Ко мне обратились с давним падением слуха. Особенность текущего случая состоит в том, что хоть слуховые аппараты и используются, но качество звука в них абсолютно не устраивает. Мало того, есть ряд нюансов, т.к. падение слуха смешанного типа. Да и на самом деле, можно жить и без слуховых аппаратов, но разбор речи желает лучшего. И ситуация как бы на границе. Посмотрим, что можно сделать.
Отмечу несколько важных моментов для данной ситуации:
1. Важно учесть, что слуховые аппараты дают лишь воздушную проводимость. Что всегда невыгодно при смешанных падениях слуха;
2. Действительно хорошо слышно только без падения. Потому и правда, когда падение не столь велико – гораздо приятнее слушать музыку, да даже общаться, если позволяет ситуация – без слуховых аппаратов;
3. Особенностью смешанных падений слуха является повышенный костно-воздушный интервал (КВИ). Именно он даёт нестабильность слуха, подвижность. И даже не взирая на большую громкость СА и не только – всё равно слышно часто неважно;
4. При подобных падениях крайне полезно использовать колонки, слушая строго без СА. Особенностью колонок является то, что они дают вместе и костную, и воздушную проводимость. Тем самым позволяя имитировать правильный костно-воздушный интервал;
5. Действительно, при большем падении – зачастую люди уже вынуждены носить СА. А когда ситуация на грани, то очевидно заметно, что СА всегда искажают звук. Принцип простой: невозможно взять и повысить громкость любого звука (такова природа всех звуков);
6. Очень важно учесть, что если взять и добыть +10дБ — то вероятно нужна перенастройка СА. И категорически не стоит резко отказываться от ношения слуховых аппаратов. Важно чувствовать себя комфортно, т.к. такой тип падения очень зависит от психологического состояния (когда есть КВИ);
7. Нужно понимать, что нет цели именно слышать речь хорошо. Необходимо исправить слух во всем диапазоне;
8. Практически всегда в таких случаях замеры сильно занижены или искажены, т.к. проводятся несколько некорректно;
9. Причина шума/тиннитуса – это падение слуха. И по мере исправления шум может появиться или стать сильнее. Но полностью пройдет по мере приближения к ровной линии на замере.
В наличии есть несколько замеров. Но, мы детально посмотрим свежий до 8000Гц, полученный у врача + глянем на домашний до 20000Гц. А также несколько посмотрим как и что было 2-5 лет назад.
Данный замер выполнен в конце июля 2020. Но, есть сразу же нюансы. Дело в том, что указана маскировка для костной проводимости. На самом деле, это очень странно, т.к. лишено всякого смысла. Костная проводимость – это есть вибрация. И её нельзя перепутать каким ухом слышно. Мало того, уши очень похожи. И потому найти какой-то смысл в маскировке не удается. Мало того, она как обычно не указана: параметры её, громкость. Потому, стоит предположить, что костная проводимость минимум на 5дБ выше, а то и на 10дБ. Дело в том, что обычно человек приходит в СА. И снимает их перед проверкой. А при ношении СА организм как-то пытается сократить костно-воздушный интервал. И потому в моменте даже из-за этого костная проводимость занижена. Увы, этому обычно никто не придаёт значения.
Правое ухо. Видим костную проводимость около 45дБ всюду. Падение почти ровное — это типичная черта наличия слухового аппарата, искусственная ровность. Если, скажем, послушать музыку вечером, поспать и с утра комфортно доехать без СА до места проведения аудиометрии – вид графика был бы другим для костной проводимости. Но, смотрим на воздушную – просто всё где-то на 5-10дБ хуже.
Левое ухо. Там костная проводимость чуточку лучше: ближе к 40дБ. Воздушная же — скорее 55-60дБ. И тут костно-воздушный интервал больше.
Фактически мы видим 2ю степень тугоухости. И вроде бы всё логично, что не случайно есть слуховые аппараты. Но как раз яркий момент, что этот замер не сходится с наблюдениями. Человек утверждает, что хоть опыт плохого слуха и ношения СА большой, много лет, но без СА – слышно речь, пусть и не идеально. А значит, в такой ситуации, падение не должно превышать 40-45дБ. Собственно, мы скоро поймем почему, глядя на другие замеры.
