Можно постараться выделить очень интересный параметр работы слуха: как быстро получается переключить внимание с одного звука, детали – на что-то другое, третье, четвертое. Это очень важный момент, т.к. слух является самым быстрым органом чувств.
Представим, что человеку легко виден номер на машине, надпись на футболке вдали проходящего человека, затем состав на упаковке шоколадного батончика в руках, да ещё и понятно куда идти: хватает зрения ничего не задеть, не оступиться. Такой пример про зрение может реально произойти в течение буквально одной секунды. Но, слух – работает ещё быстрее.
Очень важно легко воспринимать звуки. Если слух в полной норме, когда человек в среднем без всякого падения слуха слышит где-то до 14000Гц, оказывается, что появляется легкость. Можно быстро перебирать детали и нюансы одного звука, замечать нечто вдали и вблизи. Мало того, представим, что какой-то блок питания или лампочка отвратительно пищит на очень высокой частоте: даже на фоне окружающего шума (многих звуков) это легко будет услышать.
Как только человек неважно слышит, даже без тугоухости, но вне своей нормы, то оказывается, что былой легкости нет. Порой нужно время заметить явные звуки. Появляется даже нередко запаздывание в восприятии слов, просто запаздывание в несколько секунд, чтобы понять, что же звучало. Очень медленно переключается внимание. Да и небольшие мелочи едва ли заметны: почти всегда требуется сознательное усилие.
Забавно, что смотря фильм, сериал – любого человека бесит рассинхронизация звука и видео буквально в 20-30 миллисекунд. Настолько быстро заметно, что нечто не так. Ведь слух работает со скоростью до 1/300 секунды во всем диапазоне. А любой звук, звуковое событие – это скорее ряд смен звуков, динамика то за 0,2 секунды, то порой всего за 0,05 секунды.
В такой ситуации критично не добавлять усилий и пытаться быстрее действовать, – вопрос скорее легкости восприятия. Зачастую это доступно тогда, когда слышны легко все гармоники/обертона, т.е. весь слышимый диапазон без всякого падения слуха.
Но, сам по себе – это очень интересный параметр: насколько быстро получается не именно услышать, а увести внимание. Забавно также и то, что есть почти похожий технический момент: скорость нарастания выходного сигнала, – который очень часто остаётся без должного внимания. И все привыкают не замечать, не успевать замечать подобной ошибки при воспроизведении музыки с помощью любых акустических систем, наушников.
Многие также удивлены, но есть яркий пример в виде процессорных магнитол в автомобилях, которые позволяют менять задержку звука по каналам с дискретностью до 0,1мс, чтобы корректировать звучание. И такие системы используются нередко в профессиональной аппаратуре, которая так всем по душе на музыкальных площадках, концертная аппаратура. Это является лишним подтверждением того, что даже 1 миллисекунда – это важно и интересно.