Смешанная тугоухость 2-3 степени и сложности с СА. Рекомендации со слухом №82

Как это обычно и бывает, долгое время сниженный слух не был проблемой. Затем оказалось, что как-то слышно всё откровенно неважно: все дружно советуют сходить к врачу и купить слуховые аппараты. Но беда в том, что в ряде случаев слуховые аппараты откровенно не радуют звуком. И вроде бы из без СА едва ли что слышно, но ходить в них каждый день – не кажется радостным вариантом. Посмотрим, что можно сделать в данной ситуации.


Есть несколько важных моментов для данной истории:
1. Важно учесть, что весь смысл смешанного падения слуха состоит в том, что есть повышенный костно-воздушный интервал (КВИ). Человек хоть и слышит около 90% звуков по воздушной проводимости. Но те самые волосковые клетки реагируют на костную проводимость, которую нужно добыть внутри уха с помощью молоточка. Но, вот в этом и проблема: в переводе из воздушной в костную, т.к. разница между проводимостями слишком велика;
2. Одно из типичных свойств такого падения – нестабильность. Кажется, что настроение, погода влияет. И это правда: если задаться целью – можно увидеть заметную подвижность со слухом. Обычно именно воздушная проводимость сильно двигается. Но любое даже улучшение – это всегда изменение. И слышно откровенно некомфортно;
3. Помимо всех минусов слуховых аппаратов, в данной ситуации получается так, что СА надо настроить по воздушной проводимости, что чудовищно громко. А сделав их тише – в ряде ситуаций банально не слышно. Потому, приходится искать баланс. Хотя, скорее все ждут более серьёзного ухудшения. И уже затем начинают постоянно их носить;
4. По началу кажется, и это действительно факт, что слуховые аппараты (СА) – искажают звук. Но потом люди привыкают к искажениям. Увы, такие искажения «добивают» остатки слуха. Да и громкость СА практически сразу же превышает 90дБ, что вообще-то вредно;
5. Самое правильное и удобное, что нужно обязательно сделать –  это слушать, использовать добротные колонки. Как дома, так и в машине. Особенность именно колонок состоит в том, что они дают одновременно и костную, и воздушную проводимость, что крайне полезно для устранения проблемы с КВИ;
6. По пути всегда возникают нюансы с шумом. Но это всё – явное следствие падения слуха. Потому, вначале нужно исправить до почти ровной линии не хуже хотя бы 25-30дБ – а затем думать о тиннитусе в любом виде. Хотя, даже сдвиг в +10дБ – может немало улучшить ситуацию;
7. Постоянно все пытаются слух оценить лишь как речь. Но цель исправления – слышать не только т.н. «речевой диапазон» – а весь слышимый диапазон в норме. Очень важна целость восприятия звуков;
8. С одной стороны, такое падение исправляется легко, т.к. даже просто используя колонки – можно добыть +10дБ ничего не делая. И потому – это очень просто для исправления. С другой стороны, постоянно будет нестабильность слуха, которая будет сбивать. Важно учесть, что не вот вообще на 5дБ то лучше, то хуже будет – а именно части диапазона могут быть слышны по-разному. Потому, с таким падением очень важно методично работать в ритме не просто пару месяцев – а ещё и больше. Чем дольше – тем стабильнее будет ситуация;
9. Нередко кажется, что есть некая генетика в этом вопросе. Ведь и правда, можно всегда найти родственников, особенно в возрасте, у кого снижен слух. Но, важно учесть, что влияет просто подражание: скажем, будучи ребенком копировать поведения родителя, который слышит не супер. Хотя, в большей степени, помимо личных действий, влияет общество: на сегодня, во всем мире, ставится диагноз тугоухости вовсе без учета, как низких, так и высоких частот. А особенно высокие частоты важны для бинаурального слуха, но никому толком дела нет.



В наличии есть пара замеров, полученных у врача. И примерно по ним и настроены СА. А также – несколько домашних замеров. 