Домашний замер до 20000Гц. Тут стоит заметить, что, безусловно, дома скорее отслеживается динамика. Тем более, что у всех очень разное оборудование. Но вот опыт показывает, что уж очень часто замеры совпадают с замерами у врача.
Надо уточнить, что слух без падения – это до 20дБ. И тут мы видим, что и левое, и правое уши в речевом диапазоне слышат с небольшим падением. И вот как раз совпадает с описанием: слышно не столь уверенно речь. Да, правое ухо хуже, явно падение ближе к 10кГц – а далее толком не слышно. Левое – до 14000Гц. Учитывая, что все СА дают звук максимум до 8000Гц – очень хорошая ситуация.
Важно понимать, что особенность костно-воздушного интервала, т.е. смешанной и кондуктивной тугоухости состоит в подвижности замеров. Вероятно этот замер – лучший. В момент страха и волнения, скажем, на работе — будет заметно хуже слух. Он очень подвижен и потому нередко слышно неуверенно, мутно. И очень часто у врача страшно – и замер худший. На самом деле, в первую очередь меняется сильно воздушная проводимость. Она может быть в очень широком диапазоне. И можно даже проверить дома: сделать 2-3 теста в течение дня – и разбег будет очень большим.
Также есть момент – с общей ровностью графика и падением до 250Гц. Дело в том, что слуховой аппарат – это очень маленький динамик/наушник. И там стараются толком не давать низких частот (скорее их трудно воспроизвести из-за размеров), т.к. это мало влияет на разборчивость речи. Отсюда и некий спад на низких частотах, как и на очень высоких.
Посмотрим пару замеров более старых.
Вот есть 2015 год. В первую очередь бросается в глаза факт большого костно-воздушного интервала всюду + явно сильно лучше слышны как низкие частоты, так и высокие. Вероятно, на старте было падение «галочкой», т.к. хуже всего слышны частоты около 1-2кГц. Но, очевидно, что есть скорее кондуктивная тугоухость.
В 2018 году –та же тенденция, только замер в сумме хуже. Но! Что важно заметить – КВИ достигает 25дБ. Почти всегда это означает, что не только интервал большой и воздушная проводимость плохая. Но, вероятно, из-за страха проверки – и костная убегает вниз.
Нужно отметить, что за это время были и ещё замеры, порой радикально лучше и другие странности. Но более подробно разбирать их нет смысла, т.к. для исправления принципиально важно лишь то, что есть сейчас + крайний опыт за несколько месяцев + особенно важны повседневные действия далее.
Итак, какие проблемы есть:
1. В наличии смешанная тугоухость, которая порой как очень небольшая, так и до 2й степени;
2. Привычка искаженно слышать через СА;
3. Явное неиспользование как очень низких звуков, так и свыше 6000-8000Гц.
Что же делать?
Самое важное в данной истории понять особенности такого падения. Фактически мы видим, что вероятно падения когда-то было и вовсе кондуктивного типа: упала лишь воздушная проводимость, а костная осталась хорошей. В такой ситуации и просто есть странные ощущения даже внутри ушей: несколько странное давление. Так и попутно мутность восприятия звуков, щелчки. Зачастую падение далее прогрессирует в том плане, что слышно плохо. И уже не столь интересны звуки. А некоторые звуки, которые достаточно мощные и слышны по костной проводимости, но не слышно по воздушной – вовсе неприятны.
Как некое следствие, падение начинает прогрессировать. И организм начинает снижать костную проводимость, дабы был более верный костно-воздушный интервал: так сильно комфортнее. Но в данной ситуации – проблема остаётся прежней. И фактически, когда костная проводимость становится хуже – следом и воздушная начинает убегать ещё чуть ниже.
Для того, чтобы поправить ситуацию – крайне полезно использовать добротные колонки. Дело в том, что они дают и костную проводимость, и воздушную одновременно. Грубо говоря, неправильный костно-воздушный интервал – это ошибка адаптации ушей. По какой-то причине несколько уши бездельничают или так ими управляет мозг. И слушая колонки – получается вынудить организм адаптироваться к правильному костно-воздушному интервалу.
