Не секрет, что на сегодня воспроизвести хорошо низкие частоты могут лишь специализированные динамики. Нет технической возможности создать один небольшой, но хороший универсальный динамик. Но, посмотрим на эту проблему с точки зрения слуха человека. Восприятия звуков.
Например, кто-то поставит в машину сабвуфер. И первое, что можно услышать: звук стал «плотнее». Казалось бы, что это значит? На практике, вопрос состоит в том, что в музыке надо услышать все частоты. Без всякого исключения так, как записано. И потому, если раньше не было басов или не было высоких частот — а теперь они появились — то звук действительно более плотный.
Но, нередко есть ощущение, что сабвуфер — делает всё громче. На самом деле, сказать трудно, что кажется более явным: то ли возросшая громкость звука, то ли ощущение вибрации от колонки телом или даже ушами от добротных наушников.
Попробуем разобраться с громкостью. Дело в том, что человек оценивает громкость как таковую — скорее по слышимости середины диапазона, т.е. примерно по уровню 1500Гц. Ощущение складывается из того, что вот всё хорошо звучит — а вот общее восприятие — по середине диапазона. Но басы — это скорее до 150-200Гц. Почему же кажется звук громче? Ведь у слуха толком нет параметра громкости как такового: скорее сравнение, что, скажем, пусть музыка громче речи и звук не даёт говорить.
Дело в том, что слух человека имеет разную чувствительность. Одинаковое звуковое давление в виде синусоиды на 100Гц и 1000Гц — будет всегда давать одинаковый результат: 1000Гц будет казаться громче. Или 10000Гц будет тише, чем 2000Гц, хотя технически громкость будет строго идентична.
Собственно, если учесть порог слышимости человека — это становится крайне очевидным моментом. И есть даже специальные кривые Флетчера-Менсона, которые подскажут, что для одинакового восприятия громкости — нужно заметно приподнять не только низкие частоты, но и часть средних частот, а также край высоких частот. Дабы субъективно уровнять громкость.
И вот есть аудиосистема или наушники, к которым мы возьмём и добавим правильно бас. Бас должен быть сам по себе громким, громче средних частот. А раз есть столь серьёзная громкость и мощность баса, то заодно он будет создавать вибрации, которые ощущаются не только слухом, но и кожей, мышцами. А ещё это даст возможность услышать весь диапазон целиком. И как следствие цельности восприятия — будет казаться, что всё громче. Всюду будут звуки.
Ведь как часто бывает, отчего-то почти каждый считает, что низкочастотная колонка не нужна. Но! Это просто часть аудиосистемы. Некая необходимость на сегодня создать звуки низкой частоты. Быть может, пройдет лет 50 и придумают новые способ добыть звуки. Качественно и хорошо. Но на сегодня, нужен специальный динамик. И когда и он есть, когда реально слышно во всем диапазоне — будет казаться, что громкость выше. Не по причине того, что потратим больше электроэнергии на работу большого динамика. Вопрос — в нагрузке на слух.
Конечно же, есть и чисто технические моменты. Скажем, если есть возможность хорошо сыграть бас, то это облегчает работу других динамиков, которые пытались это сделать, но у них не получалось. Также нередко таким подходом можно получить в целом чище, детальнее звук. А мозг с радостью будет считать, на самом деле, динамический диапазон. Как яркий пример, мозг человека просчитывает эхо/реверберацию с падением громкости до 60дБ! Потому, добыв выше качество звука — тоже можно заполучить удивительные ощущения.
Но, стоит повториться, что банальная громкость как таковая будет скорее ощущаться по средним частотам. А при слухе выше нормы у человек — скорее ближе к границе между средними и высоким частотами. Впрочем, для организма нет столь явного параметра, как громкость при обработке звука слуховыми полями мозга. Просто всюду каждого окружают регуляторы громкости. И возникает оттого так много вопросов.