Начнем с первого замера, полученного у врача в феврале 2020.

 /*Здесь и далее замер от 2 июля 2020 расценивается как замер от 7 февраля, т.к. это едва ли вносит какие-то коррективы в действия, текст решено оставить как есть.*/


Стоит отметить, что действительно отмечено вне стандарта: есть некий зеленый цвет для костной проводимости, хотя должен быть традиционный красный и синий. Видим, что оба уха довольно похожи, лишь левое несколько приятнее на 5-10дБ в среднем. Потому, можем обобщить. Костная проводимость начинается примерно с 10дБ до 500Гц, что полностью попадает в норму. Затем около 55дБ 1000Гц – остальные чуточку лучше: на 4000Гц всего 30дБ. Тут важно отметить, что именно так часто и падает слух в такой ситуации. 1000-2000Гц – это середина диапазона, которая как бы громче всего слышна. Но при большом костно-воздушном интервале – это банально не слышно. И именно около 1000Гц часто всё убегает вниз.

Воздушная проводимость толком повторяет костную, только где-то до 35дБ хуже костной проводимости. В среднем – примерно на 15дБ. Нормальная разница, тот самый КВИ, – до 5дБ. Потому, падение смешанное. Единственный нюанс – справа на 4000Гц явно хуже. Вероятно, справа падение более давнее или просто чуть большее.


Смотрим на второй замер. тут интересно то, что проверили и шепот с речью. Всё совпадает, левое ухо слышит получше. В остальном замеры крайне похожи кроме того факта, что высокие стали справа похуже и в целом падение прогрессирует. Вновь есть повышенный костно-воздушный интервал. Но, строго радует, костная проводимость остаётся пока толком на месте. Хотя правое ухо уже имеет 70дБ на 1000Гц, что очень много по воздушной проводимости.

Трудно не согласится с тем, что в наличии 2-3 степень. Справа скорее 3я и потому толком это ухо речь не слышит. И это вносит дисбаланс нагрузки. Впрочем, формально до 1000Гц оба уха похожи. Пока левое несколько помогает в том плане, что около 2000-4000Гц слышно неплохо, что помогает слышать ещё хоть как-то социально адекватно.

Важно учитывать, что падение слуха в 5дБ – это и правда немного. Вот есть норма: не хуже 20дБ всюду. А будет 25дБ, то едва ли отразится на слышимости в быту. Но каждые следующие 5дБ будут радикально снижать вероятность хорошо слышать социально значимые звуки. Потому, каждый дополнительный день, неделя, месяц – делают на первый взгляд ситуацию катастрофичной. Но, очень вероятно, что это падение было очень давно. И плавно человек свыкается плохо слышать. А затем наступает очередной небольшой спад, который и проявляет критичную ситуацию в плане речи и не только.


Посмотрим на домашние замеры. На динамику от августа до октября:


В августе заметно, что показатели очень приятные. Почему такое возможно? Дело в том, что традиционно на замерах у врача – человеку страшно, что сильно влияет при КВИ. И фактически получаются заниженные замеры. Или, что правильнее сказать, ловят худшее состояние слуха из возможных. И не только по заметно худшей воздушной проводимости: она ещё и костную утягивает за собой.

И вот мы видим, что в августе слышно относительно неплохо. Хотя, 1000Гц слышно с заметным падение в 45дБ. А свыше 8000Гц толком вообще не слышно. 

Сразу перейдем к замеру за октябрь. И вот он точно сходится с замером, полученным у врача. Почему? Причина – в ношении СА. СА даёт только воздушную проводимость. И вот слух уже адаптируется под СА. И есть резкое снижение. И, что важно заметить, если раньше было хоть как-то слышно до 12000Гц, то теперь до 10000Гц. Увы, обычно этот момент вовсе упускается: ширина охвата диапазона сужается.


