая плотно зубы и вовсе не является проблемой. Потому ставить цель именно в 1 сжатие в 3 дня или 3 сжатия в месяц — было бы странно. Оля ясно понимала, что челюсть не должна давать повода задумываться, а заодно и не сжиматься без всякой причины сама собой — вот "норма". Потому цель была избрана дойти до 3-7 нежелательных сжатий в неделю, а затем плавно отвыкать и дойдя до 2-3 сжатий в неделю с общей позитивной динамикой — считать основную часть исправления сделанной.

Тут важно заметить, что сжималась челюсть очень давно и потому причины для нового сжатия могут находится в далеком прошлом. Потому, сжатие спустя 3 месяца от начала — это не обязательно очередное сжатие. Наверняка, причина сжатия была заложена далеко в прошлом. И потому бороться с этим — лишь терять напрасно время.

Дабы точно понять что и как происходит, нужно вся назвать своими именами. Я предложил Оле идею о том, что она имеет некую несознательную привычку. Эта привычка заключена в том, что она по какой-то причине решает, что нужно сжать челюсть. Потом сжимает, не замечая этого. Следом она начинает волноваться по поводу и "беситься", что заставляет искать пути, чтобы не сжимать в будущем. Мысли о сжимании приводят неизменно к следующему несознательному сжатию. Таким образом продолжается круговорот сжатий. Я предложил начать за этим наблюдать. И категорически не искать причин почему это происходит или почему был некий первый раз.

Для того, чтобы начать исправление, нужно ясно осознать, что самостоятельно вкладываются силы в болезнь. В данном случае, Оля сама тратила силы и время на то, чтобы регулярно сжимать челюсть. Следовало перестать вкладывать силы, а не делать нечто новое в виде своеобразной борьбы с болезнью.

Важным шагом было отказаться от всех оправданий и идей которые не помогли. Было принято решение отложить весь старый опыт в сторону. Ни в коем случае не выбрасывать, просто не пользоваться тем, что не помогало.

Этот набор уже достаточно стандартных действий начал приносить свои результаты. Была выявлена сильная нестабильность сжатий. Пытались выявить хоть какую-то тенденцию, чтобы обсудить ситуации, когда сжималось больше/чаще — ничего особенного не обнаружили. В какой-то момент было решено не мучиться и заниматься вообще в направлении работы психики и привычек.

Помимо самой привычки сжимать челюсть, есть еще крайне важный элемент для понимания. Если челюсть сжимается сама собой — все мышцы и ощущения в районе челюсти работают очевидно неправильно. Оля не могла сама не сжать порой, даже прикладывая всю силу воли. Этот факт очевидно показывает, что все ощущения/сведенья, которые она получала от челюсти не были правдивыми. Нужно ясно понять, что все мысли базируются на том, что ощущения положения челюсти и мышц верные — а это было неправдой. Этот факт был тяжело освоен в силу своей необычности. Вроде бы факт простой и очевидный, но для него было необходимо время.

Было принято решение не бороться. Если хочется сжать — сжимать. Если не получается не переживать по поводу — разрешить переживать. Неустанно наблюдать за челюстью. Это начало приносить свои результаты. Формирование привычки составляет обычно около 3х недель. И если около месяца ясно замечать как зря тратятся свои же силы на ненужные сжимания челюсти — дело сдвинется. Так и произошло. Начала проявляться крайняя нестабильность "поведения" челюсти. Наблюдение за челюстью сводилось к тому, чтобы потратить не привычный 1% внимания к челюсти, а где-то 2-3%. Это внимание — не есть дополнительная работа или деятельность. Организм всегда получает все сведенья о том, как работает без всяких усилий или контроля.

Большая часть времени регулярного общения примерно раз в 7-10 дней была посвящена рассмотрению работы привычек, самому восприятию происходящего. В какой-то момент внимания к челюсти стало многовато. Дело сдвинулось и мы решили заодно захватить еще какие-то проблемы, которых было немало, но скорее по мелочам. Оля долгое время безуспешно занималась с психотерапевтами. Увы, её результаты психотерапии с перерывами суммой в почти семь лет не радовали в полной мере. Эти знания и опыт накладывали некий отпечаток, который требовалось учитывать. Все, что удалось исправить попутно (в плане здоровья) скорее всего вскоре появится на блоге. Заострять внимание на том, что параллельно исправили — было бы неправильно. Можно было бы исправить только саму челюсть и более ничем не заниматься. Просто в нашем случае, гораздо легче было вернуть в естественное состояние всё и сразу, т.к. организм является цельным. Таким образом и темпы исправления челюсти заметно повысились.

Результаты, которые появились примерно через месяц-полтора были крайне хорошими и моя радость по поводу даже слегка удивляла Ольгу. Дело в том, что она начала замечать что и как происходит. Совершенно изменилось описание сжатий, сам подход и восприятие. Осталось дело за малым — сильно снизить количество сжатий, перестав сжимать. Вот тут и была загвоздка — трудно было что-то посчитать: порой было 10 сжатий в день, а иногда и пару сотен. Общая тенденция все же наметилась: стало строго меньше сильных сжатий, которые аж до боли. Впрочем, это не мешало челюсти порой проявлять себя "во всей красе".

Шаг за шагом получалось вначале не переживать по поводу переживаний о челюсти. Потом и самих переживаний стало меньше. Стало легче воспринимать сжатия. Порой удавалось заметить само стремление сжать. Но по началу только заметить — прервать не получалось. Таков был итог примерно спустя 1,5-2 месяца.

Продолжение истории — во второй части.

__
Все материалы по этому исправлению: отзыв, история исправления + методы  часть 1 и часть 2, отзыв спустя время.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *