Одностороннее падение на (очень) высоких частота + гиперакузия с шумом. Рекомендации со слухом №83

Данный случай интересен тем, что действительно человек заметил нечто странное скорее на старте наличия проблем. Никакой явной тугоухости, лишь одно ухо чуточку хуже. Но есть полный набор от ощущения заложенности до легкого тиннитуса с гиперакузией, небольшие странности со слухом. И традиционно на замере у врача толком ничего не нашли, что могло бы приводить к таким проблемам. Слышимость до 14000-16000Гц пока в наличии. Посмотрим, что можно сделать.


Отмечу несколько важных моментов для данного случая:
1. Нужно понимать, что слух у человек бинауральный. Это не означает буквально стереозвук. Но действительно ужасно важно слышать двумя ушами одинаково хорошо;
2. Минус односторонних падений состоит в том, что лучшее ухо просто бездельничает. Мозг довольно быстро привыкает пользоваться двумя ушами по возможностям худшего уха. С другой стороны, в этом есть и плюс: исправлять полноценно нужно лишь одно ухо;
3. Традиционно во всем мире проверяет лишь т.н. «речевой диапазон», т.е. слышимость лишь средних частот. Хотя также остаются низкие и высокие частоты, до которых никому нет дела. Потому, очень часто кажется, что проблема —  вне слуха;
4. Любое падение приводит к тому, что та часть диапазона, где слышно плохо —  остаётся без нагрузки. Если это происходит хотя бы месяц и более, то оказывается, что любой громкий звук может быть неприятен, т.к. громкий звук превышает падение. И из-за этого становится некомфортно: впервые за месяц или порой полгода —  там есть нагрузка, что вовсе не радует;
5. Важно понимать, что диапазон нужно слышать целиком хорошо. Любое выпадение даже небольшой части —  ведет к тому, что слышно становится радикально хуже;
6. Нужно учитывать, что ощущение заложенности или некой изолированности от звуков, ощущение «простыни» или чего-то ещё, что мешает —  это просто результат невозможности услышать хорошо высокие частоты. И на самом деле, очень хорошо, что это ощущение ещё в наличии;
7. Нередко кажется, что есть некие отдельные высокие звуки. Но нет, даже просто надеть кофту или открыть дверь, пройтись по ступеням, дуновение ветра —  всё это звуки, где легко можно услышать нечто до 20000Гц;
8. Практически всегда стараются разделить тиннитус, гипераузкию и прочее от состояния слуха. И при этом никому нет дела, что слух методично падает. Пока все что-то ищут и пытаются —  слуховые возможности ухудшаются.
Собственно, цель —  услышать всё в норме и как следствие не будет остальных сложностей;
9. Нередко на старте ситуация остаётся очень подвижна. Очень часто пытаются отыскать нечто, что работает в моменте. Скажем, вечером послушал музыку —  а утром следующего дня слышно скверно: значит музыка вредит. Увы, такая логика невозможна. Нужно отслеживать тенденции хотя бы за несколько недель, делая методично замеры.



К сожалению, в наличии нет замера, полученного у врача, т.к. его просто не отдали. Вроде бы, врач зафиксировал небольшой костно-воздушный интервал слева, на высоких частотах. И вроде бы есть небольшая левосторонняя тугоухость (что сомнительно). С чем, как это обычно и бывает, врач-ЛОР отправил человека искать причины слуха вне слуха. (потом часто все сообщают, что из-за шума слух и упал, хотя совсем наоборот: из-за падения шумит).

Потому, мы посмотрим на 2 домашних замера. В данном случае этого действительно достаточно: увы, костную проводимость свыше 8000Гц толком никогда не проверяют. И потому, добыть что-то сильно точнее, посетив врача —  едва ли получится: ужасно редко делают подробные замеры где-то до 16000-20000Гц.




Есть небольшой сумбур в замерах: дело в том, что уши попутаны местами. Но точно знаем, что именно левое ухо хуже слышит, а правое стабильно. 

Нужно всё же остановится на особенности костно-воздушного интервала. Дело в том, что в такой ситуации почти всегда замеры у врача получаются заниженными из-за волнений. Быть может ещё и была применена маскировка (шум, в данном случае, в правое ухо при проверке). И почти всегда, если человек ощущает себя комфортно —  то слышит сильно лучше. Отсюда, кстати, и странности в плане заложенности слуха слева: то ярко слышно, то может даже быть ощущение повышения давления внутри уха. 

Отсюда не стоит удивляться тому, что мы видим идеально ровную линию до 6000Гц. Вроде бы, костная проводимость у врача была идеальна. И лишь воздушная чуть убежала. Но по замерам мы видим стабильность до 6000Гц: домашние замеры показывают именно воздушную проводимость. А вот свыше —  есть подвижность. Мы видим замеры за 2 дня. И правое ухо (красным цветом согласно стандарту) —  стабильно: отлично слышит до 14000Гц включительно. Вероятно правое ухо ещё лучше, т.к. нередко наушники далеко не супер воспроизводят звуки свыше 15000Гц.

Левое же ухо имеет явное падение до 40-45дБ до 12000Гц. Причем, как можно увидеть, разница между днями доходит до 5-10дБ, что немало. 

Важно понимать, что с одной стороны, слышать до 6000Гц —  это очень немало. Порядка 70-75% диапазона в полной норме. С другой стороны, особенно для высоких частот критично, чтобы падение не превышало норму в 20дБ. Ну, может 25-30дБ. И потому, в реальных делах, каждый день —  левое ухо слышит максимум до 7000Гц или менее. На практике, обычно мозг «отрезает» с запасом и используются звуки даже скорее до 4000-5000Гц.

Нужно учесть, что и правда, такое падение никак не отражается на возможностях социального плана. Да, чуть бесит и сбивает, ощущения странные, но на общение такое падение вовсе не влияет.

Очень ценно то, что левое ухо не взирая на падение аналогично слышит до 16000Гц: есть шанс довольно быстро поправить данную ситуацию.

Собственно такое падение даёт шум слева, мешает слышать всё бинаурально. И заодно неприятны громкие звуки, т.к. они вынуждают услышать до 10000Гц вместо привычных до 5000Гц. Важно понимать, что, скажем, глянуть нечто на ютубе в наушниках —  это хотя бы около 60дБ громкости. И вот уже есть шанс услышать двумя ушами до 12000Гц. И это не есть громкое прослушивание вовсе. Но ощущения будут нередко странными. 

Есть ещё момент. Нередко такие падения могут влиять на ощущения равновесия, работу вестибулярного аппарата. Но, в данной ситуации такой проблемы нет.


Итак, какие проблемы есть:
1. Ряд звуков неприятны, шум;
2. Падение слева на высоких частотах;
3. Вероятно уже есть странности в плане использования очень высоких частот двумя ушами, т.е. добыть нужно отличный бинауральный слух.


Что же делать?


В такой ситуации нужно однозначно учесть один момент: все сложности со слухом, шумом/тиннитусом, гиперакузия и прочие странности —  это есть следствие падения слуха. Нередко можно взять и просто проверить всё наглядно. Скажем, очевидно, что где-то до 7000Гц слышно звуки хорошо. И если взять и в музыке специально «отрезать» эквалайзером всё, что свыше 5000Гц —  то окажется, что звучит всё более плоско, глухо. Вроде бы все звуки на местах. Но, как-то не то. И именно это и ощущается в плане слуха.

Но очень важно учесть инерцию работу мозга. Как яркий пример —  это гиперакузия. Глядя на замер, становится ясно, что технически не услышать звуки свыше 6000Гц левым ухом в быту: слишком велико падение. И услышать громкие звуки на такой частоте —  это довольно редкое событие: их всё же не так и много. Отсюда получается, что можно плавно привыкнуть слышать более «узко»: не до 14000Гц, а всего до 5000-6000Гц. Причем, нет смысла слышать лучшим ухо до 12000Гц: оба используются мозгом примерно одинаково. И потому, когда внезапно слышно «шире», то становится дискомфортно. И нередко люди пытаются использовать даже беруши, будучи в громких ситуациях, или быть строго в тихих местах. Хотя, это строго ошибочно: получается, что проблемное место вовсе лишается нагрузки.


