Рекомендация со слухом №76. Падение ближе к 20000Гц, шум, гиперакузия

Проблема со слухом в данной истории началась совсем недавно после довольно затяжного отита, который успешно лечили. Довольно традиционно сообщили о тубоотите. Формально слух находятся в границах нормы. Но по факту шум мешает жить, также очень неприятны некоторые звуки. Посмотрим, что можно с этим сделать.

Вначале отмечу несколько важных моментов для данного случая:
1. Нужно учесть, что почти каждый человек уверен, что есть некий день Х, когда и стало всё плохо. А в данном случае —  и вовсе отит. Но на практике, обычно все яркие события —  скорее проявляют проблему, которая есть в наличии довольно давно;
2. На сегодня традиционно оценивают слух лишь по состоянию до 4000Гц. Потому, практически всегда стараются уверить, что слух в норме. Даже при очевидных странностях аудиометрии;
3. Важно понимать, что традиционное лечение слуха —  не подразумевает улучшения. В перспективе, если слух вне нормы —  рано или поздно он будет хуже. Порой и через полгода есть заметный спад, порой лет за 10; 
4. Важный момент про болезнь —  это то, что при воспалении —  хуже слышны высокие частоты. И потому, получается, что у человека появляется специфический опыт в течение нескольких недель не задействовать, не слышать такие частоты;
5. Слуховой диапазон —  это не отдельные какие-то части или звуки. На самом деле, любой звук —  это, как бы, сумма частот и громкостей, т.е. звуки будут всюду до 20000Гц. И очень важно слышать целиком хорошо;
6. Причина гиперакузии, неприятных звуков —  это в первую очередь падение на высоких частотах. Что легко отследить: если слушать низкий звук или даже мужской голос, то проблем нет, уже женский голос (раза в 2 выше по частоте) — будут нюансы; 
7. В плане шума/тиннитуса —  очень критично сознательно подойти к вопросу. Нередко оказывается, что час-два в день человек как минимум фоном замечает этот шум, поглощен им. И всё это время —  не обращает внимания на реально слышимые звуки. Данный шум не записать на диктофон. И потому именно уши его не слышат. И значит, появляется странный опыт не задействовать уши, реальные звуки;
8. Конечно же, кажется, что лишь шум и прочие сложности —  мешают жить. Но надо обратить внимание и на слышимость. Ведь слышно становится меньше/хуже.



В наличии есть один замер у врача до 8000Гц, а также домашняя проверка до 20000Гц. Рассмотрим что есть на аудиограмме, полученной у врача.



В норме все точки должны быть на 10дБ — костной проводимости, 15дБ —  воздушной.  Начнём с правого уха. Костная проводимость в норме. И, увы, свыше 10дБ просто никто не проверял. Вполне вероятно, что слышно было бы и сильно выше. Но и правда часто просто не проверяют, хотя могут быть точки и выше 0дБ. Воздушная же проводимость —  чуть подводит. На 125Гц есть точка в 25дБ, что выходит за грань нормы. И чаще всего такая ситуация —  есть следствие дискомфорта от шума, от текущего состояния слуха. Потому, говорить о падении на низких частотах не приходится. Но всё равно —  выход за границу нормы —  есть.  В остальном все точки на 15дБ, кроме точки в 10дБ на 4кГц и 20дБ на 8кГц. В общем-то, что мы далее и увидим, падение идет на частотах свыше 8000Гц. И вот слегка видно, что нечто не так.

Надо понимать, что для любого человека — самая чувствительная часть слышимого диапазона —  это от 1-2кГц и до 8000Гц. Особенно важно при слухе несколько выше нормы (вероятно, это данный случай) —  отлично слышать от 2кГц до 8кГц. И потому мы видим справа точку по воздушной проводимость на 4000Гц в виде 10дБ. Но тут же есть спад на 20дБ на 8000Гц. Всё это —  пока в рамках нормы. Но фактически есть падение.

Левое ухо. Там ситуация приятнее на низких частотах. Но уже есть 2 точки, где воздушная проводимость 20дБ, а костная —  10дБ. Вот эта разница зовется костно-воздушным интервалом. И он хоть и в границах нормы —  но чуть повышен. Обычная разница не должна превышать 5дБ. И такая ситуация нередко может давать как щелчки, так и движение ощущения громкости. Также заметно, что масса точек идут на 10дБ по двум видам проводимости. И вот этот момент показывает, что вероятно слух сильно выше нормы, просто детально это не проверили у врача.


Я попросил сделать замер дома до 20000Гц. В этот раз будет перемена в рекомендациях, воспользуемся тестом слуха как аудиометрия (получение аудиограммы до 20000Гц), вместо традиционных замеров по генератору. В случае домашней проверки —  есть свои нюансы. В первую очередь не всегда получается хорошо проверить именно 18-20кГц. Также проверяется лишь воздушная проводимость. Но, тем интереснее.

