Стартом проблем по ощущениям — стал относительно недавний отит. После выздоровления — шум не прошел. И хочется с этим что-то сделать. Что интересно, не взирая на возраст около 35 лет — слышно даже с учетом падения слуха на высоких частот довольно хорошо: многие странно уверены, что нормально терять возможность слышать ближе к 20000Гц. Посмотрим, что можно с тиннитусом, т.к. именно он отравляет повседневную жизнь больше всего.
Отмечу несколько важных моментов:
1. Очень многим кажется, что всё произошло именно после дня Х. Хотя и правда, есть фактор болезни: пока человек лечится, в таких ситуациях всегда неважно слышны высокие частоты. И если всё чуть затянулось на 2-3 недели — то вот и привычка плохо слышать высокие звуки укоренилась окончательно. Но, важно учесть: странности были наверняка и «до» болезни. Просто перейдена скорее некая граница;
2. Часто кажется, что высокие частоты — это очень ненужная штука. Но важно понимать, что человек должен одинаково хорошо слышать все частоты. И раз уж так вышло, что очевидно слух выше нормы — то и требования к нему строго соответствующие. Тем более, что важно не попасть вообще в норму по слуху, а иметь нормальный лично для себя слух;
3. Любой звук на самом деле — это всегда огромный занятый частотный диапазон. Потому, на самом деле, нет никакой проблемы найти звук даже около 18кГц: можно банально надеть футболку — и он уже точно в наличии;
4. Конечно же, хоть тиннитус и откровенно мешает. Но очень важно сместить внимание на слышимость вообще. Причина шума — это всегда падение слуха. Потому, лучший вариант несколько отложить в сторону волнения и мысли про шум — и направить на реальную слышимость звуков. Дело в том, что шума этого — не слышат уши. Это не значит, что он напрочь уж вымышлен и иллюзорен: дело в том, что в течение каждого дня человек не уделяет внимания реальным звукам. А цель всегда одна: не отличаться от среднего здорового человека. А значит, 98-99% времени человек в норме должен замечать звуки «вне» себя;
5. На самом деле, шум всегда меняется. И больше всего интересна разница состояний, как одно меняется на другое, пусть и в мелочах;
6. Яркий пример ситуации, когда заметно, что шумит из-за падения — это когда человек не просто увлечен чем-то, а ещё и имеет солидную звуковую нагрузку. Скажем, дома тихо и слышен тиннитус. На улице же — минимум громкость на 20-30дБ выше — и вот уже слух адаптируется к вообще более высокой громкости — и тиннитуса толком нет;
7. На самом деле, края диапазона и должны ощущаться более тихим звуком, чем середина. И потому кажется, что звуки даже около 9кГц — заметно тише, чем 1500Гц. Отсюда получается, что пытаясь заметить нечто около 14кГц — кажется, что это едва ли значимо, едва ли слышно. Но, так и должно быть. Края диапазона и правда воспринимаются тише, но это не значит, что они бесполезны;
8. Очень важно учесть, что высокие частоты — это основа бинаурального слуха. И это всегда не только ощущения объемности звука, а ещё и ясность, точность восприятия. И когда слух выше нормы — тем важнее слышать отлично не просто до 10кГц — а хотя бы до 16кГц. Нередко кажется, что звук и вовсе блеклый, не объемный, т.к. плохо слышно свыше 10кГц. Такой вот фактор слуха выше нормы: обычно явный стереоэффект есть, если слышно хорошо около 3-9кГц. Но при слухе выше нормы — требуется слышать «шире»;
9. Почти всегда есть попытка найти похожую некую историю: вот же, кажется, что у кого-то шумит также. Но! Увы, это никак объективно не проверить. А вот если взять и внести объективность и измерять слух, особенно делая это в ритме — получится действительно узнать про то, что и как есть на самом деле;
10. Всегда все умалчивают один простой факт: если слух вне нормы — он падает, рано или поздно всё сильнее. И все почему-то обходят этот момент стороной, пытаясь то ли убрать шум, то ли ещё что-то сделать странное, пока тугоухость плавно проявляется всё сильнее;
11. Действительно, кажется, что высокие частоты — это психология. Как яркий пример — это частоты около 9-16кГц. Они ответственны за ощущения «здесь и сейчас». Банально это означает то, что реально слышны звуки там, где человек находится. Именно вокруг себя четко. И как следствие — человек присутствует явно в звуковой реальности. Но часто кажется, что всё это — психология, особенности личного восприятия и многое другое. Но, всё крайне банально: это просто надо именно слышать. И как следствие — не будет ошибок;
12. Дабы исправить слух — нужно стараться немного, но каждый день вносить небольшие коррективы именно в повседневное использования слуха в быту. И если так делать хотя бы 3-4 недели и более — можно всегда увидеть улучшение по замеру. И если улучшения будут достаточно заметными — то и шум вначале будет меняться, а затем и вовсе исчезать.