Как ещё яркий пример —  это общение по телефону. Стандартное общение на сегодня —  это все же звук скорее до 4000Гц и редко когда в телефонном звонке есть явно и более высокие звуки.  А значит, что оба уха могут слышать одинаково хорошо. Но, возникает ощущение, что левым ухом вроде как слышно хуже. Откуда оно? Ведь очевидно, что технически —  это ужасно странно и быть так не может. А весь вопрос в опыте. Мозг любит лентяйничать. И раз уж правое ухо слышит лучше, то значит им и привыкает пользоваться. Возникает привычка: услышать нечто —  то правым. А заодно им и несколько «шире» слышно. И далее эта уверенность и доходит до телефонного звонка, где разницы между ушами быть не может, кроме опыта. Потому, если взять за правило и недели 2-3 подряд сравнивать уши, говоря с кем-то привычно по телефону в течение дня, то окажется, что и правда слышно одинаково. Но для этого нужно немало раз не просто усомниться в ощущениях —  а всякий раз сознательно понимать, что происходит и как. Подчеркивать сознательно нужные моменты.


Как некое следствие такой ситуации —  необходимость добыть нагрузку на левое ухо. Тут как бы 2 в 1. С одной стороны, надо просто соблюдать баланс нагрузки, что крайне важно. С другой стороны, место, где есть падение слуха —  банально не нагружается. И получается, что если взять за правило минут 30-40 в день слушать только левым ухом несколько громче падения, то появится однозначный прогресс. Но, важно понимать, что нужно время. Хотя бы неделя-две, чтобы настал комфорт и дело чуть сдвинулось в позитивную сторону. И чем дальше —  тем лучше будет ситуация. В плане громкости —  важно превысить падение. Фактически хватит громкости около 60-65дБ и иногда послушать минут 7-10 около 80дБ. Стоит отметить, что около 60дБ —  это громкость обычного общения, а 80дБ -— уровень шума стиральной машины, пылесоса: всё это не есть каким-то образом вредно.


Отдельно стоит послушать музыку двумя ушами. Опять же, это шанс добыть нагрузку в стерео варианте. Превысив падение —  можно одинаково хорошо услышать. И этим добыть не просто хороший опыт слуха, но и сделать вновь привычным слышать весь диапазон двумя ушами. И потому очень важно не просто послушать —  а порой подмечать, что стало очень легко слышать детали звуков, явно яркий, объемный звук. И в какой-то момент окажется, что разница между ушами при таком прослушивании начинает стираться. Вначале случайно 2-3 минуты покажется, что слышно одинаково хорошо. Потом такие ситуации будут дольше и чаще.

Дабы подобрать громкость нужную для прослушивания —  можно воспользоваться генератором. Скажем, волнует частота в 8000Гц. Окажется, что пусть надо 5 делений телефона из 12, чтобы услышать уверенно левым ухом. Берем и добавляем хотя бы 2 деления, чтобы точно задействовать эту частоту в реальной записи. Тут есть 2 момента. Во-первых, генератор всегда громче реальной записи. Во-вторых, все реальные звуки —  это скорее динамический диапазон, т.е. имеют и громкие, и тихие детали. И потому важно не только едва превысить —  а порой и на 25дБ громче падения послушать: в таком случае и тихие детали записи будут слышны около 8000Гц или какой-то другой частоты. В сумме двумя ушами стоит послушать музыку где-то минут 30-40 в день.


Работа со слухом не подразумевает того, что надо всюду ходить чуть ли не с прибором, измерять громкость. Предположим, мимо проехала машина. И её слышно было громко. Пусть ещё и мокрая дорога: яркий звуки! И он точно слышен и левым ухом до 10000Гц, т.к. громко. Или пусть высушить голову феном. А может просто помыть в душе: шум воды довольно громкий + отличное отражение звуков в небольшой ванне (часто ещё и в плитке всё). Скажем, потереть лоб рукой —  вполне хороший высокий звук, но будет явно тихий. Или же провести пальцем по столу —  вроде бы тоже идеальный звук, но не может на старте выиграть на фоне застегивания молнии на куртке или сумке, портфеле, т.к. очень тихий. Также нужно учесть, что обычно вредными считаются звуки ближе от примерно 90дБ и выше, которые довольно трудно добыть среднему человеку просто так, не используя некий специальные инструменты.


Есть одно явное задание для работы со слухом: делать слуховые акценты. По сути, это задание —  имитировать здоровый слух. Для этого важно понять, что на сегодня получается услышать. Какая есть реальная граница возможностей слуха. И задача состоит в том, чтобы около 20-30 раз в день задействовать слух поближе к границе. Фактически, слух должен всякий раз адаптироваться к тому, что происходит. А задача акцентов —  это как бы сознательно «пнуть» мозг к тому, что может получится услышать. Причем не 20 минут подряд напряженно вслушиваться, а вопрос лишь в мгновении: внимание буквально на 1-2с обратить внимание и тут же продолжить заниматься привычными будничными делами.

На самом деле, все нужные звуки уже есть. Какие-то дела, просто дома умыться или погладить футболку, подвинуть чашку или же просто повесить куртку, отрезать яблоко. Всякий раз уже все нужное есть: нет нужды создавать звуки. Вопрос лишь в том, что нужно обратить внимание. В случае данного падения стоит начать с того, как что-то слышно, личные эмоции по поводу. Также крайне интересны нюансы акустики помещения, как распространяются звуки. Крайне полезными будут попытки услышать как нечто вблизи, как и в виде контраста —  что-то далекое. Попутно будут интересны любые детали, особенно, если они кажутся прикольными или лично забавными.

Всякий раз задача на мгновение заметить и тут же продолжить делать привычные дела. Пусть нужно надеть носки, затем открыть дверь, услышать поток машин слева. Да-да, это будет очень выгодно —  замечать скорее звуки слева: большую часть акцентов лучше делать на левое ухо или же на отличную слышимость двумя ушами. А также порой подчеркивать, что слышно какие-то звуки двумя ушами настолько хорошо, что толком не слышно разницы.


Нужно учесть, что нередко кажется что далекие звуки слышны тоже неважно. Тут нужно учесть, что есть закон распространения звуков в пространстве. И потому, чем больше расстояние —  тем хуже слышны высокие звуки. Звук за 50-100м —  зачастую слышен лишь строго до 1000Гц, чем многие несознательно пользуются: слышно, что звук «не тут». Соответственно, если звук создаёт сам человек или до 1-2м нечто происходит —  то слышно отлично до 20000Гц. Также слышимости высоких частот помогают стены, которые отражают звуки, а также дома, асфальт в городах и подобное. Но, тем не менее, большинство интересных звуков для исправления —  будут скорее до 2-5м или как контраст близко и далеко. Важно понимать, что звуки свыше 10 метров практическим всегда с таким падением слышно не хуже, чем здоровому человеку. Хотя может казаться обратное.


Также важно учесть, что любой звук —  это всегда сумма мелких деталей. Или можно назвать это гармониками, обертонами. Для мозга критически важно услышать всё целиком. Проще всего посчитать музыкальные гармоники (аналогичное правило будет хоть для стука каблуков в плане слышимости). Для разнообразия возьмем ноту ми, 660Гц. Она может быть сыграна на гитаре, скрипке и не только. 660Гц —  это и будет первая гармоника. Вторая — умножать на 2 —  1200Гц. Десятая будет равняться 6600Гц. А нужно услышать хотя бы 15 гармоник (15я — это 660*15). Отсюда получается, что дабы услышать этот звук полноценно —  минимум надо слышать до 10000Гц. И именно по разнице гармоник (или, вернее с точки зрения музыки, обертонов) мы и определяем, что звук извлечен не на гитаре —  а на фортепиано. Хотя формально нота может быть точно такой же —  детали разные. Это же относится и к любым другим звукам. Даже речь, записанная на хороший микрофон —  легко показывает наличие звуков до 10000Гц и выше даже для мужских голосов.

 
Есть ещё момент. Чем выше частота звука —  тем её должно быть легче слышно, без напряжения. Можно провести аналогию с колонками: низкочастотный динамик гигантских размеров, большой массы, а вот твиттер (высокочастотный) —  очень-очень легкий, небольшого размера. Это просто есть особенность высоких частот: их нужно слышать легко, без всякого напряжения. Можно даже сказать, что без некого психического напряжения. Дело в том, что низкие частоты могут ощущаться телом, а вот высокие —  точно нет. Отсюда и ощущение, что когда легко слышно, вот без напряжения —  то и с высокими частотами ситуация становится лучше. И как общее направление —  это строго верная идея: легко услышать, без каких-то усилий какие-то детали, нюансы —  это отличный вариант акцента.


