Постоянно есть странная путаница со звуками. Очевидно, что любой звук – это вибрация. И именно вибрацию ощущают те самые волосковые клетки. На любой частоте. Впрочем, лучше обо всем по порядку.
Толком любой человек вспомнить про молоточек внутри уха. Окажется, что обычно более 90% звуков человек слышит по воздушной проводимости. А значит, потом эти звуки надо преобразовать в явную вибрацию, чтобы услышать: как раз и нужен тот самый молоточек. Отсюда возникает определенная странность восприятия: кажется, что звуки – это нечто обособленное.
«Внезапно» окажется, что низкие частоты могут ощущаться телом. Если послушать хорошую акустическую систему или даже просто добротные наушники – то окажется, что вибрация ощущается кожей, мышцами, просто физически ушной раковиной. И тут же хочется сделать ошибку: вроде как «телом даже слышно», чувствуется. Да, есть такой вот «стык» органов чувств, когда можно и просто руками ощутить частоту где-то до 200-300Гц явно.
И вот эта уверенность подкрепляется. Окажется, что до 200-300Гц – есть уйма звуков. И в течение дня их много. Кажется, что вибрация – это уже не про слух. И уже тем более становится не очень-то ясно, что высокие частоты – тоже вибрируют. А если они это делают не столь мощно, то значит есть работа для уха: добыть ту самую вибрацию.
Волосковые клетки – толком сугубо механическая история, когда есть нужная частота и реально есть колебания. И когда они фиксируются, сигнал попадает в мозг – мы и слышим. Затем идёт уже постобработка.
Потому, очень забавно, когда кто-то слышит хороший бас – и удивлен, что всё вокруг «вибрирует». Даже от речи всё вокруг «вибрирует», просто это не столь очевидно. На любой частоте должна быть вибрация. И есть даже такой вид тугоухости – кондуктивная: когда человек имеет сложности с превращением звуков, что слышны по воздушной проводимости – в костную проводимость, т.е. в вибрацию.
Высокочастотная вибрация, низкочастотная вибрация, любая толком вибрация от 20Гц до 20000Гц – должна быть в первую очередь слышна.