В наличии есть 2 замера до 16000Гц, полученных у врача. Плюс один домашний.
Начнем, традиционно с замера от врача, но возьмем самый свежий для начала.
Видим, что замер сделан 11 августа 2020: совсем недавно. Отмечу, что данный замер, вернее бланк замера — довольно характерен. И, может быть, я буду несколько предвзят, но у меня есть сомнения в достоверности замера. Дело в том, что уж очень часто я вижу оттуда такие идеальные замеры. Быть может и правда, слух разительно выше нормы. Но, вот мы глянем на костную проводимость. Её проверили лишь до 4000Гц. Но она всюду — -10дБ. Важно учесть, что есть общепринятый стандарт звукового давления, обозначенный как 0дБ. И да, может быть слух -10дБ и -20дБ. Хотя в норме — скорее 5-10дБ. Потому, мы видим слух на 15дБ выше нормы, а может и на 20дБ.
Впрочем, тут нет сомнений, что и правда слух изначально хорош, т.к. падение стартует толком от 11-12кГц и выше. Учитывая все обстоятельства — и правда такое может иметь место быть. Дело в том, что если и правда слух выше нормы, то всё равно выгодно точно знать, что и как есть до 8000Гц детально. Мы же отчего-то видим всюду громадную разницу между костной и воздушной проводимостью. Вероятно, оборудование не позволяет проверить менее 0дБ воздушную проводимость.
В целом, в случае отличного слуха — лучше всего слышно от 1-2кГц и до примерно 6-8кГц. В данном случае мы видим, что есть небольшие странности. Но нельзя сказать, что они грандиозны. Главная беда — это падение уже на 16кГц в 35-55дБ. Причем, правое ухо чуточку хуже.
Дабы уже закончить с неким брюзжанием по поводу качества замера, отмечу, что до сегодня я получал странные замеры до 20000Гц из этого места. И я убежден, что они были ошибочны свыше 16кГц. Как раз сверим.
На прежнем замере, за несколько месяцев «до» — видим, что в целом замеры почти идентичным. Разница в том, что на старом замере до 12,5кГц слышно в норме, а вот далее нарастает чуть меньшее падение. Вот так слух и прогрессирует: почти незаметно, но уверенно: на свежем замере уже нюансы появляются свыше 11кГц.
Стоит учесть ряд технических моментов замера. На самом деле, очень многое зависит от наушников, их возможности воспроизводить звуки ближе к 20кГц. И очень часто всё, что свыше 16кГц проверить без отличных наушников сложно. Аналогично и 125Гц может быть слышно чуточку неважно. Также, на мой взгляд, нет смысла дома проверять тише примерно 10дБ, т.к. погрешность будет просто чудовищной: ужасно тихий звук.
Впрочем, мы видим, что падение совпадает и в случае домашней проверки (дома вполне точно можно измерить динамику, а есть шанс и вовсе получить идентичные результаты, как на проверке у врача). Хорошо слышно до 10кГц. Затем есть нюансы, где в целом левое хуже. Очень вероятно, что около 10-16кГц есть постоянное движение. Слух просто нестабилен, т.к. банально не используется, нет нагрузки. Оттого, если сделать ещё 2-3 проверки даже в один день — можно получить довольно разные результаты. Нюанс в том, что и исправлять слух свыше 8кГц обычно получается разительно скорее, чем в речевом диапазоне.
