Ко мне обратился человек 35 лет с проблемой шума в ушах. Возникла она уже примерно полгода назад, вроде бы, после посещения музыкального концерта. Замеры у врача показывают отличный слух. Но донимает шум, тиннитус. Посмотрим, что можно сделать. И действительно ли аудиограммы идеальны.
Вначале отмечу несколько важных моментов для данной истории:
- Причина любого шума — это в первую очередь падение слуха. Причем, важно понимать, что если слух было выше нормы — а стал просто в норме — это тоже небольшое падение. А также тот факт, что падение может быть и вне речевого диапазона, т.е. свыше 4кГц, что традиционно остаётся без внимания;
- Практически всегда, когда начинается любой шум — человек пристально за ним следить, что является грандиозной ошибкой. Ведь этот звук не слышат уши: его не записать на диктофон. А значит, остаётся слишком мало внимания к реальным звукам, мало именно слуховой нагрузки (на уши);
- Вообще для человека крайне важен бинауральный слух. В первую очередь для этого важна отличная слышимость высоких звуков, вплоть до 20000Гц. И даже незначительное падение — меняется ситуацию, зачастую плавно;
- Очень многим кажется, что есть некий день Х, когда стало резко плохо. На практике оказывается, что зачастую уже и ранее было падение. Оно прогрессировало. И в данном случае, наконец-то, на концерте человек получил отличную нагрузку до 20000Гц. И впервые услышал сильно больше привычного, что и проявило проблему. Обычно же падение долго копится, пока не достигнет критичных значений;
- Важно понимать, что если плохо слышно около 15000Гц и выше, то мозг вообще толком не интересуется звуками свыше 12кГц, а то и свыше 7кГц. Всегда с запасом отойдя от проблемного места. Это свойственно всем людям;
- Нужно учитывать, что суть многих звуков — это до 1000Гц. Слыша до 4000Гц хорошо — действительно слышно всё не просто социально приемлемо, а весьма комфортно. И не совсем ясно что явно теряется, если плохо слышны высокие частоты (от 3-4кГц и выше). Хоть они и не столь очевидно ухудшают слышимость, вовсе не значит, что от этого нужно отказаться;
- Особенно важно в небольших падениях то, что надо заниматься слышимостью звуков в быту, каждый день. А не работать над шумом. Ведь более 90-95% времени человек в норме должен слышать звуки «снаружи» И этим и нужно заняться в первую очередь;
- Нередко из-за падения на высоких — люди начинают добавлять избыток внимания к средним и низким звукам, что есть ошибка;
- Смысл падения состоит в том, что более тихие звуки не слышны. И потому, дабы нагрузить в месте, где есть падение — нужна должная громкость. Иначе банально не слышно. А если нет нагрузки в плохих местах — то падение прогрессирует далее;
- Отмечу, что традиционно считается, что слух вне нормы — всегда падает. Потому, нет никакого смысла смешивать идеи, которые не дают возможности зафиксировать объективное улучшение на аудиометрии с чем-то более действенным, о чем ниже.
В наличии есть несколько замеров. Начнём с самого первого, сентябрь 2019
На замере и правда всё хорошо. Дело в том, что нормальный слух — это 10дБ по костной проводимости и 15дБ по воздушной. Мы видим слух выше нормы. Да, чуть странно, что 4000Гц слышно чуть хуже всего остального. Это указывает на некоторые странности свыше 8000Гц. Но данный замер мало информативен, т.к. слишком мало точек проверки. Отдельно стоит отметить, что есть солидная разница. Воздушная проводимость на 8000Гц — 5дБ. А на 125Гц и 500Гц — 15дБ. И разница слишком велика: хотелось бы разницу между точками до 5дБ. Вообще, такой график не очень свойственен слуху выше нормы.
Но, мы пойдем далее, замер от 21 января 2020. Она гораздо подробнее.
Начнём с правого уха. Но видим, что костная проводимость выше нормы. И доходит до 0дБ на 8000Гц, что крайне хорошо. Да, чуть странно, что именно 8000Гц лучше всего слышно: пик должен быть от 2кГц до 8кГц. Но, смотрим на воздушную проводимость. И тут есть странности: вот почему-то 250Гц слышно чуть хуже 125Гц и 500Гц. Но, основной момент — худшая точка в 15дБ на 6000Гц, когда рядом слышно по 5дБ.
Впрочем, ситуация слева практически полностью аналогична. Разве что на 8000Гц чуть хуже. Очень важно понимать, что частоты около 1-2кГц — обычно лучше всего слышно всем людям. Когда слух выше нормы — 1-2-4кГц и даже до 8000Гц слышно отлично. В данном случае мы видим провал на 6000Гц. Обычно провалы около 4-6кГц — это индикатор того, что со слухом свыше 8000Гц что-то не так.