Мы видим, что замер до 8000Гц совпадает: некоторые сложности на низких, причем справа сильнее (там и шумит сильнее), а также небольшие нюансы до 8000Гц. А вот далее —  падение резко нарастает. Уже на 12000Гц падение становится довольно заметным и свыше точно в быту не слышно. На 16000Гц —  худшая точка графика. И фактически мы видим, что есть провал около 14-16кГц. Такая история и правда бывает часто: выпадает около 15000Гц —  и хоть и слышно под 20кГц, но слух плавно падает.

Тут стоит вновь учесть момент, что никогда нет проблем дома измерять до 16000Гц. И даже если мы усомнимся в данных от 160000Гц до 20000Гц —  тут есть достаточно работы. Важно заметить, что до 6000Гц включительно слышно отлично, а потом начинаются нюансы. Но для мозга очень важно слышать отлично. И потому в такой ситуации, хоть формально в быту может быть слышно до 10000Гц где-то, скорее реальное использование не превышает 5000-7000Гц.

Аналогично видна и причина гиперакуии —  в падении слуха. Как только любой звук будет достаточно громким и высоким —  он попадает в проблемный диапазон, что и вызывает неприятные ощущения.

Но очень важно учитывать, что слух человека —  бинауральный. И нужно обязательно двумя ушами отлично слышать все высокие частоты, одинаково хорошо. Хоть текущего состояния слуха социально не просто хватает —  а в избытке. Но теряется очень большая часть слуховых возможностей. Если посчитать, то диапазон от 8000гц до 20000Гц —  это где-то около 15% слышимого диапазона. Но, теряется и целостность восприятия звуков, и не слышно ряд высокочастотных деталей, и нюансы с бинауральным слухом.


Может показаться, что едва ли есть проблемы, исходя из замеров. Но в этом и проявляется разница между людьми. Тем более хорошо исправлять падения на старте. Нередко такое падение может через полгода уже сильно ярче себя проявлять на традиционном замере всего до 8000Гц

Итак, что не так:
1. Есть очевидное падение на высоких частотах; 
2. Привыкнуть слышать больше, используя как просто очень высокие частоты, так и весь диапазон целиком
3. Учесть наличие тиннитуса и гиперакузии в моменте


.

Что же нужно делать?

Начать нужно с одного важного момента: гармоники/обертона. Скажем, любой человек слышит разницу в звучании, если сыграть одну и ту же ноту на гитаре и на фортепиано. Но разница в окраске звука —  зовется обертонами в музыке. Но обычно скорее используют слово «гармоники». Фактически это означает, что любой звук, даже если поставить чашку на стол —  это масса звуков, которые мозг суммирует и получается один детальный звук. Грубо говоря, гармоники —  это детали звука.

В первую очередь интересны музыкальные гармоники. Скажем, покупая любые наушники —  можно увидеть такой параметр как : коэффициент гармонических искажений. В первую очередь он подразумевает то, что надо слышать некий минимум гармоник действительно хорошо. Если их не слышно —  то любой человек тут же сообщит, что динамик плохой, наушники или акустическая система откровенно неважные.

Бывают разные гармоники и их расчёт. Но именно для мозга важны —  в первую очередь музыкальные. Их просчитать легко. Предположим в этот раз, что возьмем скрипку и самую тонкую струну —  660Гц, нота ми. Для человека важно слышать хотя бы 15 гармоник, где первая гармоника —  это и есть 660Гц, вторая —  умножить на 2, 1320Гц, третья —  на 3. Отсюда получается, что вот уже 6600Гц —  десятая гармоника. И мы дойдем до 10000Гц на 15й гармонике. Хотя можно слышать их и 16-17: именно минимально нужно 15.

Надо понимать, что вообще вся музыка, техника —  созданы, чтобы мозгу было «прикольно». И отсюда получается, что не столь высокий звук в 660Гц —  вынуждает нас слышать до 11-12кГц. Потому, скажем, если есть речь и в ней шипящие звуки, их основной тон —  около 3-4кГц. И вот уже даже речь надо слышать до 20000Гц. 

Отсюда становится ясны проблемы. Получается, что на сегодня не выходит услышать хорошо толком свыше 8000Гц. И складывается специфический опыт. Из-за падения в 90% ситуаций в быту —  не слышно свыше 6-8кГц. И мозг плавно привыкает довольно узко и примитивно слышать звуки(без гармоник). Когда есть ситуация громкая —  кажется, что звук неприятен. Вернее, это вполне реальное ощущение.



Очень важно понимать, что смысл падения слуха в том, что пропадает нагрузка, которая бы просто была в быту. Скажем, отрезать кусочек яблока —  это звук до 20000Гц легко. Но из-за падения, этого не слышно. А если и слышно —  внимание редко уходит свыше 5000-7000Гц.