С другой стороны, мы видим, что оба уха слышат, пусть и с большим падением, но 18кГц. Вероятно и выше слышно, вопрос лишь в качестве наушников
Но, в целом чуть странно, что при слухе выше нормы есть нюансы около 125Гц. Обычно это следствие просто усталости от тиннитуса. Да и едва ли там значительно падение. Это толком можно не учитывать. Основной же момент — это явное неиспользование звуков свыше 10кГц. А с практической точки зрения, в такой ситуации, мозг всегда как бы «отрезает» с запасом: в реальной жизни задействуются звуки максимум до 6-8кГц.
Итак, какие проблемы есть:
1. В наличии падение на высоких частотах, которое плавно прогрессирует;
2. Есть явная нестабильность слуха, явно не задействуется возможности слуховые свыше 6-8кГц в быту;
3. Как следствие падения — шумит в ушах. И заодно это достаточно «напрягает», что есть небольшой спад по низким частотам;
4. Незаметно, что слышно становится чуть хуже.
Что же делать?
Начнем с тиннитуса, как самого основного раздражающего фактора. Увы, как бы ни хотелось отыскать некую последовательность действий, чтобы моментально убрать шум или пусть за день-два — лучше эту идею отложить в сторону. Дело в том, что зачастую всё именно так и происходит: человек увлеченно изучает шум в ушах, а внимания к реальным звукам не остаётся. И наблюдается прогресс падения слуха.
Можно ли вообще что-то сделать именно с тиннитусом? На самом деле, да. Если начать слушать музыку, где точно есть звуки до 20кГц — то в проблемных местах появится нагрузка. Ведь там, где есть падение — ничего в быту не слышно. Скажем, очевидно, что около 14000Гц вполне себе может быть слышно. Но, в быту столь громких звуков нет. И, как следствие, человек лишен нагрузки как свыше 10кГц, так и, что ещё важнее, целиком во всем диапазоне. Потому, если взять и методично слушать музыку каждый день — то будет ситуация несколько комфортнее.
Почему музыка помогает и чем так важно слышать весь диапазон целиком? Предположим, что возьмем и сыграем ноту «ми», 330Гц — это открытая первая струна на гитаре. На первый взгляд кажется, что и должны услышать именно около 300-400Гц что-то. Но, это не так. Ведь ту же ноту можно сыграть на домре, фортепиано или даже на аккордеоне. И любой человек слышит разницу. В музыке она зовется обертона, для всех остальных несколько привычнее слово «гармоники». Некий минимум — это услышать все музыкальные гармоники: их (минимум 15) мозг требует услышать, чтобы звук казался человек приятным, хорошим, детальным. Фактически это означает, что первая гармоника — 330Гц, вторая, умножить на 2, будет 660Гц, 3я — уже около 1000Гц. Легко посчитать, что 10я — 3300Гц, а 15я — почти 4000Гц. Причем, гармоник может быть и более 15. Отсюда мы выяснили, что относительно низкий звук — требует точно слышимости до 4000Гц. В быту проще всего представить такой звук так: попросить некую девушку просто сказать протяжное «А-а-а-а». И если записать на микрофон — можно наглядно убедиться, что будет много звуков до 4000Гц, а то и выше.
Как следствие, даже обычная речь включает в себя и высокие звуки. Скажем, шипящие звуки — это основной тон около 3-4кГц. И таким образом становится очевидно, что даже обычная речь вынуждает слышать до 20000Гц. И просчитывать те самые гармоники. Кстати, буквально на любой аппаратуре, например, на любых наушниках всегда указан коэффициент гармонических или нелинейных искажений (в нашем рассмотрении, можно принять, что это равнозначно). И этот коэффициент всегда очень мал, т.к. любой человек, пусть даже далекий от музыки — легко замечает, что если что-то не так, то есть не только искажения, но и звук становится примитивным по восприятию.
Для понимания данного падения слуха очень важно учесть, что есть закон распространения звуков в пространстве. Он гласит о том, что чем выше частота — тем труднее ей пробираться сквозь воздух. Как следствие, если слышно что-то на расстоянии 50-100м — слышно вероятно всего до 1000-2000Гц максимум. А вот близкие звуки — слышны отлично до 20000Гц. Потому, фактически, текущее состояние слуха позволяет слышать отлично звуки где-то от 3-5м и далее. Неотличимо от здорового человека. А вот именно близкие звуки — с ошибкой.