В плане прослушивания более эффективно использование обычной музыки на свой вкус. В любой музыке есть постоянное изменение громкости, есть масса деталей + очень гармонично звучит во всем диапазоне. Важно учесть, что музыку можно слушать громко без потери качества. Она будет звучать без искажений. И потому это дополнительно выгодно: можно качественно услышать все детали.
Важно учесть, что реальные звуки – это не ровно 700Гц или другая частота. Можно провести аналогию с музыкальными инструментами: скажем, есть нота на аккордеоне и на гитаре одинаковая, но звук-то – очень разный. И разницу слышит любой человек: разные гармоники/обертона. И таким образом слушая добротные колонки, можно получить пользу как с костно-воздушным интервалом, так и качественно нагрузить весь слуховой диапазон, что очень важно.
Нужно учесть, что слуховые аппараты всегда вносят ошибку: невозможно любой звук увеличить в громкости. Скажем, если есть запись даже новостей или музыкальная запись, то их записывают очень громко и качественно. Как следствие, такие записи можно слушать без искажений до границы, с которой и писали, скажем, музыку. Например, если вокалист может петь с уровнем громкости в 100дБ, то можно послушать как на 50-60дБ, так и на 80дБ. Но, если есть звук, который не слышен из-за падения – то его нельзя сделать громче не искажая. Аналогично есть идея, что надо сделать звуки ближе. Пусть, например, вода течет в мойку громко. Но звук с 3м и с 40см – будет разным, а не именно более громким.
Потому, в плане слуховых аппаратов важен комфорт. Если есть ответственное нечто – лучше их надеть. Если же ситуация позволяет – то лучше быть без них. Нюанс в том, что любой слуховой аппарат даёт нагрузку по воздушной проводимости. А как мы выяснили, что эта проводимость вечно «гуляет». Оттого и настройка СА зачастую неверная в моменте. И слышно либо очень громко, чтобы наверняка, либо помогает как-то не очень уверенно. Потому тут важен баланс. И по мере уменьшения падения – стоит плавно всё меньше пользоваться слуховыми аппаратами. А, если есть возможность, то в неважных ситуациях делать громкость СА минимальной или менять программу на более тихую.
Важно учесть, что слух не исправляется всюду на 5дБ лучше. Зачастую отдельная части диапазона плавно в среднем становятся приятнее. И правильно было бы прийти и поменять настройку СА в нужном диапазоне. Но беда в том, что это сделать практически всегда очень трудно. И на практике проще взять да добыть ещё +5дБ за несколько недель и уже толком отказаться от СА. Важно понимать, что если даже уже 90% времени СА будут не нужны, то нет никакой проблемы надеть в важный день их на пару часов: это сильно не ограничит прогресс. Другой вопрос, что весь смысл СА в том, что они дают звуки строго больше падения. И, крайне вероятно в них есть звуки и свыше 90дБ, что само по себе вредно. Потому, нося СА – есть как бы дискотека круглые сутки. И нет возможности адаптироваться к более тихим звукам, чем есть в настройке (которая делается по аудиограмме).
Отдельно стоит уточнить, что толком любые наушники – дают лишь воздушную проводимость. Потому, проверяя слух дома – проверяется именно воздушная проводимость. Да, бывает так, что есть большие наушники, которые могут давать и немного костной проводимости. Но, собственно, это и отличает наушники от колонок: колонки дают и(!) костную проводимость. Стоит уточнить, что существуют наушники костной проводимости и их использовании напрочь лишено смысла в данной ситуации, как бы ни казалось обратного.
В целом, можно чередовать. И слушать в течение дня и колонки, и наушники. В сумме стоит набрать хотя бы 30-40 минут прослушивания с помощью именно колонок чего-то на свой вкус. В силу того, что падение есть и в речевом диапазоне, то можно даже посмотреть фильм/сериал или даже новости: это будет строго полезно. Но, реальная польза будет настигать с каждой неделей таких вот действий. На самом деле, подобных падений не так много, где действительно использование хорошей акустической системы (даже можно в автомобиле) – будет давать однозначный прогресс. Но даже вот в такой идеальной ситуации важно сознательно понимать что происходит. И не ждать сразу улучшения. А вообще за пару месяцев в среднем слух станет приятнее. И чем дольше будут использоваться колонки – тем стабильнее будет ситуация. Важна достаточная мощь колонок и как следствие вес. Нужная акустическая система (формата на 2.0, 2 колонки) – должна весить от 10-12кг и довольно легко перебивать звуков привычный бытовой пылесос. Иначе не будет нужного эффекта в виде наличия костной проводимости.