Причина же шума состоит в том, что мозг хочет одинаково хорошо услышать все звуки во всем диапазоне, но этого не получается. К этому остаётся добавить лишь один очевидный закон распространения звуков в пространстве: чем больше расстояние —  тем хуже слышны высокие частоты. Это означает, что звук в 30-70м от человека —  слышен максимум до 1000-2000Гц. А вот нечто впритык — слышно до 20000Гц. И потому при таком падении интересны именно очень близкие звуки. Именно их слышно не так, как здоровому.

Нужно учесть, что падение на любой части диапазона —  это не слышать тише. Это означает, что человек не слышит звуков тише, чем некая граница. И, например, слушая музыку на 75дБ (где-то аналогичная громкость работы бытового пылесоса, стиральной машины) можно услышать уже так, как и слышит здоровый человек. И в этом и проявляется смысл музыки: она звучит гармонично + даёт нагрузку во всем диапазоне, даже там, где есть падение с отличным качеством. Вопрос всегда в том, чтобы превысить падение слуха.

Нередко бывает так, что слушая музыку —  становится дискомфортно. Опять же, музыка нагружает там, где давно не слышно. Потому, необходимо плавно начать прослушивание. И за пару недель прийти к тому, чтобы в сумме был час слуховой нагрузки в день суммой. Повторюсь, но плюс музыки в том, что она нагружает весь слышимый диапазон гармонично, без потери качества. Вот мы видим, что худшая точка замера 70дБ. И надо слушать чуточку громче — и вот нагрузка уже есть до 20000Гц. Хотя, на практике можно слушать всего и на 60дБ, что уже будет нагружать до 14000Гц, вместо того, что в быту слышно всего до 8000гц.

Обычно условно вредная громкость — это от 87-90дБ и выше. Для данного исправления такая громкость вовсе не нужна. Потому, переживать точно не о чем. Хотя, минут 5 в день стоит послушать и на максимуме телефона в наушниках: обычно это и будет около 85дБ всего. Больше — нет смысла, можно на пару делений ниже. Или аналогично в машине, дома, если есть колонки.


Всякий раз будут нюансы. Как можно заметить, есть масса параметров состояния слуха, частей диапазона. И в моменте понять, точно ощутить что-либо — очень сложно. Потому так важно делать замеры слуха раз в 5-6 дней. Обычный ритм при именно падении свыше 6000-8000Гц —  это где-то +10дБ за каждые недели 3 можно заполучить. Потому, вначале нужно получить явный сдвиг —  и только затем будет проще с шумом, неприятностью звуков. И чем ближе к норме —  тем радикально приятнее слышно будет: всё дело в том, что слух оценивается в децибелах, что есть логарифмическая зависимость, потому каждые следующие +5дБ —  будут всегда полезнее даже +15дБ предыдущих.


Отдельно стоит замечать разницу состояний слуха. Это и правда — очень важный момент. Просто фиксировать, ощущать перемены. Так вообще работают все органы чувств человека: замечают разницу, буквально за мгновение.

Если подойти к слуху с точки зрения мозга, то падение слуха —  это невозможность адаптации слуха. Скажем, если провести аудиометрию в ресторане, то у всех будет 1-2 степень тугоухости, т.к. уши будут адаптироваться к шуму вокруг. И именно поэтому её проводят в тихом кабинете. Отсюда получается, что падение слуха —  это просто невозможность адаптироваться к тихому звуку на высоких частотах. Что и нужно постараться исправить.

Активная фаза исправления —  это попытка услышать больше, под границу слышимости. Обычно это удобно обозначить слуховыми акцентами. Скажем, как можно увидеть интересную собачку на улице, забавную рекламу и примечательный автомобиль, точно также люди замечают звуки. Иногда звук запоминается, но чаще —  нет. Но интересно то, что в норме и так есть интерес. Пусть даже мерзкий голос рядом кого-то в магазине —  это забавно. Хоть это и забывается через минуту в большинстве случаев.

Вообще, все действия человека — они со звуками. Не важно , нужно ли их использовать сознательно. Но всегда, хоть надеть носки —  это масса звуков. Может нанести крем на руки — масса звуков, завязать шнурки. Причем, всякий раз есть уйма деталей.

Задача в виде слуховых акцентов —  это сделать имитацию здорового слуха. Фактически нужно около 20-25 раз в день заметить нужные звуки буквально на мгновение. В силу наличия падения на высоких частотах, будет интересны любые детали звуков, акустика помещений, стереоэффект, точность звука. Скажем, можно подвинуть тарелку на 2,5см. И это вполне слышно и на слух.