Я специально попросил для наглядности сделать ещё 2 замера в один день в разное время, дабы узнать, насколько подвижен слух.




Внезапно даже лучшая точка стала справа 6000Гц. В остальном, хоть график и похож – можно наглядно убедиться в том, что разбег легко доходит до 10дБ. А, скажем, левое ухо отличается на 1000Гц на замере 7 октября от замера 5 октября – и вовсе на 15дБ. Это надо обязательно учесть при исправлении. Но, виден явный минус: хотя мы точно уверены, что до 500Гц костная проводимость наверняка всё ещё хороша – подвижности нет. Слух хоть и подвижен, но нет ситуации, когда воздушная проводимость всё же оказывается очень недалеко от костной. Но, не беда.


Итак, какие проблемы есть:
1. В наличии смешанное падение слуха;
2. Мы видим, что давно слышно плохо, а сейчас есть привычка пользоваться СА и воздушная проводимость хоть и подвижна, но не уходит совсем в лучшую сторону;
3. Есть тенденция слышать «узко». Надо постараться сделать так, что пусть и с падением, но слышно должно быть до 14000Гц или даже 16000Гц, что поможет слышать лучше и около 3-8кГц;
4. Особенности использования слуховых аппаратов при таком падении.




Что же делать?

В такой ситуации в первую очередь нужно сознательно понимать, почему так странно слышно. Большинство звуков в реальной жизни всё же слышно по воздушной проводимости, которая через молоточек (и не только) внутри уха превращается в вибрацию, которую и фиксируют волосковые клетки. А уже дальше сигнал попадает в конечном счете в слуховые центры мозга. Очень важно понимать, что на самом деле, каждый день есть немало звуков, которые содержат и вибрацию. И потому, часто может быть слышно по костной проводимости, но не слышно по воздушной, что сбивает. Или же слышно где-как. 

Часто кажется, что вибрация звуков – это примерно, как вибрирует телефон, стиральная машина, быть может перфоратор в руках. Но на самом деле, костная проводимость есть на всех частотах. Просто телом можно явно ощутить до 100-200Гц, максимум примерно до 500Гц. Затем ощущения от кожи, мышц – пропадают. Но звуки – есть. Но, вместе с тем принципиально важно слышать весь слышимый диапазон одинаково хорошо. 

Основа работы психики и в целом человека – это адаптация. Нужно всякий раз адаптироваться к тому, что происходит сейчас, в моменте. И повышенный костно-воздушный интервал – это та самая ошибка адаптация. Как-то так вышло (не важно почему), что уши странно адаптируются. Именно их работа, которая курируется мозгом, превращать маломощные звуки, которые слышны по воздушной проводимости – в реальную вибрацию. И задача состоит в том, чтобы вернуть правильную адаптацию. 

Яркий момент – это нестабильность слуха. Очень важно следить за разницей состояний. Дело в том, что для адаптации важно знать именно разницу, вернее, ощущать её. Пусть даже слышно хуже. Или иначе. Это можно отследить просто каждый день в быту. То слышно явно больше или ярче, лучше или даже хуже. А если и вообще хуже слышно, то внезапно слышно дальше по расстоянию. И все это нередко сопровождается некой мутностью звука, щелчками. Всё это – яркий индикатор костно-воздушного интервала.

Но проще всего подойти к КВИ с точки зрения колонок. Дело в том, что тем колонки и отличаются от наушников, что в них есть и костная проводимость. Грубо говоря, колонки позволяют в моменте дать одинаковую нагрузку и на костную проводимость, и на воздушную. Скажем, если есть громкость в 65дБ, то окажется, что организм должен адаптироваться и по костной проводимости, и по воздушной.