Также интересно то, что получилось проверить слух у врача на частоте с 12500Гц. Там справа выходит, что 12000Гц слышно на 10дБ, что вновь намекает на слух выше нормы, хотя 6000Гц слышно хуже, чего быть не должно. Слева 15дБ на 12,5кГц. В целом, слух слева и правда чуть хуже, но это едва заметно.
Я попросил проверить слух дома, как и что слышно. И воспользуюсь случаем, приведу картинку как мне прислали замеры. На самом деле, важнее увидеть просто границы для каждой громкости. Традиционно я советую проверять при 2%, 5%, 10%, 25% и 100% громкости ноутбука/компьютера. На картинке же проверка по 2% и 5%, это самое важное: обычно лишь до 2-5% громкости и слышны звуки в быту. С большим падением уже точно не слышно.
Получается крайне интересная ситуация. Хотя левое ухо было хуже на аудиограмме, то слышит явно больше. Причем очень важно заметить разницу, что есть уже как бы «ступенька», солидная разница между пределом по 2% и 5%. Фактически слышно мало. В общем-то, любые наушники и любой ноутбук легко позволяют слышать до 15-16кГц. И мы видим, что падение нарастает. На 10% слышно всего до примерно 15,5кГц, на 100% громкости едва слышно 18000Гц, что мало.
Отсюда мы получаем ситуацию, фактически без падения слышно где-то до 14кГц. Затем оно плавно нарастает. А при слухе выше нормы, такая ситуация не очень радует.
Итак, какие проблемы есть:
- Падение от 14кГц и выше;
- Явно не получается использовать звуки от 6-8кГц в быту. Пусть это всего 15% слышимого диапазона, но это не повод их терять;
- Есть уже странности и до 8000Гц, как следствие падение слуха + странностей его использования.
Что же делать?
Есть 3 ключевых фактора в данной ситуации.
Во-первых, нужно понимать, что больше всего влияет то, как человек использует слух каждый день. Да, порой есть яркие события. Но каждый день что-то происходит. Есть звуковая реальность. Существует огромное количество звуков. И среди избытка звуковых деталей — нужно выбрать то, что нужно или нравится. Потому, вопрос состоит вовсе не в том, что надо сделать что-то фантастическое или специальное со слухом, а фактически плавно изменить повседневное использование.
Вообще всегда надо исходить не из шума, а взять более глобально. Вот есть мозг, глава нервной системы. И мозг ищет себе нагрузку с одной стороны. С другой стороны, главная задача нервной системы — неустанная адаптация к тому, что происходит. Человек должен адекватно действовать, соответственно и звуковой реальности. Для этого выгоднее всего просто всё услышать как есть. Во всем слышимом диапазоне. Это и позволяет действовать эффективно, и даёт достаточную нагрузку на слуховые центры мозга.
Как следствие, получается второй момент. Причина шума — это неравномерность восприятия всего слышимого диапазона. Фактически падение есть уже и до 8000Гц. Да, оно точно не выходит за грань нормы. Но уже слышно не так чудесно. И это является поводом для старта шума. Фактически, весь слышимый диапазон делится на 7 частей на каждое ухо и отдельно обрабатывается специальными полями мозга. Затем сводится вместе. И потому важно, чтобы на аудиограмме была ровная линия. Да, есть границы диапазона, с резким обрывом около 20-50Гц и ближе к 20000Гц. Но сейчас мы видим, что явно падение нарастает с 14000Гц.
Крайне важно понимать, что шум — вполне реален. Это просто ошибка обработки. И шум будет очень разнообразен. Но внимания к нему не стоит давать очень много. За этим — очень важно следить: зачастую фоном человек думает про шум час-два в день, чего делать точно не стоит. У здорового человека тоже может шуметь просто от усталости, во время болезни или даже когда голова болит, после шумной работы и даже посетив концерт. Но многие люди просто забывают, что недавно был грипп или ангина — и явно шумело. И цель, не 100% времени жить без шума — а 99%.
Нужно понимать, что и организм не работает бесшумно. А слух, всё ещё, выше нормы, особенно на тех частотах, на которых можно слышать тело. Потому не стоит поощрять себя слышать себя «внутри». В норме, обычный человек этим, опять же, не интересуется вовсе (хотя технически может слышать).