Акценты —  это всегда нечто быстрое. Не долго следить или чудовищно напрягаться. А просто попробовать услышать больше там, где уже слышно. Не надо создавать звуки или слышать то, что не слышно. Нет задачи услышать звук на 14000Гц на уровне 20дБ. Вопрос в том, что обычно внимание не доходит до границы слышимости. Вероятнее всего, в быту получается использовать звуки до 5000-7000Гц. А мы, зная, что слышно даже до 11000Гц — стараемся услышать под предел, под границу возможностей. 

Важно заметить, что обычно тренировка идёт в обратную сторону. И, как яркий пример —  внимание к шуму. Шум —  он реально не слышен ушами. Дело не в том, что его нет. А в том, что если бы было слышно ушам —  то и микрофон бы записал. Но мы знаем, что этого нет. И получается, что человек может часами в день «слышать» шум, но фактически не задействовать уши для этого. Безусловно, во время, пусть ангины или когда голова болит, человек может и должен слышать шум в ушах. Но в 98-99% времени должны быть слышны звуки «снаружи». И потому важно сокращать по возможности внимание к шуму. Не уговаривать себя, что его нет. Или думать, условно, позитивно. А стараться сдвинуть ситуацию со слухом.

Скажем, пусть шумит сильно. То можно открыть окно. И тогда в комнате будете выше громкость, надо будет слух адаптировать не к тихой ситуации — а к более громкой. И вот уже неравномерность диапазона не так сильно влияет. И как следствие часто меньше шумит. Или оставить музыку фоном.


В целом, во всем исправлении никогда нельзя полагаться на ощущения. Скажем, ожидаемо, что первое время музыка будет бесить, т.к. слушая музыку —  будет нагрузка около 8-15кГц, что ожидаемо неприятно. Но, если следовать ощущениям —  нагрузки в этом месте вовсе не будет. А без нагрузки —  любой орган умирает.

Потому, очень важно подойти к вопросу сознательно. Нужно методично, именно в ритме стараться делать акценты. Подмечая детали звуков. И понимая, что порой и должно быть чуть дискомфортно. Или, скажем, шум. Нужно постараться отвлечься. Пусть сегодня внимание к шуму —  в сумме час в день. И отвлекаясь —  будет 50 минут: почти то же самое. Но, если уже всего 50 минут —  то уже есть шанс порой перейти на 35-40 минут в день, а затем и ниже. В норме, внимание к слуху не должно превышать 10-15 минут в день. И вообще, слышать нужно стараться легко, без напряжения. 


В целом, хорошим вариантом будет запись наблюдений, пусть даже просто для себя. Можно будет легко понять, глядя на них, какая часть диапазона действительно задействуется. Ведь задача —  делать акценты именно на тех звуках, где должно чуточку не получаться. И можно будет отследить динамику изменений в плане задействования слуха в быту. А замеры раз в 5-6 дней — тоже нужны для фиксирования объективности изменений.


Ещё один из не очевидных моментов —  подвижность слуха. Слух всегда несколько меняется. Потому, всегда есть худшее состояние слуха, а есть лучшее. Причем, порой кажется, что всё чудесно —  а по замерам не очень: так что доверять на 100% своим ощущениям не стоит, как и пренебрегать ими. И цель работы —  подтянуть и худшее, и лучшее состояния слуха. А затем дельта, разница состояний — тоже уменьшится.

Нередко кажется, что звуки свыше 8000Гц толком и не нужны. Это и правда так кажется на первый взгляд. Но, отношения к делу не имеет. Например, звуки до 9кГц до 16кГц —  как раз текущее падение —  дают ощущение звукового присутствия. И если этого не слышно — человек несколько теряется в пространстве. Фактически, если и просто звуки около этих частот, и заодно ощущение присутствия звукового, которое нужно слышать. И потому есть интересный вариант слуховых акцентов, когда есть звук «тут» и где-то «там», за окном, вдалеке. Вот эта разница —  будет по охвату диапазона: далекий звук всегда слышно более «узко», чем близкий. И потому, текущее падение в первую очередь искажает звуки те, что слышны близко. 

 
В остальном нужно нацелиться хотя бы на 3-4 недели работы в ритме, чтобы добыть явные перемены по замерам. Но, нечто стабильное — обычно настигает уже через 1,5-2 месяца работы. И цель — где-то до 16000Гц слышать толком без падения. В силу того, что падение свежее, есть шанс, что получится исправить действительно довольно быстро. Частоты от 8000Гц и выше — часто довольно быстро получается исправить. Но крайне важен методичной подход. Всего до минут 10 активной работы со слухом в день + фоном послушать музыку. Это позволяет буквально на 1-2мм сдвигать состояние слуха каждый день, что и даёт отличный результат за хотя месяц-два работы.

Пожелаем успехов в исправлении!

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.

Scroll Up