Тут же стоит учесть, что если превысить падение — то слышно также, как и здоровому человеку. Скажем, если прийти на концерт — то там будет громко во всем диапазоне. И как следствие окажется, что легко слышно до 17-18кГц. Без всяких искажений и ошибок. Единственный нюанс — это привычка не использовать какую-то часть диапазона. Дело в том, что при даже небольшом падение неизбежное следствие состоит в том, что человек не использует ту часть диапазона. И мозг не обрабатывать часть звуков. Потому, если всё же довести идею с концертом, то надо добавить условие в виде привычного прослушивания музыки. Если посещать в ритме концерты или регулярно слушать музыку пусть даже в наушниках — то и правда будет всё слышно, как и здоровому, если превысить падение.
Ко всему этому стоит добавить основной момент по работе со слухом: слуховые акценты. Смысл их заключен в том, чтобы имитировать здоровый слух. Фактически в данной ситуации нужно 15-20 раз в день обратить внимание на проблемную часть диапазона, попытаться задействовать. Причём, очень важно учесть, что нет цели услышать то, что не слышно, скажем, звуки на уровне 25дБ на 16000Гц. Нет! Цель всегда состоит в том, чтобы услышать звуки под предел, границу возможностей. Фактически, это скорее вопрос внимания: куда его направить. И очень важно учитывать что и как может быть слышно в моменте, оценивая слух по замеру (аудиометрии).
На сегодня мы видим, что падение более-менее начинается от 10кГц и выше. Но, в таком случае всегда важно начать с более низких звуков. Например, звуки около 2-4-5кГц дают ощущение того, что слышно детально, может быть слышно избыточно много подробностей. А скорее от 3-9кГц создают яркость звуков, эмоции, объемность звучания, направления звуков. Потому, в данной ситуации выгодно начать с того, что заметно очень много деталей. Порой выбрать какую-то забавную деталь. Пусть даже голоса кого-то на кассе, который может заинтересовать, а может даже несколько бесит. Выбрать нечто прикольное, добавить искусственного интереса к звукам. Также удобны любые звуки трения вблизи.
Всякий раз задача обратить внимание буквально на 1-2 секунды максимум. Пусть даже услышать откуда и как распространяется звук. Зачастую выгодны звуки строго близкие, максимум до 5-10м, а лучше меньше. Но, всё же, когда есть машины на улице, которые проезжают мимо — это тоже выгодное занятие, т.к. есть отражение звуков от дороги, домов. Или пусть даже большое помещение — в нем тоже слышны высокие звуки несколько дальше.
Потому, цель около 15-20 раз в день ненадолго заметить что-то в нужном направлении. Если сдвинуться чуть далее, то окажется, что звуки от примерно 8-9кГц и до 15-16кГц дают ощущения присутствия. И очень удобно в этом плане взять и замечать контрастные по расстоянию звуки, когда явно слышно «тут» звук (до 1-2м), а затем — слышно «там» (10-20-50м). Скажем, вот отрезаете яблоко на кухне, а через открытое окно слышен дождь.
Большинство акцентов стоит делать именно в повседневной жизни. Но также интересно будет найти границу в музыке. Очевидно, что если слушать заметно громче — то слышно «шире» (и это как раз не свойственно здоровому человеку: причиной является падение слуха). И всегда выгодна подмечать эту разницу + обязательно обратить внимание на точность, супер детальность звуков. Эти моменты будут отличными акцентами на звуки свыше 10кГц. А также будет хорошо заметить, что в какой-то момент не просто всё объемнее слышно, а ясно, точно.
Всего активного внимания к слуху должно быть максимум до 10-15 минут в день. Потому, сделать пару десятков акцентов в течение дня, порой подметить разницу, зафиксировать интересные моменты про слух — это всё строго нужно. А вот размышления про шум и прочее — это тоже время, внимания, силы. И надо стараться потратить как можно меньше их в течение каждого дня. Да, пока мысли про тиннитус могут занимать фоном и 2 часа в день. Но нужно старательно уводить внимание к минимуму. И не тратить на слух в сумме более 10-15 минут в день. И правда, как цель, активного внимания для исправления хватит до 5-8 минут в день.
