Когда есть падение слуха у ребенка — ярко заметно, что даже отлично настроенные слуховые аппараты не дают возможности действительно слышать нормально. Есть нюансы даже по речи. Посмотрим, что можно сделать в случае возраста около 6-7 лет. Какие есть особенности исправления слуха в таком возрасте. А также учтем, что в данном случае падение слуха — смешанного типа.
Вначале отмечу несколько важных моментов:
1. Если подумать, то вроде бы у взрослых людей исправить тугоухость сложнее: нет растущего организма. Но, с другой стороны, нет сознательности подхода ещё у ребенка. Но, на самом деле, скорость исправления слуха у детей зачастую выше, чем у взрослых, т.к. нет лишних сомнений;
2. Нередко кажется, что тугоухость — это всё слышно тихо. Увы, на самом деле — это всего лишь идея слуховых аппаратов, которые искусственно пытаются сделать всё громче, что на самом деле сделать хорошо принципиально невозможно.
Смысл тугоухости заключен в том, что плохо слышны тихие звуки. А вот громкие слышно — как и здоровым людям;
3. Часто кажется, что есть некая «вредная» громкость. На практике, когда есть 2-3 степень тугоухости — то любой слуховой аппарат будет убегать по громкости за 90дБ, что как раз и считается вредным звуковым давлением. Если же использовать обычные наушники, колонки — то такой громкости откровенно сложности достичь. Да и это не нужно для исправления.
4. Особенность слуховых аппаратов заключена ещё и в том, что они дают лишь воздушную проводимость. Когда же есть смешанное падение слуха, то фактически состояние слуха постоянно подвижно именно по воздушной проводимости. И как следствие практически невозможно настроить слуховой аппарат, даже если забыть про всевозможные остальные минусы слышимости в СА. И этот же момент влияет и просто так: слух постоянно чуть подвижен, нестабилен;
5. Нужно учесть, что прогресс в +10дБ — это очень хорошее движение. Любой человек легко фиксируется разницу в 2дБ. А 10дБ — это то, что в быту зовется «сделай в 3 раза тише/громче». Но, если мы говорим про улучшение слуха, то оказывается, что слышны более тихие звуки, что очень неочевидно. Потому, дабы действительно хорошо слышать без СА — надо иметь слух очень близкий к норме. И для прямо явного сдвига в быту — может уйти 2-3 месяца. Но это не означает, что прогресса нет. И потому так важны замеры в ритме;
6. В случае повышенной разницы между костной и воздушной проводимостью — крайне полезны именно колонки. Они дают одновременно нагрузку и на костную, и на воздушную проводимость. Как следствие, просто используя колонки для мультфильмов, музыки — можно заполучить объективный прогресс;
7. Важно учесть, что традиционно слух лишь падает. Причем важна не общая оценка как степень тугоухости — а слышимость каждой точки. У каждого звука — есть своя громкость. И нет другого пути, как слышать без падения, чтобы услышать всё, как оно действительно звучит. Потому, очень важно учесть, что масса традиционных советов, действий и просто текущий опыт про то, как теряется потихоньку возможность слышать. И потому всякий раз цель подмечать ошибки со слухом — и их не делать;
8. Задача родителей — увлечь звуками. Это не означает, что надо 2 часа в день что-то обсуждать. Просто всегда есть варианты. Скажем, глянуть мультфильм погромче на колонках и без СА. Или пусть в СА — обсудить детали голоса, звукового события какого. Заинтересоваться при случае теми звуками, что уже есть;
9. Важно учесть, что слух в норме должен быть бинауральным. Для этого крайне важно отлично слышать высокие частоты. Да, хоть даже с падением вроде бы очевидно, что звучит/слышно слева или справа — ясность звуков, четкость — возможна только при условии того, что двумя ушами слышно хотя бы до 12-14кГц без падения. А для детей — лучше и до 16-20кГц.
