Есть одна забавная особенность восприятия громкости звуков человеком. Вообще, строго говоря, человек толком не имеет параметра «громкость». Но, есть особенности восприятия, которые создают немало иллюзий.
Фактически, если взять отличный динамик (колонку) и подать сигнал — то громче всего буду ощущаться звуки около 1000-2000Гц. При технически абсолютно равной громкости — 200Гц будет ощущаться тише 1200Гц. А также 15000Гц — будет ощущаться тише, чем звук в 4000Гц. И этот факт — крайне важно запомнить.
На практике можно всегда поражаться: а зачем такой мощный бас, низкочастотные колонки используются на концертах, в автомобилях и просто среди любителей музыки? Дело в том, что басы могут ощущаться не только слухом, но и телом — потому этот факт крайне заметен. Но на самом деле, и динамики высоких частот — тоже имеют, условно, больший запас громкости, чем средних частот. Делается это для того, чтобы субъективно ощущать звуки равной громкости во всех диапазонах.
Но, какой толк от этого на практике? Возьмем для примера условного парня, который решил спеть под гитару. На обычной гитаре есть самая низкая нота — ниже 100Гц. И она не воспринимается низким звуком. Многие люди согласны слушать музыку вообще от 150Гц, лишившись начисто низких частот. Потому, почти для всех — наличие очень низких звуков обычной гитары — толком не фиксируется, не ощущается. Почему? Дело в том, что для гитары — ярче звуки около 500Гц и 1000Гц. Из-за в первую очередь особенности восприятия людьми звуков. Ведь звуки около 300Гц будут громче, чем около 100Гц.
Тут же появляется самый главный соблазн: то, что слышно неважно — не использовать. И правда, если ощущается тихим звуком, то нужно больше усилий, чтобы этот звук использовать мозгу. И строго аналогичная ситуация есть и для высоких частот, в которых есть свои особенности, но они тоже слышны как бы тихо.
И вот типичная ошибка при любых бедах со слухом — отметать края диапазона. Они слышны тише и кажется, что это — едва уловимый звук. Но, нет! Это отлично слышимый звук, просто ощущается тихим. Он всё ещё слышен. И он и должен ощущаться неважным, тихим. Отдельно слушать звуки до 120Гц или свыше 12000Гц — очень странное занятие. Но, тем не менее, нельзя упускать эти звуки: гармоники/обертона должны быть просчитаны мозгом.
Почти всегда любое падение слуха начинается с высоких частот, около 10-20кГц. И постоянно есть соблазн не напрягаться, не слышать звуки эти. Даже в отличной записи, хоть человек и может технически слышать звуки очень высокие — внимания нередко хватает лишь до 8000Гц. Этот же принцип относится и к «басам»: многие против низких звуков, хотя это точно такая же нужная часть диапазона, как и средние звуки.
Что же нужно делать? Самое важное — это подойти сознательно. Понять, что есть особенность восприятия краёв диапазона. И вынудить себя замечать, использовать такие звуки. И тогда дела пойдут на лад.
[…] […]
[…] все частоты одинаково хорошо, ровной линией (с рядом небольших нюансов). Причем, по краям должны быть резкие обрывы: скажем […]