Слуховые аппараты — это и правда спасение для плохо слышащих людей. Зачастую они позволяют слышать сразу же очень неплохо. И тут же возникает идея про их несомненную пользу. Но, польза их — сугубо социальная: в СА получается как максимум неплохо общаться и не более. Какие минусы есть в любом слуховом аппарате, даже самом дорогом? И даже в аппаратах будущего?
Самый яркий аналог любых СА, как кажется многим люди, — очки для зрения. Но многие не понимают принципиальной разницы: в большинстве случае, человек в очках видит не хуже здорового человека, что совершенно не так для любого, самого современного слухового аппарата.
Итак, какой есть вред. По порядку:
1. Громкость. Безумная громкость. Нужно понимать, что пусть есть падение всего в 60дБ максимум. И это значит, что динамический диапазон или попросту все звуки, от 20дБ до 60дБ, которых человек не слышит, — нужно сделать громче. Причем, пропорционально громче. Очевидно, что звук в 40дБ должен ощущаться тише, чем звук в 55дБ. Потому, получается так, что от 60дБ до хотя бы 70дБ нужно занять для того, чтобы было слышно человеку недостающего с не самым лучшим качеством. Но, куда деваются звуки от 60 до 70 децибел, которые должны были быть слышны? Их тоже надо увеличить в громкости. Потому, фактически, даже имея всего 2ю степень тугоухости (а с оной часто ещё можно кое-как жить без СА) — люди нередко имеют фактическую громкость работы СА больше 90дБ, что является исключительно вредным. И при падении 3й степени — это уже правило. А есть люди, у кого СА настроены на 110-120дБ.
2. Потеря гармоничности звуков. Любой реальный звук обладает гармониками. Потому, правильный вариант увеличения громкости — это всё сделать громче. Но, этого не сделать без студии звукозаписи + вообще это как бы плохо. Скажем, если низкие частоты хорошие — то не хочется там увеличивать громкость. И потому, громкость звука повышается пропорционально. Как итог — все звуки перестают быть гармоничными. Даже в самых дорогих СА.
Фактически, пусть есть падение в 70дБ. В таком случае будет сильно выгоднее слушать музыку пусть даже на 80дБ, она будет звучать гармонично + громкость не будет превышать 90дБ.
По факту, если падения нет на низких частотах – то пусть там звук в 40дБ слышен в жизни, а на 7000Гц – уже 85дБ. На самом деле, это абсолютно неестественная ситуация, которая ускоряет падение слуха. И ни о каком качестве звука и восприятии звуков – говорить не приходится.
3. Про нацеленность на речь. Как бы что ни говорили, но СА — едва справляются с тем, чтобы удавалось слышать хотя бы комфортно речь. Остальных звуков — там нет. И они обязательно искажены. Максимальная частота на выходе — всего до 8-10кГц, не выше. Потому, даже по ширине охвата любой слуховой аппарат звучит очень узко.
4. Исходя из принципа работы СА — почти невозможно увеличить громкость оптимально. Отсюда, всегда есть дискомфорт. И просто некачественные микрофоны. А они и не могут быть универсально хорошими в реальной жизни. Отсюда получается, что человек неустанно будет либо слышать слишком громко, либо испытывать трудности и не слышать.
5. Есть ряд случаев, когда настроить СА не удаётся. И все просто ждут пока слух упадёт ещё больше — и тогда от них будет толк.
Список прекрасен. Но, есть важный ещё момент: слух всё равно падает. Потому, не взирая на хорошую слуховую нагрузку, социальный комфорт — слух становится год от года хуже. И каждый день дискотека в голове.
Отдельно хочется передать привет всем людям, кто меня регулярно спрашивает: а не вредно ли слушать наушники, колонки? Очевидно, что любой СА — это удручающее качество звука на безумной громкости. Что тут ещё обсуждать — не ясно. Впрочем, повторюсь, что даже в ужасно больших падениях я не рекомендую слушать громче 80-85дБ. И да, слух можно объективно исправить.
Нужно помнить, что если вы сможете добыть даже +15дБ и перейти из НСТ4 в НСТ3 — то вы получите более широкий динамический диапазон. И сможете слышать на порядок лучше.
Пример про динамический диапазон. Пусть взяли гитару и сыграли аккорд. Есть яркие и громкие звуки, есть те, что тише. Есть едва слышимые. И хоть громкость может быть самого явного звука от аккорда – около 65дБ, то есть звук и около 25дБ. Напомню, децибелы – это логарифмическая зависимость. Потому, чисто в электрическом эквиваленте одновременно в одном аккорде должно быть слышны звуки с разницей в 50 раз по громкости. Потому-то часто и говорят: сделай тише — и стало в 3 раза тише музыка играть. Потому, любое падение – это невозможность услышать все детали любого звука, даже если просто упала ложечка со стола.
[…] […]
[…] думать, что очередной курс капельниц или уж тем более слуховой аппарат приблизит к состоянию слуха здоровог…. И убеждать всех вокруг, что слышно чудесно при явной […]
[…] примитивно звуки. Кстати, ровно это же происходит и в случае слуховых аппаратов, которые ухудшают этим слу…. Кстати, тут стоит напомнить одну особенность такого […]
[…] […]