10. Фактически для объективного улучшения слуха хватает внести лишь очень небольшие коррективы в плане использования слуха именно в быту, но каждый день. Действительно, если уделить внимание даже 5-10 минут в день — этого хватит, чтобы получить радикально другую ситуацию через 2-3 месяца. В целом, очень важен ритм, методичность;
11. Нередко бывает, что ребенку откровенно скучно делать замеры. Или хочется их «подделать». И тут надо найти баланс. Дело в том, что чем точнее получена информация о реальном состоянии слуха — тем эффективнее можно действовать. Но и делать замеры слишком тщательно — это не лучшая идея. И всякий раз надо во всех ситуациях со слухом продумывать, как и что делать чуть наперед.
В наличии есть несколько замеров, полученных у врача. Самый свежий — начало этого года. И домашний замер. Но, начнём с прошлогоднего.
В целом, можно смотреть сразу на оба уха, т.к. разница не столь принципиальна. Мы видим, что костная проводимость находится около 30-40дБ на оба уха. Да, левое ухо несколько хуже слышит по воздушной проводимости. Но, основной момент — это повышенный костно-воздушный интервал. И как следствие смешанная или даже кондуктивная тугоухость. Дело в том, что зачастую именно подобные ситуации со слухом — получаются фактически заниженными при проверке у врача: реальные возможности слуха в жизни зачастую чуть выше.
Мы видим, что диагноз очень прост: сенсоневральная тугоухость — это общее обозначение. Но важно учитывать, что вот эта разница между костной и воздушной проводимостью нередко внутри делает ощущение мутного звука, что как бы не ясно что и как звучит. Вынуждает любого человека сомневаться.
Довольно странно, что стоит 3я степень, т.к. обычно 3я — это все же превышение 55-60дБ, чего на данном замере нет. Но и правда, с таким падением слышно действительно плохо. Плюс, что очень важно, видим, что низкие частоты слышны по воздушной проводимости откровенно неважно: там максимален костно-воздушный интервал.
Тут видим более свежий замер. И он несколько хуже предыдущего. Видим, что костная проводимость приятнее на низких частотах и спад на высоких. Но! Увы, очень трудно понять где какое ухо. А вот воздушная проводимость в речевом диапазоне вроде бы прежняя — но видим явный спад на высоких частотах. Так часто и бывает, что даже в слуховом аппарате из-за падения — страдают всегда высокие частоты. На самом деле, если есть даже незначительное падение на высоких частотах (от 3-4Гц и выше) — они всегда остаются без нагрузки. А СА — в первую очередь нацелены на речь, т.е. звуки около 300-4000Гц максимум. Отсюда и видим, что фактическое состояние слуха ухудшается.
Это очень важный момент. Надо понимать, что и слышимость в СА будет всегда плохой, и фактически слух плавно падает, пока все обсуждают как и что нужно лечить традиционно. И потому важно просто не делать то, что банально не помогает.
Впрочем, для исправления важно то, что мы видим, что костно-воздушный интервал стабильно на месте. И это очень неудобный момент для слышимость в слуховых аппаратах.
Посмотрим, что и как слышно дома. Тут оказывается, что всё, в целом, совпадает. очень радует, что не взирая на ношение СА — слышно все ещё до 14-16кГц. Нужно понимать, что в СА — звуков свыше 4-5кГц бывает мало, не говоря о звуках свыше 9кГц, которые очень важны для детей. Но, стоит отметить, что есть плохая слышимость низких частот. Да, многие наушники не могут дать хороший звуки на 125-250Гц. Но причина такой ситуации состоит в том, что появляется привычка как бы «чуять», ощущать звуки, а не слышать их.
Действительно, именно звуки…где-то от 300-500Гц до 5000Гц — очень нужны, чтобы понимать «суть» звуковых событий. И потому, эти частоты долго держаться, пусть даже всего до 2000-3000Гц. И этот момент обязательно учтем.
В остальном, замеры традиционно совпадают. Да, мы видим, что кое-где есть отличная слышимость: точки 2кГц, 3кГц, 6кГц на уровне 35дБ слева — это очень хорошо. И это даже лучше, чем на замере у врача, как раз из-за нюанса с костно-воздушным интервалом.