Очень часто кажется, что нужно сделать некий ряд волшебных действий со слухом. Но, нужно сознательно учесть, что слух в таком типе падения крайне подвижен. И надо не пугаться, что порой ситуация сильно хуже. Также есть ещё один, почти психологический момент. Дело в том, что плохой слух – это всегда плохо. А нормальный слух – просто нормально. Очевидно, что нет и особенно не может быть какого-то позитива по поводу. Потому, стоит обязательно всякий раз продумывать ситуации так, чтобы получать как можно меньше негатива: его просто нечем компенсировать. Причем, как в реальном использовании слуха, так и в плане размышлений. Нередко можно заметить, что час в день фоном есть мысли по поводу слуха, шума в ушах и вообще ситуации по поводу. И весь этот час вместо использования слуха, звуков вокруг – внимание убегает совсем не туда. И это очень плохо. Нужно стараться делать таких ошибок как можно меньше: не сразу вообще не думать, а плавно снижать количество мыслей и волнений по поводу.
На самом деле, даже честный прогресс в +10дБ – очень быстро становится привычным. И вот уже вновь, кажется, что слуха несколько не хватает. Потому, очень важно понимать, что конечная цель – вовсе не чудо: а просто нормальный слух.
В плане активной работы – крайне важны акценты. Слуховые акценты. Фактически – это имитация здорового слуха. Можно попытаться сравнить со зрением. Вот человек идёт и видит что-то забавное, порой нужное. Некоторые моменты запоминает, но масса зрительных событий – просто забывается. Аналогично и со слухом. Вот есть нечто интересное в плане звуков, что трудно не заметить вовсе. Или же нужный звук. Слуховой акцент – это фактически обратить внимание на то, что уже слышно, но зачастую не используется. Скажем, если идти без СА по дороге – есть масса звуков. Или пусть находясь в душе – есть очень много нюансов того, как льется вода, как пенится шампунь и не только. Будучи в магазине – уйма звуков. И всякий раз выгодно на мгновение заметить нужный звук.
На данном этапе важно в плане акцентов замечать, что звуки слышно как очень далеко, так и вблизи. Есть всякий раз уйма деталей. Не сказать вообще: едет машина. Скажем, если добавить, что слышно шуршание колес или же как машина колесом въехала в небольшую ямку – то появятся детали. Или, например, идя где-то услышать чью-то речь. И не просто понять о чем говорят, а чуть уделить внимание интонации, дикции. Также удобно наблюдать направление звуков, акустику помещения. Пусть даже на кухне просто кипит вода. А может что-то на плите + слышно звук за окном.
Дело в том, что падение на сегодня толком всюду равномерно. И потому так выгодно замечать любые звуки и детали тех событий, что уже происходят. Заметить буквально на мговение и далее заниматься привычными делами. Будет хорошо даже записать для себя несколько акцентов в течение дня.
Отдельно стоит отметить интересные ситуации. Скажем, пусть на улице громко ездят машины. А значит – их слышно хорошо, падение не влияет. И удобно в такой ситуации подметить, что слышно именно «широко». Также, если есть некая пусть тихая ситуация. Скажем, положить листик на стол. Пусть не слышны все детали, но ведь есть звуки. Или даже просто надо воспользоваться кремом для рук: есть уйма звуков. Потому, в каждой ситуации можно найти свои интересные моменты. Но важно понимать, что в громкой ситуации слышно будет не до 3000-4000Гц – а до 8000Гц. И потому, даже пусть смотря ТВ – делая громче – «шире» слышно, детальнее слышна даже речь(и потому четче).
Аналогично выгодно подмечать разницу состояния слуха. Задаться порой вопросом что меняется, дабы чувствовать, ощущать перемены со слухом. Причем не в формате хуже или лучше – а что поменялось. К этому выгодно добавить попытки делать тише/громче. Скажем, слушая музыку заметно более громко – появляется явный стереоэффект. Не просто ярче и детальнее слышно – а более объемно. И, опять же, разницу крайне выгодно подмечать.