В-третьих, реальные звуки — это не ровно 600Гц или 3100Гц. Любой живой звук обладает гармониками. В первую очередь важны для мозга музыкальные. Проще всего посчитать, взяв какую-то ноту. Возьмем в этот раз для примера ноту ля первой октавы фортепиано, что несколько правее центра фортепиано, 880Гц. Первая гармоника — и есть 880Гц. Вторая — умножить на 2, 1760Гц. А третья — на 3, 2640Гц. Соответственно, десятая — 8800Гц, а пятнадцатая — 13200Гц. Почему именно пятнадцать? Дело в том, что среднему человеку нужно услышать правильно хотя бы пятнадцать гармоник, а можно и более, чтобы просто качественно услышать вообще любой звук. И вот, явно не самый высокие звук в 880Гц — требует отличной слышимости под 14кГц. Например, примерно такая нота возможна как элемент соло на гитаре в какой-то песне, часть женского вокала и не только.
Но самое главное, понимать, что надеть футболку или открыть дверь — это тоже масса звуков с гармониками. И если на первый взгляд кажется, что много слышно и до 2000Гц. То становится очевидно зачем и для чего нужны более высокие звуки: если перевести на самый обычный язык, то гармоники — это звуковые детали, особенности. Нужно понимать, что всего этого базово ждет мозг, сам просчитывает, без всякой сознательности.
Отсюда получается, что если человек использует диапазон в быту лишь до 7кГц или до 5кГц, то слышно очень многое, но довольно «примитивно», плоско. Без нужных деталей. И в силу того, что просчёт гармоник не идёт — слух обычно бодро падает: не используется ряд частота, а также не происходит их обработка. И слуховой нагрузки мало, что уже повод и пошуметь, как некое хобби для добывания нагрузки.
Также отдельно стоит отметить про то, что собственно звучит на высоких частотах (высокие — это от 3-4кГц и выше). Примерно от 3 до 8-9кГц — это ощущение объемности, стереозвука, направления звука (откуда исходит), а также настроение, как вообще что-то звучит, эмоции от звука, акустика помещений. Затем идут частоты от 9 до 16кГц. Обычно их проще всего обозначить как эффект «здесь и сейчас». Дело в том, что чем выше частота — тем хуже она слышна на расстоянии, т.е. можно услышать легко машину со 100 метров, но лишь по охвату диапазона до 1000-2000Гц. Если та же машина будет возле проезжать или стоять — будет легко слышно оную до 20кГц.
Соответственно получается, что слышимость свыше 9кГц — это те звуки, которые слышны буквально вокруг себя, прямо тут. И на практике часто вдаль слышно как контраст: вот я слышу вокруг себя хорошо — а вон там далеко иные звуки. Нередко люди ассоциируют здесь и сейчас с психологией или духовными учениями. Но нет, это просто то, что нужно слышать. И этого очевидно не хватает сейчас. Также есть звуки свыше примерно 14-15кГц — они добавляют невероятную точность звука. Скажем, слышно, что чашку подвинули вот ровно на 7мм. Хотя на самом деле слух не может давать такой точности восприятия, но ощущение должно быть таковым.
Причем важно учесть, что именно высокие звуки дают возможность заполучить бинауральный слух. Конечно же, при условии хорошей слышимости средних и низких частот. Но без высоких — вообще никак.
Затем остаётся лишь совместить все выше обозначенные факты. Очень часто кажется, что все эти факты и нюансы — нечто отстраненное. И правда, здоровый человек про эти моменты не думает: просто пользуется слухом. Задача исправления состоит в том, чтобы объективно понять что не так, какая разница с нормальным состоянием слуха. И затем эту разницу нужно именно сознательно сокращать.
Есть 2 части исправления: активная и пассивная работа со слухом. Начнём с пассивной. Из-за падения — есть необходимость получить нагрузку свыше 13-14кГц. Нужно понимать, что в быту толком нет громких звуков даже около 5000Гц. И потому искать стоит нагрузку именно в музыке. Причем, музыка обладает грандиозным плюсом: она строго гармонична. И потому, получится не только получить нагрузку до 20000Гц, если поднять громкость, но связать весь диапазон. Очень важно слушать просто в несколько более «широком» диапазоне, чем слышно в быту. Скажем, вот есть телефон и наушники к нему. Например, окажется, что 75% громкости хватит услышать до 16800Гц на генераторе. Дабы столько же услышать в музыке, нужно добавить громкость ещё чуть-чуть, скажем, на одно деление до 85%: синусоида звучит всегда чуть громче музыки, это чисто технический нюанс.