Итак, какие проблемы есть:
1. Края диапазона толком не слышны и лишены нагрузки: как до 200Гц, так и свыше 10кГц;
2. Есть явный костно-воздушный интервал, который вносит свои коррективы в виде нестабильности слуха;
3. В целом, фактически мы видим 2-3 степень тугоухости. И потому, дабы действительно слышать минимально комфортно слышать без СА — нужно добыть хотя бы +25-30дБ, а можно и более;
4. Нужно учесть особенности того, как работают СА, т.к. первые месяца 2 они точно будут нужны и будут влиять.
.
Что же делать?
В данной ситуации нужно начать с самого простого и эффективного: прослушивание колонок. Особенность колонок состоит в том, что если они достаточно массивны и мощны — они могут дать одновременно нагрузку по костной и воздушной проводимости. Обычно человек в жизни порядка 90-95% звуков слышит по воздушной проводимости. А затем через молоточек внутри уха добывает вибрацию. И важно учесть, что вибрация может быть как на очень низких звуках — так и на высоких.
Повышенный костно-воздушный интервал — это фактически некая странность использования мозгом слуха. И колонки помогают имитировать правильный костно-воздушный интервал. Обязательно при этом надо сделать так, чтобы слушать их без слуховых аппаратов. Дома, в машине или в кинотеатре.
Также важно понимать, что если превысить падение слуха — то слышно будет отлично. Скажем, если есть свежий мультфильм, то он записан с таким качеством звука, что можно сделать громкость речи в 70дБ. И тем более, когда будут использованы колонки — будет очень легко понять что и как говорят, детали звуков. Причем, это же правило работает и для наушников: если превысить падение слуха — слышно становится также, как и здоровому человеку.
Но есть один момент. Нередко на старте кажется, что колонки очень громкие не только окружающим, но даже и самому ребенку может показаться, что нечто не так. Тут надо учесть, что слышать в слуховых аппаратах или без них с таким падением — это всегда искажение восприятия. И очень необычно услышать совершенно иначе. Потому, стоит аккуратно настаивать на более правильном варианте. Скажем, послушать музыку в наушниках или в слуховых аппаратах? Конечно же, выгоднее строго в наушниках. Или ситуация, когда можно глянуть мультфильм в СА или колонки: нужно выбрать колонки, хотя СА придётся надевать/снимать лишний раз.
У каждого звука есть своя громкость. И потому совершенно нельзя взять и всё сделать «громче». Отсюда и получается, что любые СА будут искажать. А вот, скажем, вокалист на студии звукозаписи буквально кричит в микрофон. И потому мы можем послушать как тихо, так и очень громко записанный качественно музыкальный альбом. Отсюда же становится очевидно, что без СА вполне может быть хорошо слышно звуки воды в душе. Или же громко ездят машины — это вполне хорошо слышно, т.к. может легко превышать падение.
Очень важно учесть также, что любой звук должен быть гармоничен. Не важно, подвинута ли чашка или просто кто-то сказал протяжное «А-а-а-а», — это всегда сумма звуков во всем диапазоне. Мозг хочет всегда услышать звуки гармоничные. И проще всего посчитать это с помощью музыкальных нот. Вот есть самая известная нота «Ля», что в середине фортепиано — 440Гц. Как правило, нужно услышать хотя бы 15 гармоник. А значит, что 1я гармоника — сама нота, 2я — 880Гц, 3я гармоника — умножить на 3 — 1320Гц. Соответственно, десятая — 4400Гц. А пятнадцатая — 6500Гц. Причем, стоит учесть, этого именно ждёт мозг в качестве минимума. Может быть услышано и больше гармоник. И в обычном понимании — это скорее детали звука.
Собственно, в это и заключена беда слуховых аппаратов. Даже если посмотреть на запись не то, что голоса — а вот и правда просто записанного протяжного «А-а-а-а» — окажется, что есть масса звуков в очень широком диапазоне с разной громкостью. И дабы действительно хорошо слышать, нужно иметь возможность услышать любой звук хоть социально значимый, хоть надевания носков с утра — так, как он звучит на самом деле. И потому послушать музыку выгодно: она гармонична и превысив падение — всё слышно верно. А, скажем, попытка поговорить без СА — ведет на сегодня к угадыванию сути кем-то сказанного, т.к. не хватает возможности всего услышать.