Несколько выше уже упоминалось о том, что чем меньше расстояние —  тем «шире» слышно, до 20000Гц. И отсюда появляется момент, что когда звук «тут» —  он слышен в том числе около 8000-16000Гц. Очень часто есть некие идеи психологические или духовные про «здесь и сейчас». Но их стоит оставить в стороне, пока не слышно отлично до 14000Гц или чуть выше. Дело в том, что очень важно привычно слышать хорошо в этом диапазоне. Тогда человек не теряется в пространстве, т.к. четко слышна разница где-что звучит. Например, можно слышать речь за дверью и потом войти — будет заметная разница по охвату диапазона, т.к. высокие и средние звуки плохо проходят через стены или даже окна, любые преграды.

Тут стоит добавить ещё пример. Скажем, пусть упало что-то на кухне. Своей кухне. И любой человек понимает куда упало и закатилось. И легко находит нечто. Если же быть в незнакомом месте, новом для себя —  то эта задача будет толком невыполнима. Это же касается и нюансов акустики помещений. На самом деле, слух не позволяет так хорошо понять откуда идёт звук или насколько точно нечто произошло: скажем, кажется, что тарелку подвинули ровно на 4мм. Это всегда вопрос опыта в целом, работы и других органов чувств. Но вот само ощущение, что точно понятно откуда звук, какой, как он движется —  это правильно. Просто надо учесть, что если помещение незнакомо или пусть есть некая часть города, где интересно отражаются звуки от построек —  то должны быть ошибки. Даже если собраться друзьями человек 10 в комнате —  не очевидно кто и откуда говорит, пока не появится минимальный опыт нахождения в новом для себя помещении. А с другой стороны, вот так отследить —  ужасно полезно в данной ситуации: кто говорит, откуда и как. Не в плане супер слежки, а аналогично на мгновение заметить.


Стоит учитывать, что фактически, если человеку нечто не слышно —  то это отражается на поведении, на самом характере действий каждый день. Вот есть примерно 16 часов бодрствования. И общая задача —  это сдвинуть буквально 1-2% действий может где-то на условный миллиметр-два. Причем, не сделать на максимум, а скорее попытаться направить себя раз 30 в день в виде акцентов, наблюдений. Как следствие, получается обычно сдвинуть ситуацию примерно на +5дБ за недели 3 работы. В данной ситуации очевидно есть свежее падение. Да и нередко высокие частоты исправляются несколько быстрее. Но очень важно учесть, что по началу слух будет очень нестабилен, подвижен. Но, тем не менее, каждое улучшение в +5дБ —  это приятно. И нужно обязательно подчеркивать улучшения, стараться ими воспользоваться. Скажем, если предположить, что на 8000Гц получится добыть +10дБ через недели 3, то это даст возможности в быту слышать «шире». И нужно стараться и заметить что поменялось в быту, и сознательно напоминать себе, что ситуация стала лучше.

Особенность исправления слуха состоит в том, что конечная цель —  это просто нормальный слух. Потому, всякий раз получается как бы сделать на одну проблемку, нюанс меньше, чем было ранее. Заметить ещё ошибки —  и попробовать их не делать. Не слышать сразу отлично. Не понять как надо слышать. А подметить нечто странное —  и более этого не делать. Или же есть странное использование слуха —  а вместо этого попытаться услышать то, что вокруг происходит. Ведь звуки —  это просто часть реальности, к которой человек неустанно вынужден адаптироваться. Всегда что-то слышно.


По пути очень важно делать замеры. Оптимально их делать примерно раз в 5-6 дней. Также, всё же стоит учесть, что прослушивание музыки будет полезно и с помощью колонок, т.к. есть повышенный костно-воздушный интервал. Но, всё-таки, если есть разница между костной и воздушной проводимостью есть лишь на высоких частотах —  то любые наушники в целом смогут помочь в этом вопросе. Хотя, важно постараться подобрать такую музыку, чтобы в ней была нагрузка около 15-16кГц и выше.  

Всего на слух нужно потратить активной работы до 10-15 минут в день максимум. Больше внимания даже к волнениям – уделять не стоит. Потому, нужно стараться лишний раз не волноваться по поводу. Это не значит игнорировать проблему, просто когда все фоном волнуются про шум, про слышимость, оказывается, что в этот момент реальные звуки игнорируются: легко и час в день волнений, а значит минус час внимания к звукам, минус тот же час работы ушей, слуха, что входит в привычку. Потому – 10-15 минут для активной работы. И послушать именно музыку скорее фоном, попутно к делам.

Пожелаем успехов в исправлении!



Один ответ на “Одностороннее падение на (очень) высоких частота + гиперакузия с шумом. Рекомендации со слухом №83”

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *