Постоянно есть масса домыслов и идей по поводу возможности слушать при тугоухости. При небольшой и при использование слуховых аппаратов, разных имплантов и прочие идеи. Попробуем понять с точки зрения банального опыта здорового человека, не упуская из виду пользу от изучения логарифмов в школьной программе.
Начнём с очевидной практики. Вот пусть есть новости. Сегодня есть цифровое телевидение. Супер качество микрофонов, записи. Подобранные дикторы. В общем, всё и правда идеально. Не все догадываются, но на самом деле любой диктор говорит действительно не тихо, что дополнительно хорошо.
Берем здорового человека. Можем выдать наушники или отдельно подключить добротные колонки. Начнём слушать очевидно тише обычной речи. Слышно? В общем, да. И разборчиво вполне. Доведем громкость до уровня шепота. Слышно? Да, причем становится легче, детальнее: не надо порой угадывать сказанное. Ещё выше, до уровня обычной речи. Становится слышно отлично. Ещё легче замечать мелкие нюансы эмоций, дикции. Если громкость поднять до уровня относительно громкой речи — тоже без проблем.
Идём далее? Громкая речь, где-то 65-70дБ, кстати близко к работе бытового пылесоса. Уже чуть слушать неприятно, но разборчивость не страдает. Слова будут скорее «впечатываться», но жаловаться человек ещё не будет. Но, а что если слушать громче ещё? Разборчивость будет резко падать. Потому-то и объявления в метро, где-то с использованием громкоговорителя — очень часто должны быть очевидными в плане произносимых слов: иначе никому ничего не понятно.
Если же громкость ещё выше поднять – никакой разборчивости не будет. Кстати, если прийти на музыкальный концерт, где громкость очень велика, то далеко не все осознают, что потому-то там и поют, а не говорят: вокал можно воспринимать действительно громче речи, так сказать, без потерь, искажений.
Теперь надо вспомнить про момент, когда нужен слуховой аппарат? Обычно при полной 1й степени тугоухости, т.е. падение около 40-45дБ (норма — не выше 15-20дБ). И это означает, что слуховой аппарат или кохлеарный имплант — не даст громкость ниже 45дБ. Самый тихий звук — и будет 45дБ. Но речь — это, грубо, диапазон громкостей или правильнее сказать, что есть динамический диапазон речи. И значит, что если здоровый мог расслышать и при 30дБ всю речь, пусть и с огрехами. То дабы столько же информации попало тугоухому без явных потерь при минимуме в 45дБ — надо добавить хотя 15-20дБ. А лучше, 25-30дБ. И это означает, что при самом скромном падении — громкость уже около 70дБ или выше. Именно при этой громкости уже теряется возможность хорошо распознавать. Не говоря про ошибки работы СА: эта штука вовсе не идеальна. Что уж говорить про падение 2й степени и выше.
Конечно же, человек привыкает к слуховым аппаратам. И плавно становится комфортнее, т.к. воспринимается это сугубо безальтернативным вариантом. Хотя, на самом деле, для тугоухого даже самым дорогим комплектом слуховых аппаратов часто речь превращается либо в очень громкие неприятные звуки даже на небольших падениях и/или жутко искажается.
Стоит повториться: если даже забыть про неизбежные искажения любого варианта усиления слуха для тугоухого – человек не в силах разбирать речь на такой огромной громкости. Впрочем, данное заблуждение очень типично: многим кажется, что тугоухие просто слышат тише, хотя на самом деле – не слышат более тихих звуков, чем зафиксировано на аудиограмме.
Впрочем, всё это – просто наглядное воплощение логарифмической зависимости. Слух измеряется в децибелах, что является тем самым вычислением натурального логарифма (с той самой «е», что равна 2.718). И потому небольшое падение — едва ли ощущается. А с каждыми очередным -5-10дБ от нормального слуха — становится ужасающе хуже.
P.S. Если падение не достигает явно 3-4 степени, то тот же ТВ можно слушать с помощью колонок или наушников без СА с гораздо большим качеством, просто сделав громкость повыше (максимум будет вовсе не нужен).
[…] […]