В техническом плане также нужно понимать, что любая запись или звук — это всегда и разная громкость. Фактически, даже обычная речь — это в пределах даже одного предложения ещё и перепад громкости в 20-30дБ. Правильно это называется динамическим диапазоном. И потому, пусть кто-то говорит на уровне 65дБ, т.е. громкая речь. Это означает, что есть звуки где-то от 30-35дБ до 65-70дБ. И их все надо был услышать, чтобы ясно понять что и как. Отсюда становится понятно, что если пусть та же речь записана и послушать в наушниках, то сделав громкость несколько выше — действительно всё слышно без искажений. Хотя, повторюсь, просто так увеличивать громкость любой записи — невозможно: надо изначально записать громкий голос очень качественно.
Важно учитывать, что вопрос состоит не только в общении и социально значимых звуках. Безусловно, это очень важно в таком возрасте, тем более при посещении школы. Но на самом деле, звуки окружают любого человека всюду. И одна из ошибок ярких — вовсе не замечать, что нечто происходит в плане звуков: отсутствие внимания к звуковой реальности.
Если говорить про взрослого человека с плохим слухом — то важно делать слуховые акценты. Т.е. имитировать внимание к звукам, чуть искусственно интересоваться деталями звучания, что и как звучит. Когда же речь идёт про детей, то эта же задача есть у родителей/близких, кто будет помогать ребенку исправить слух. Скажем, можно быть в магазине — и обсудить какой-то звук. Или просто на улице выбрать самую интересную по звуку машину. Какие-то может интересные взрослые или детские голоса. Мало того, вот даже взять и порисовать что-то карандашом — и заметить, что в процессе есть звуки.
Самое важное в этом процессе — это обратить внимание на те звуки, что уже слышны. Именно обратить внимание. Или даже спросить про разницу. Скажем, вот послушать колонки и узнать как звучит, приятно или нет. Или как говорит герой мультфильма? Как бы случайно заодно обсудить. По пути надо будет помыть руки — и это тоже со звуком. На звук порой выбрать полотенце: ведь есть всегда звук трения о кожу.
Нужно обязательно учесть, что звуки всегда есть. Даже просто подвинуть тарелку на столе. Вопрос не в том, чтобы найти «правильные» звуки. А просто те, которые уже и так происходят. Хотя, да, действительно нужно продумать несколько наперед в том плане, чтобы действительно получилось услышать. Скажем, с таким падение слуха с утра без СА действительно пока не услышать особенного трения даже головы о подушку. А вот пойти почистить зубы — это уже точно со звуком. Потому, всякий раз задача такова, чтобы обратить внимание на те звуки, которые очень вероятно получится услышать.
Если несколько задуматься, то окажется, что практически обратное происходит каждый день. Нередко используются лишь те звуки, без которых совершенно не получается что-то сделать. А остальные признаются незначительными и остаются без внимания.
Отдельный момент — это низкие звуки. Есть закон распространения звуков в пространстве. Он нам говорит о том, что чем ниже звук — тем дальше его слышно. Потому, вот вообще слышимость за 50-100м — это как раз частоты до 1000Гц. И мы видим, что там есть спад. Безусловно, просто использование колонок с хорошим басом — сдвинут там ситуацию. Но также важно учесть, что звуки до 100-200Гц могут легко ощущаться телом. Вибрации по коже, внутренним органам.
В этом направлении очень важно как просто обратить внимание на далекие звуки, так обсудить именно низкие звуки. Порой кажется, что есть отдельно какие-то «басы» или низкочастотные звуки. На самом же деле, все звуки надо слышать целиком. Весь диапазон полностью. Просто удобно выделить какие-то отдельные частоты и с ними поработать.
Тут стоит учесть, что ещё и слуховой аппарат любой в силу и размеров, и настройки — имеет мало низких частот. А в жизни — наоборот почти все звуки изначально низкочастотны. Даже если услышать кого-то через дверь, через стену, громко грюкнуть дверью и даже просто шагать по ступеням — это масса низких звуков. И на них очень выгодно обратить внимание.