В плане пассивной работы важна музыка. Она всегда даёт гармоничную нагрузку во всем диапазоне. Что крайне выгодно и позволяет отлично нагрузить места с падением. И тут задача проста: именно фоном взять и послушать минут 40-50 в день. Громкость должна быть таковой, чтобы была явно нагрузка до 16000Гц. Для этого даже можно найти с помощью генератора синусоиды% сколько % или делений громкости нужно, чтобы точно слышать 16000Гц. И добавить ещё хотя бы пару делений — это будет достаточно.
Касательно позитива и негатива. Дело в том, что любая болезнь — жутко негативна. И толком никакого позитива добыть в контексте слуха не получится. Ведь если не шумит и хорошо слышно — это просто нормально. А всё, что до этого — исключительно плохо. Потому, нужно всякий раз по возможности просчитывать ситуации так, чтобы не было избытка негатива: его банально нечем компенсировать. Скажем, проблема заснуть из-за шума. Можно поставить музыку фоном. Или, скажем, иметь достаточно разнообразной нагрузки в течение дня, чтобы легко заснуть. Или включить кондиционер, увлажнитель, открыть окно, дабы слух адаптировался не к тишине — а к некой минимально громкости фона. Это позволяет сократить разницу между худшими местами и лучшими: ведь слух адаптируется к громкости, как бы в моменте есть падение пусть в 30-35дБ и до 10кГц, что и убирает немалую часть шума.
Всякий раз важно учитывать, что различные размышления про шум — убирают внимание от звуков. И как следствие приходится действовать, не имея возможности услышать даже то, что доступно. Обычно никто не задумывается о том, что если что-то не слышно — это сразу же отражается на поведении человека. Действия приходится делать без учета каких-то звуковых деталей. Причем всякий раз, сотни мелких ситуаций каждый день. Это плавно входит в привычку. И фактически получается, что думая про тиннитус — человек привычно игнорирует звуковую часть реальности. Привыкая так и использовать мозг: толком не задействуя слуховые центры, уши и не только.
Нужно учитывать, что слуховые центры мозга — это примерно 1/7-1/8 часть мозга. Да, не все они вместе участвуют постоянно в работе. Но, действительно всегда есть звуки. Всегда есть что слышать. Да, порой грустно, если из звуков — лишь тихо подвинутая чашка на столе в кухне. Но в реальной жизни радикально больше всего слышно каждый день.
Если говорить глобально про слух, то основная задача — это адаптация к тому, что происходит. Падение слуха на какой-то части диапазона банально не позволяет адаптировать слух к тихим звукам, в данной ситуации, около 15000Гц и выше. Но вот громкие — слышны хорошо. Но, беда в том, что в жизни всё же громкие звуки вне музыки — скорее низкочастотны. И потому, как только падение появляется — нет нагрузки. И человек привыкает не использовать звуки. Важно учесть, что если бы падения не было — то всегда есть, что слышать до 16000-20000Гц в быту всюду.
Отдельный момент — это ощущение громкости звуков. На самом деле, такого параметра толком нет в работе организма. Но, нужно учесть, что края диапазона действительно воспринимаются тише при прочих равных. Если технически одинаковый сигнал подать на 100Гц — он будет казаться тише аналогичного, но на 1000Гц. И точно также и ближе к 20000Гц. Потому, важно порой замечать в т.ч. тихие и как бы ненужные детали.
Одна из ошибок: кажется, что середина диапазона — это около 8000-10000Гц. Но, как и все в слухе — слышимый диапазон не линеен. Как яркий пример, 440Гц — это середина фортепиано, нота «ля». Т.е. порядка 40 клавиш, а значит и нот — есть до 440Гц. Остальные 40 умещаются примерно до 4-5кГц. И потому фактически, слышимость до 8000Гц — это уже 85% всего слышимого диапазона. Но крайне важно слышать весь диапазон целиком. Это принципиальный вопрос: терять даже 5-7% диапазона — это очень плохо.
