Основная работа слуха в целом — это перманентное ощущение того, что и как слышно, разницы звуковой. На практике, здоровый человек всегда тратит не менее 90% внимания на слух именно в контексте того, что слышно очень много всего, слышно по-разному и прочее. Но любая беда со слухом — тут же создаёт именно в этом месте проблему.
Вопрос внимания — очень важен. Дело в том, что в мозге есть отдельно слуховые центры (примерно 1/7 всего объема, что очень много). И они должны работать, т.е. замечать и обрабатывать крайне разнообразные звуки. И человек не должен думать о том, как непосредственно происходит слышимость, как идёт обработка, какие есть проблемы и нюансы. Просто адекватно пользоваться.
Звуков — всегда избыточно много. И можно сделать аналогию со зрением: многое очень хорошо видно здоровому человеку, но это вовсе не означает, что любой человек запомнит номер машины в 20 метрах, а также цвет волос девушки, про проходила слева. Но если есть необходимость или личный интерес — заметить это не проблема.
Но вернемся к звукам. Начнём с речи. Многие люди упорствуют и пытаются найти процент распознанной речи, балансируя на грани солидной тугоухости. Но, что делает в это же время здоровый? Разве есть цель расслышать и понять 100% сказанного? Точно нет. А ведь всегда цель должна быть очевидна: сократить разницу между текущим состоянием человека и средним состоянием здорового человека (в контексте слуха или другой проблемы).
Фактически, слыша голос — есть масса мелочей. И перемена интонаций, и то как ощущается голос, и смена расстояния, и акустика помещений. Быть может разные голоса или даже заметно, что конце фразы человек проглотил и её не понять. Всегда внимание — уходит на реально слышимые звуки. И никто не думает о том, как слышно. Более 90-95% внимания звукам. Или они могут быть не интересны вообще. Но если слышны — то внимание к реальным звукам. Разбавить общую картину может, например, ощущение усталости слуха к концу дня.
Аналогично и про шум. Может ли шуметь человеку при простуде, ангине или даже просто повышенной температуре? Безусловно, да. Но что делает в такой момент человек здоровый? Всё внимание направлено на реальные звуки (которые можно записать, скажем, на диктофон). Пусть даже есть очень тихая комната, где слышен любому шум тела: дыхания, шум крови и не только, — даже в таком случае внимание растрачивается на реальные звуки. И если слышно шум — то недолго. Минимум 90-95% внимания — на реальные звуки. Даже если кто-то был на концерте и шумит после громкого звука.
Постоянно все вспоминают про шум, разборчивость. Пытаются ещё и добавить непосредственно ощущения от ушей, как там что ощущается внутри и снаружи. Фактически ошибки могут быть крайне разнообразны. Но правило одно: всегда более 90% внимания к звукам/слуху — это внимание к реально слышимым звукам вне человека.
И пусть всем очевидно и понятно: не есть норма 2 часа в день фоном думать про шум, гипераукузию или аутофонию. И всё равно уйма внимания уходит на мысли, странности — на всё, что угодно, лишь бы не слышать реальные звуки. Лишь бы слуховая система не была занята прямыми «обязанностями».