Вопрос низких частот — это просто привычка. Как бы кажется, что они не несут явно необходимой смысловой нагрузки. И кажутся как бы не тем, что надо слышать — а ощущать. Потому, общая задача — смещать внимание на то, что это слышно. Да и порой можно в городе встретить машины с сабвуфером, что действительно интересно и заметить, и послушать. Есть просто масса низких звуков, а также далеких. Вообще, любая проезжающая машина — это очень выгодный звук отследить, как в СА, так и без, как они проезжают мимо.
Касательно использования СА. Всегда важен комфорт. И потому, надо стараться сделать так, чтобы всегда было достаточно слышно. И потому, если есть нечто важное, где надо слышать — стоит быть строго в слуховых аппаратах. Увы, даже если их идеально настроить — то ещё и в силу особенности падения, слышно будет все равно не супер. Потому, нет цели гнаться за правильной настройкой. Мало того, нередко в СА можно менять громкость или программы. И, если это возможно, то можно порой чуть снижать громкость в неважных ситуациях. Да и может оказаться так, что слушая тише — слышно приятнее.
Безусловно, слушать колонки, использовать наушники — нужно без СА. Также можно постараться пообщаться близко (чтобы было громче слышно) с ребенком без СА. Но пока это не есть цель. Дело в том, что вначале нужно добиться того, чтобы было немало точек до 35-40дБ: иначе и правда радикально мало чего слышно. Хотя, нужно учитывать, что слуховые аппараты — это как постоянная дискотека: всегда есть очень громкие звуки. Потому, как некая практика порой быть какое-то время, пусть дома без СА — это хорошо.
Важно учесть вопрос позитива и негатива, цели. Любая болезнь — это всегда сложности и негатив. А конечная цель — это просто нормальный слух. Потому действительно важно стараться делать так, чтобы со слухом в большинстве ситуаций именно хорошо получалось, просчитывать ситуации наперед. И, как явный индикатор — будет энтузиазм. Скажем, через несколько недель станет «прикольно» смотреть мультфильмы с помощью колонок. Или даже музыку будет приятнее слушать просто в наушниках. А до этого — надо аккуратно направлять ребенка на более верные действия. Или же, пусть вначале нет никаких деталей. А спустя месяц — уже есть шанс. что ребенок сам захочет рассказать про интересные звуки. Как вариант, каждый вечер можно выбрать некий топ-5 звуков за день и их обсудить.
Также очень важно, глядя со стороны, оценивать как вот вообще слышно по расстоянию. А также вопрос адекватности восприятия звуковой ситуации. Дело в том, что когда не слышно ряд частот — человек любой просто в не в силах довольно адекватно реагировать. И потому очень важно замечать реальные перемены.
Ещё момент — нестабильность слуха. В данном случае, разница может быть легко в течение дня около 10-15дБ, что действительно очень много. Да и вообще могут быть и хорошие, и плохие дни. Главное в исправлении слуха — это динамика: обычно за каждые недели 3 можно получить в среднем +5дБ, хотя есть шанс и чуточку быстрее. Также, если внезапно есть насморк или простуда — это всегда отражается и на слухе, что важно учесть в моменте.
Про высокие частоты. Судя по замеру — видим, что ещё есть не такая и плохая слышимость высоких частот: они примерно одинаково неважно слышны, как и средние. Но именно они важны для ощущения объемного звука, направления звука, яркости, чёткости. Пока это всё — слишком далеко, т.к. толком нет смысла в СА работать над высокими частотами. Но, при случае обсудить как и что слышно, откуда идёт звук, направление. И, что очень удобно, это объемность, яркость музыки в наушниках, с помощью колонок прослушивания — это важно отмечать. Что вот иначе слышно. И уточнять этот момент. И уже где-то через месяц-полтора — это будет всё актуальнее. И если вот вообще говорить про слышимость высоких частот, то это всегда вопрос того как слышно, как воспринимается.