Очень важно понимать, что, если аудиометрию провести в шумном месте, – у всех будет формальная тугоухость: слух адаптируется к тому, что происходит. И потому проверку делают в максимальной тишине, чтобы найти пороги чувствительности. И потому интересно, что когда человек слушает реальную музыку, то постоянно есть движение громкости на всех частотах, но при этом звук гармоничен. И фактически слух вынужден постоянно адаптироваться к правильному костно-воздушному интервалу. Даже просмотр новостей – крайне идеальная штука, если есть добротная акустическая система.

Даже методично используя колонки достаточной мощности – всё равно слух будет подвижен. Потому, нужно запастись терпением. Стараться не продувать уши или пытаться делать ещё массу странных манипуляций. Вообще, нужно стараться с каждым днем делать всё меньше странных действий, которые не свойственны здоровым людям в плане слуха.

Цель с колонками – послушать хотя бы до часа в день. В силу того, что падение есть и в речевом диапазоне – то выгодно слушать даже новости. Или глянуть сериал, фильм. Дело в том, что любой СА – искажает звуки. А хорошая запись голоса звучит без ошибки. И тем более нет никакой проблемы послушать музыку на 80дБ, чтобы явно превысить падение всюду.


Про возможный вред. Очень часто пытаются оградить от очень громких звуков. Но беда в том, что именно слуховые аппараты и дают тот самый вредный звук, очень легко превышая в громкости 90дБ. Для исправления столь солидного падения – важно пересекать границу примерно худшей точки по воздушной проводимости. И вот мы видим 70дБ на 1000Гц. Потому, порой послушать на 75дБ – будет как раз. Но такая громкость – легко есть просто, если идти по улице и есть явный шум от машин. Около 70-75дБ работают стиральные машины, пылесосы, кофемолки и прочее. Потому, ничего сильно страшного в большой громкости нет. Но важно учитывать, что нет цели добыть 95дБ, т.к. так будет «шире» слышно: для исправления едва ли нужно свыше 80дБ, может порой 85дБ на минут 5-8.

Про «шире» слышно. Нужно понимать, что делая громче даже просто наушники и слушая так музыку (что тоже неплохо порой делать) – слышно становится не только громче, но появляется более широкий охват диапазона. Скажем, слушая на 70дБ – слышно максимум до 8000Гц, а вероятно реальную музыку где-то до 5000Гц. Но если сделать громкость в 80дБ – то слышно будет до 10000Гц или скорее до 7500Гц в реальности. И так работает с любым источником звукам. 

На самом деле, любой звук – это всегда сумма звуковых деталей, тихих и громких во всем диапазоне, что называется динамическим диапазоном. Скажем, вот есть негромкая речь в 50дБ. Но, на самом деле, речь – это звуки от 25-30дБ и до 55-60дБ, а в среднем около 50дБ. Потому и прослушивание музыки должно быть с учетом этого нюанса. И вообще, падение слуха сужает динамический диапазон. Но, делая громче хорошую запись – всегда будет слышно больше подробностей. Будет слышно и «шире», и более тихие звуки записи. А не вопрос именно громкости. Часто есть иллюзия, что тугоухость – это значит тихо слышно: нет, не слышно тихих деталей, в остальном слышно точно также. Фактически, если прийти на концерт без СА человеку с таким падением слышно почти точно также, как и здоровому человеку. А вот СА – искажают звуки, делая тихие звуки громче, что технически сделать хорошо принципиально невозможно: можно лишь громкий звук слушать тише без потери качества.


Важно учесть, что сказав пусть протяжное «а-а-а-а» – окажется, что это не ровно 300Гц – а сумма звуков. Правильно это называется гармоники/обертона. Потому, чем «шире» слышно – тем больше деталей. И это важный вопрос, т.к. цель слышать не до 10000Гц – а до 14000Гц состоит в том, чтобы любые звуки в быту слышать детально, избыточно хорошо. Важно понимать, что, скажем, вытереть руки полотенцем значит получить звуки до 20000Гц, если они слышны. Т.е. если бы не было падения, даже просто налить кофе или застегнуть куртку – это звук до 20000Гц. Безусловно, пусть есть автомобиль – и звуки от работы двигателя скорее низкочастотны. Но и в этом звуке будут какие-то моменты до 20000Гц.