Важно понимать, что вопрос не в громкости — а в ширине охвата диапазона. И да, любой телефон даже на максимуме не может дать громкость свыше 85дБ (реже под 90дБ). Но и такая громкость не нужна. Может минут 5-8 в день послушать на максимуме. В остальное время — просто «шире», чем бытовая нагрузка, т.е. можно буквально найти границу, на которой слышно 16000Гц — и её уже будет немало для прогресса. Хотя, лучше слушать несколько громче границ. И музыку лучше подобрать такую, где точно есть звуки до 20000Гц: зачастую это скорее электронная музыка. В сумме стоит послушать минут 40 в день.
Затем остаётся активная работа. Тут есть несколько моментов. Во-первых, нужно старательно минимизировать внимание к шуму. Не игнорировать(!), но как можно меньше. Можно даже оставлять музыку фоном, увлажнитель воздуха или открытое окно просто для некого фона. Во-вторых, если и интересен шум — то в динамике, разница. Всякий раз стараться заметить разницу состояний.
В-третьих, важно не сравнивать уши и не проверять слух, не сравнивать свой слух с другими людьми. Всё это не имеет никакого смысла, а добавляет ещё и ещё лишнее внимание к слуху. Может сейчас и есть уверенность, что левое ухо хуже. Но объективно разница между ними не столь велика. И подчеркивать лишний раз её не стоит.
Средний человек обращает внимание на состояние слуха может 2-3 минуты в день. Из-за проблемы, мы можем удвоить внимание, не более. Ведь падение крайне небольшое. Потому, всего внимания к слуху — в пределе — до 10 минут в день, а лучше меньше. И самое явное занятие — это делать акценты. Акцент — это имитация здорового слуха. Из-за падения мы знаем, что мало внимания просто к деталям звуков (и гармоникам), а также вообще к высоким звукам. Потому, в течение дня будет задача сделать буквально 10-20 акцентов за максимум 1-3 секунды на каждый акцент. Скажем, забавно заметить акустику какого-то помещения, интонации, да и вообще как звучит голос просто случайной девушки в магазине, даже нюансы надевания носков с утра. Важно понимать, что все звуки уже и так есть. Не надо создавать, вопрос в том, чтобы обратить внимание уже на услышанные звуки.
Крайне важно отметить 2 интересных крайности. С одной стороны, если звук громкий — его «шире» слышно. Например, пусть что-то жарится на плите или звук в душе — это громко и слышно потому легко до 16000Гц двумя ушами. Чем громче — тем шире охват. С другой стороны, чисто субъективно, края диапазона воспринимаются тихими. Технически равная громкость звуков 1000Гц и 12000Гц — будет создавать ощущение, что 1000Гц сильно громче. Впрочем, аналогично и 2000Гц по ощущениям будет казаться громче, чем звук и в 100Гц (просто низкие звуки нам не интересны, с ними всё хорошо).
Потому, с одной стороны важно замечать громкие ситуации: вот уйма машин на улице или вообще громко на работе, в магазине. Так и важно задействовать просто забавные или нужные тихие детали. Не лишь бы очень тихое расслышать — а вот вообще, учесть и тихие звуки.
Фактически все эти действия позволят плавно сдвинуть среднее использование слуха. Обычно уже через недели 3 можно увидеть сдвиг по замерам по генератору. Но, нечто стабильное — будет несколько позднее. Увы, шум объективно измерять пока не удастся. Но лучшая цель — это за пару месяцев достичь того, чтобы по 2-5% громкости было слышно на 1000-2000Гц больше. Нужно понимать, что всегда есть вопрос не только цифр, как, сколько слышно. Но и качество использования слухового диапазона. Потому, хоть пока формально ситуация и не столь критична, очевидно, что внимания звукам свыше 5-7кГц толком не достаётся. Когда же это станет привычным — то и шум толком не будет интересовать. Но, вначале — убрать падение и привыкнуть легко слышать больше, без особых усилий. И как следствие — проще с шумом, тиннитусом и всем около. Вероятнее всего, после даже просто уменьшения падения и минимальной привычки использовать высокие звуки каждый день, окажется, что никакой работы с шумом и вовсе не будет требоваться.
Да, бывают такие места проверки, где проводят аудиометрию до 20000Гц. Потому, если есть желание — можно в будущем пройти такую. Но, обычно такие места проверки являются редкостью. И вполне можно исправить просто замечая динамику по домашним замерам. Самое же главное — это ритм, методичность. Каждый день по чуть-чуть – и даёт отличный результат спустя 1,5-2 месяца. Всё исправление всё равно будет меньше по времени, чем уже на сегодня сложившийся опыт жизни с раздражающим шумом. Но, запастись терпением стоит.
Пожелаем успехов в исправлении!