Постоянно есть разные домыслы. Вероятно, они идут из убеждения о том, что человек с плохим слухом слышит «тихо». Но на самом деле, такой человек не слышит тихих звуков, а громкие — как и здоровый. Но мысль уже не остановить и вся свято верят, что можно увеличить громкость. Но, увы.
Надо начать с привычного всем варианта: вот есть музыка и её можно слушать очень громко. Для это есть хорошие музыкальные инструменты. Есть человек, обладающий отличными вокальными данными. Затем они идут в студию звукозаписи, где, в том числе, очень громко поют, ужасно громко играют и всё это записывается с помощью великолепного оборудования. Как следствие, каждый человек может слушать как максимально громко, так и заметно тише подобные записи.
Только что, можно сказать, эмпирически выведено базовое правило: слушать тише — можно, но громче — нечего слушать. Безусловно, будет довольно странно слушать сильно тихо, т.к. любая запись или звук — это ещё и динамический диапазон: масса и тихих, и громких деталей звуков. Потому, всегда есть некая граница разумного прослушивания.
Скажем, пусть есть телевизор и смотрим новости с отличным диктором. Если увести громкость сильно вниз — то речь можно угадывать, что не есть хорошая затея (может ситуативно нужно). Затем можно послушать достаточно громко. И ещё одна граница — это громкость диктора. На самом деле, такие люди говорят громко: громче обычной речи. Но, если начать увеличивать громкость — то это невозможно: нечего делать громче, нет информации. Ведь сдвигая максимум на чуть громче, надо и к минимуму что-то добавить. Да ещё и искажения появляются.
Типичный пример — это громкоговорители на вокзалах, метро, аэропортах. Там всегда хоть и громко — но говорят строго ожидаемые всеми слова. Дело в том, что вместе с ростом громкости — снижается разборчивость. Как раз те самые искажения неизбежные.
Как яркий пример такой странной затеи — есть любители звуков ASMR, где берут и на хорошие микрофоны записывают едва слышимые звуки. Безусловно, поднося микрофон радикально ближе — можно заполучить сильно выше громкость, чем привычно услышать звук пусть трения материала о пальцы в 50-60см от ушей. Но вновь надо учесть, что невозможно сделать звук громким. Это всегда звучит не так, как есть на самом деле. Искажения не только при увеличении звука, а в принципе. Это все равно, что сказать, что заведенный двигатель машины с трех метров слышно громче, чем с десяти. Но! Он же ещё и слышен иначе!
Можно провести опыт на здоровом человеке. И лично заметить, что просмотр новостей на очень большой громкости приводит к тому, что разбор речи падает. Не потому, что громкость слишком велика (это ещё не критичная громкость) — она будет просто выше громкости речи. И потому разобрать её уже становится проблематично. Надо вновь угадывать. Любой звук, если его сделать громче, чем он на самом деле звучит — будет так или иначе искажен.
Основной момент крайне простой. Любой звук — это сумма информации. Повышая громкость — надо иметь некий запас. Невозможно сделать звук громче, чем он был в записи. Это принципиальный вопрос, который не изменится даже через 30-50 лет с улучшением технических моментов. Да, можно постараться обмануть немного мозг и повысить громкость. Но, важно учесть, что человек воспринимает весь слышимый диапазон цельно. Любой звук — это сумма деталей. И даже если человек не понимает, что происходит — то это приводит неизбежно к ухудшению восприятия. Кстати, именно это и есть причина того, что люди со слуховыми аппаратами — постоянно вынуждены покупать всё более мощные СА, т.к. слух продолжает падать дальше. Причина искажения в том числе — в неизбежных искажениях.
[…] говорит – можно добыть 80дБ. И это ещё не крик! И это не является увеличением громкости речи, а реальная возможность записать на таком уровне […]
[…] с плохим слухом.Нюанс в том, что раз уж есть отличная запись речи носителя языка — так вообще не проблема сделать её […]