При даже незначительно падении слуха — появляется соблазн: не использовать тихие звуки. Причем, есть фактически сразу 2 проблемы. С одной стороны, края слышимого диапазона — воспринимаются тише, чем середина. И потому так часто особенно высокие частоты — становятся проблемной частью диапазона. Но, есть не меньшая беда с динамическим диапазоном.
Дабы легко и ясно понять смысл динамического диапазона с точки зрения практики — нужно просто задуматься над звуком любого фильма. Вот человек пришел в кинотеатр или дома смотрит фильм. В фильме есть тихие сцены, есть громкие сцены. Где-то говорят шепотом, а где-то даже нечто взрывается громко. И вот эта вся разница по громкости от самой тихой детали, которую едва слышно, до самой громкой — и называется динамическим диапазоном. Но, в данном случае, динамический диапазон аудиодорожки. Получается, что громкость всегда адекватна происходящим событиям, при условии того, что колонки или наушники изначально настроены на комфортную громкость.
Теперь возьмем и подумаем над общением. Вот кто-то говорит, обычная речь. Речь — это не некий условный набор частот: звуки около 500Гц или 3000Гц — а всегда сумма звуков. Причем, как громких, так и тихих. Вот человек управляет связками, вообще горлом, дыханием, звук отражается от зубов, губ, постоянно есть вообще движение челюстью и языком. Потому, даже в довольно простой затеи как общение — есть очень нестабильная громкость.
Фактически, если взять, скажем, речевой диапазон — от условно 250Гц до 4000Гц — то окажется, что есть как тихие звуки, так и громкие. Безусловно, громкие звуки — слышны ярче, увереннее, чем тихие.
Для здорового человека все звуки — складываются в некий понятный звук, без особенных усилий или сознательной попытки понять что и как надо делать со звуками. Фактически, ухо способно слышать не только громкость речи в 50дБ на 1000Гц, но ещё и захватывать детали и на 40дБ почти в этот же момент в том же диапазоне.
При наличии тугоухости — появляется стремление использовать только те звуки, что очень нужны. Только яркие, явные звуки. И таким образом человек начинает делать ошибку и в использовании динамического диапазона. В чем яркое проявление? Для этого надо посмотреть на замеры. Если есть аудиограмма — то становится очевидным что человек может услышать, а что — нет. И тут же выяснится, что человек в быту нередко слышит на 5-10дБ хуже, чем есть на аудиограмме, т.к. привык не использовать более тихие звуки. Не просто не использует слух под предел возможностей – а очень далек от той самой границы, когда и правда уже не слышно.
Стоит отметить, что вообще и многие здоровые люди — не особенно используют динамический диапазон. Ведь аналогичное требование возникает и к наушникам хорошим, колонкам. И очень многих устраивает, если более тихие детали — как бы теряются.
Получается так, что человек теряет способность использовать тихие звуки. Причем, не просто тихие — а как элемент уже и динамического диапазона. И получается, что вроде бы небольшая потеря — а касается всего и вся. А рядом ещё и потеря возможности слышать все гармоники звуков. И потому для исправления слуха — так важно понимать, что и как должно быть вообще слышно в норме.
[…] тихий звук — и будет 45дБ. Но речь — это, грубо, диапазон громкостей или правильнее сказать, что есть д…. И значит, что если здоровый мог расслышать и при 30дБ […]
[…] могли бы звучать громче. Для слуха очень важно, чтобы сохранялась возможность слышать динамический диапазо…. И тут мы приходим к ещё более чудовищной ошибке, […]
[…] Если есть запись — её надо вообще слушать громче падения (учитывая ещё и динамический диапазон). А что будет, если эквалайзером добавить +20дБ где-то? […]
[…] жить. Но надо обратить внимание и на слышимость. Ведь слышно становится меньше/хуже.В наличии есть один замер у врача до 8000Гц, а также […]
[…] любых отдельных звуков даже одного предложения. Это и называют динамическим диапазоном. Но также важно слышать во всем слышимом диапазоне. […]
[…] и четко — может легко достигать 20-30дБ. Правильно это называется динамическим диапазоном. Но, важно понимать, что разница в 30дБ есть не из-за […]