По замерам. Лучший вариант — делать замеры примерно один раз в 5-6 дней. В силу специфики падения, результаты всегда будут чуть нестабильны. Но, недели за 3-4 — всегда можно увидеть динамику. Причем, очень важно делать всегда в одних и тех же наушниках, одном устройстве. И, даже хорошо бы подгадать так, чтобы быть без СА до этого какое-то время. Или довольно одинаково подходить к замеру. Например, если послушать колонки минут 5-7, затем отдохнуть несколько минут — можно вероятно заполучить лучше замер, чем обычно на сегодня. Но, в любом случае, всегда цель заполучить стабильное улучшение. И даже +5дБ — это немало. А добыть +20дБ — это просто вопрос времени и методичности подхода.
Безусловно, можно постараться выделить работу именно над низкими частотами или высокими, постараться только около 1-2кГц. Но, дело в том, что в данной ситуации и правда есть смысл добыть +20-30дБ всюду просто исключив ошибки, добавив в ритме внимания. И очень важно учитывать, что и как будет меняться. Скажем, пусть явно низкие частоты стали лучше. И вот уже повод порой чуть больше обсудить всякого в музыке. Или же заметить, что слышно далеко машины. Быть может станет заметно, что именно около 500-3000Гц приятнее — и вот уже можно похвалить, увлечь тем, что и без СА можно поговорить.
Особенность данного падения ещё и в том, что кажется, что есть как бы «психологический» момент. Действительно, если ситуация комфортная — вероятно слышно больше и лучше. Или кажется, что ребенок притворяется, что не слышит (у взрослых при таком падении — аналогичная ситуация). Потому, всегда важно учитывать нестабильность. Если слух неважный — можно чуть добавить громкости, заметить очевидные звуки. Если в моменте всё чудесно — можно постараться этим воспользоваться, подметив нечто большее.
Очень важно понимать, что нет цели, скажем, точно слышать как бежит собачка на улице. Или 100% точно выделить звук конкретной машины из 10, что стоят на светофоре. Нужно отмечать скорее динамику, куда направлено внимание и что получается. Ведь плохой слух часто ведет к тому, что слышно примитивно. А вот просто выбрать какая собачка интереснее гавкает. Или даже отметить, что под колесами машины попал камушек, песок — вот это уже забавно. Характер использования слуха.
Отдельный момент — это речь ребенка. Нередко с этим бывают трудности, т.к. получается, что слышно себя не изнутри — а через слуховые аппараты, что не является естественным ходом событий. В этом направлении лучше всего, как и со всеми остальными вопросами: оставить общую концепцию и действия так, как есть на сегодня. Вопрос в том, что если добыть улучшение даже в +15дБ и перенастроить СА — то будет лучше не только разбор речи других, но и себя лучше слышно. А +30дБ — сделает ситуацию радикально другой. Потому, лучший вариант — не менять ничего кардинально. Впрочем, так вообще со слухом: чем ближе 20-30дБ (а лучше к 10-15дБ) по замеру — тем радикально больше возможностей слуховых появляется. И потому, исправив, скажем на +15дБ, а затем добыв ещё +5дБ — покажется, что крайние +5дБ сильно полезнее, предыдущих +15дБ.
Нередко бывает такая ошибка, что кажется, что надо слышать громче, ярко, вот как в слуховых аппаратах. Но цель работы над слухом — услышать все звуки. И фактически сегодня не получается услышать более тихие звуки, чем порог на замере. И потому совершенно нет цели слышать громче. Хотя важно учесть, что изменение костно-воздушного интервала порой даёт щелчки в ушах. И действительно может давать в моменте ощущение, что громче слышно. Но это не есть цель всей работы: на самом деле важно именно по замеру слышать более тихие звуки, что и отразится в повседневных слуховых возможностях.
Если подытожить, то нужно добыть где-то около часа нагрузки с помощью колонок (можно чуть больше, если будет в кайф), уделить внимание акцентам в сумме минут 3-5-7 в день. А ещё раз в дней 5 сделать домашний замер со слухом. Больше времени, усилий — не требуется. Это позволит плавно сменить вариант использования слуха именно в повседневной жизни. Что и позволит заполучить явный сдвиг по замерам, при условии методичной работы в ритме.
Пожелаем успехов в исправлении!