Каждые примерно 5-6 дней стоит делать замеры. И если и делать выводы о состоянии слуха – то хотя бы за каждый недели 3 работы. Есть большой соблазн сразу подумать о плохом. Скажем, сегодня вечером сильный тиннитус, а значит… На самом деле, это неправильная мысль. Ушами управляют непосредственно слуховые центры мозга. И для заметного сдвига нужны недели, а лучше хотя бы месяца 1,5-2. Ужасно редко работает схема в виде: вот это сделал – через 2 часа или на утро результат. Зачастую вопрос в том, что средний человек не замечает как пользуется чем-то, в данном случае, слухом. И потому, начиная обращать внимания – очень сильно удивлен.
Также точно нет цели понять что и как со слухом. Всегда задача подмечать ошибки. И стараться их плавно делать чуточку меньше. Просто в течение дня немного иначе задействовать слух: грубо, на 1% иначе привычного хода событий. Музыку послушать, сделать 30-40 акцентов. Или, скажем, подметить ошибку. Например, кажется, что далеко с таким слухом не слышно. Но, мы видим по замеру, что падение не очень большое. И услышать без СА машины за 30-40 метров от себя в городе – вполне посильная задача. И если прицельно стараться подмечать, то выяснится, что слышно очень даже неплохо. Но это произойдет всегда не за 2-3 попытки – а хотя бы за пару недель.
Почти всегда помимо самого падения – есть ещё и шум в ушах. Причина оного состоит в падении слуха. Мозг хочет слышать всё одинаково хорошо. И даже делая слух объективно лучше – в первую очередь слух становится другим. Потому, важно учесть, что шум не просто возможен – он точно будет меняться. Но, цель состоит в том, чтобы добыть практически ровную линию хотя бы до 12000-14000Гц не более 20-25дБ. Тогда проблемы и в плане тугоухости уйдут и, как следствие, не будет сложностей и с тиннитусом.
Отдельно стоит отметить нюанс с внимательностью к звукам. Дело в том, что возможность слышать звуки от примерно 8кГц до 16кГц создаёт ощущение звукового присутствия. Дело в том, что чем выше частота – тем хуже она слышна на расстоянии. Скажем, тот же автомобиль – это низкочастотный звук. И его слышно и за 100м. А вот пусть откроем бутылку газировки и услышим привычный «пшик», что скорее строго высокий звук. Окажется, что такой звук не слышен далеко даже с отличным слухом. Отсюда и получается, что слышать до 20000Гц можно легко на расстоянии до 1-2м. Может в помещении до 3-4м. И получается, что слыша отлично вокруг себя – легко контрастно услышать звук за стеной ила далеко. Оно на звук и будет ощущаться «не тут». Пока что по замеру видно, что данные частоты слышно неважно. И потому нередко есть ситуации, когда вроде бы проявляется невнимательность. Или незаметно, что нечто происходит в плане звуков. Всё это – не часть характера, а следствие падения слуха. И потому важно исправить падение не только в плане слышимости речи – а во всем диапазоне. И заодно такая ситуация – часто кажется связанной не со слухом. И нужно учитывать и такой нюанс работы слуха, т.к. это есть частая ошибка. Да и звуков свыше 8000Гц обычно толком нет в СА.
Зачастую уже через несколько недель можно увидеть заметный сдвиг по замерам. Но лучше настроиться быть в ритме хотя бы в течение нескольких месяцев. На самом деле, падение не слишком большое. И честно добытые +10дБ уменьшат массу проблем. И есть немалый шанс, уже через месяца 2,5 получится не испытывать необходимости в слуховых аппаратах.
Впрочем, есть ещё нюанс слуховых аппаратов: они делают звук избыточно громким и ярким: становится вынужденно тяжело не услышать. Реальная речь звучит не так. И не стоит стремиться услышать весь мир громко. Смысл тугоухости состоит в том, что не слышны более тихие звуки, чем точки на замере. И потому, каждые +5дБ будут давать шанс услышать чуть больше тихих звуков. Что в определенный момент даст социальный комфорт, а затем и вовсе хороший слух.
Пожелаем успехов в исправлении!
AlexanderVAEl Monte