Аналогично идет и расчёт падения слуха. Дело в том, что децибел — это логарифмическая зависимость. В быту то, что называют сделать в 2 раза тише/громче — это и есть как раз примерно 5дБ. А в 3 раза — 10дБ. Но особенность состоит в том, что падение слуха — это не есть изменение громкости (или кому-то кажется эквалайзером). Совсем нет. Дело в том, что при уменьшении падения — будут слышны более тихие звуки, что зачастую совершенно неочевидно. И, чем ближе слух или отдельные части диапазона будут к норме (20дБ и менее) -— тем радикально больше всего будет слышно в быту. Потому, можно добыть +20дБ около 14000Гц. Но затем окажется, что следующие +5дБ — дадут ощущения мега прорыва, что важно учитывать. Кстати, это важно и для тиннитуса. Если есть падение в 40дБ, которое надо исправить, то добыв +25дБ — будет казаться, что мало что поменялось. А вот ещё +5-7дБ — и вот уже радикально приятнее.
Может показаться, что толком нет никаких действий, заданий. Но в этом и состоит особенность. Каждый день плавно всё больше и лучше задействовать слух. Имитировать интерес к звукам, замечать сознательно ошибки. Вообще, очень важно не полагаться на ощущения — а точно понимать что и как происходит. И для этого крайне важно раз в 5-6 дней делать домашние замеры, дабы знать что и как может быть действительно слышно. Зачастую нужно хотя бы 2-3 недели быть в ритме — дабы заметить динамику улучшений. Это не означает, что внутренние ощущения не важны. Или что человек себя врет по поводу шума. Дело в том, что нужно сделать максимально объективной работу над слухом и учитывать все нюансы.
Как яркий пример ошибочности рассуждений стоит вспомнить работу мозга. Скажем, вот внезапно сегодня с утра жутко, кошмарно шумит, звенит. Караул просто. Сразу мысли: а вот вчера я… Но, так рассуждать неверно. Дело в том, что мозг работает электрохимически. И может накапливать различные нейромедиаторы. Потому, в моменте шум жуткий — это может быть следствие того, что было недели 3 назад. И вопрос не в оправдании почему и как не получается. Нюанс в самом неправильном ходе размышлений. Да, бывает, скажем, перелет на самолете или насморк — и вот ожидаемо, что слух чуть снижен, как явное следствие. Но в остальном точно проследить причину-следствие практически никогда невозможно.
Нередко возникает вопрос: а как лучше слушать музыку, колонки или наушники? В случае исправления на очень высоких частотах — крайне важно направление звука. Если сидеть от колонки под другим углом — может быть и правда откровенно плохо быть слышны звуки от 14кГц и выше. Чем выше частота — тем критичнее направление звука. И этой проблемы толком нет, если использовать наушники. Хотя, на самом деле, если есть хорошие колонки или аудиосистема в машине — будет хорошо чередовать. Но вот вообще для исправления чуть проще в наушниках.
И сразу же вспомним про некую «вредную» громкость. Есть немало странных мнений, что, мол, наушники вредны. И все это приводит к тому, что спустя годы падение прогрессирует и человек надевает слуховые аппараты, которые просто чудовищно громкие, явно превышают 90дБ даже при небольших падениях. В данном же исправлении зачастую хватит послушать около 70-75дБ, что нередко даже тише звуков на улице. Да, минут 5-10 в день можно послушать и погромче. Хотя нужно помнить, что любой обычный телефон и наушники, другое стандартное оборудование — банально не может выдать звук свыше 85-90дБ. Потому, если опуститься хотя бы на одно деление вниз от максимума — то вреда уже толком не нанести.
Но есть момент, что может казаться, что музыку неприятно слушать, даже небольшая гиперакузия. Причина этого состоит в том, что уже сложился опыт не слышать около 12-18кГц в быту. А слушая музыка — внезапно там появляется нагрузка. Нередко уже через неделю эти неприятные моменты плавно проходят. Потому, тут стоит методично начать — и эта проблема уйдет. Вместе с наступлением улучшений по замерам и лучшим слуховым возможностям и в быту.
Пожелаем успехов в исправлении!