Из типичных ошибок – это ощущение того, что слышно лишь близко. Но, нет. Так слух не устроен. Чем больше расстояние – тем хуже слышны высокие частоты. А мы знаем, что костная проводимость хорошая. И потому, даже звук от соседей или громкая машина в 30-40м – может быть это всё слышно без слуховых аппаратов. Безусловно, если сократить расстояние – звук будет громче. Скажем, пусть жарится нечто на плите. И звук с 40см будет громче, чем с 2,5м. Но, он ещё и будет другим! Потому, вообще нет вопроса в расстоянии. Вопрос именно в падении слуха. Как и нет вопроса в громкости: всегда важно, что нужные части диапазона имеют или не имеют падения слуха.

Также стоит добавить тот факт, что звук пусть миксера или автомобиля – именно слышен, а как бонус – ощущается вибрация. Это – критичный момент: все звуки в первую очередь именно слышны, а не ощущаются.



В плане активной работы нужно обратить внимание на слуховые акценты. Фактически – это будет имитация здорового слуха. Дело в том, что в течение дня есть сотни мелких звуковых ситуаций. И порой человек нечто замечает. Скажем, как можно увидеть интересный цвет автомобиля, затем обратить внимание на птичку, внезапно подметить забавную рекламу. Точно также есть и в плане звуков: вовсе не обязательно запоминать, что и как случилось, но обратить внимание в моменте – это то, что нужно. Фактически, слуховой акцент – это внимание к тому, что уже слышно. Скажем, с таким падение даже без СА слышно автомобили, если идти вдоль дороги. Надо купить что-то в магазине? Слышно массу звуков. Даже просто в душе звук воды – отличные варианты. Также при случае надеть джинсы, застегнуть куртку или заметить громкий грюк двери. Фактически, на старте вообще подойдет любой звук, т.к. падение есть всюду.

В целом, можно делать акценты и в СА, а можно даже что-то смотря на ютубе. Всегда важен явный принцип: любое действие со звуками. Вот есть общение или разговоры в сериале. Это нужно услышать. Или может что-то по работе, делам. А есть звуки, которые просто есть фоном. Может смять какой-то пакетик или просто оторвать от связки банан. Помыть руки или даже попробовать заметить, что нанесение крема – тоже со звуком. Порезать салат на ужин или же просто сесть на диван – все события со звуками.
В сумме нужно стараться набрать около 30-40 акцентов в день. Например, можно подметить, что, делая громче музыку, – слышно объемнее, есть явный стереоэффект. Нет задачи точно услышать или супер детально. Всякий раз важен сам подход. Обычно звуки, в т.ч. из-за падения – вовсе не замечаются. Даже те звуки, что действительно могут быть слышны – остаются без внимания. И потому, делая буквально на мгновение акцент – происходит ровно обратное. Только важно учесть, что нужно не понять что за звук, не пытаться услышать идеально. А просто уделить чуть внимание тому, что уже слышно. Не пытаться услышать супер тихий звук. Нет! Только то, что уже и так получается. А если и пытаться порой сделать акцент на звук в 20м – то на тот, который наверняка получится услышать.


Отдельно всегда стоит учесть момент про наличие позитива со слухом. Позитива просто толком нет. Вот плохой слух – это плохо. А нормальный – нормально. Как следствие, даже делая слух объективно лучше – просто количество сложностей, проблем уменьшается. Потому, очень внимательно и дозировано нужно относится к возможному негативу. И стараться продумать ситуации так, чтобы негатива было как можно меньше: его просто нечем компенсировать. Скажем, не надо пытаться услышать дождь за окном, если он очевидно не слышен: лучше открыть окно на мгновение и явно услышать нюансы звуков за окном.




Про использование СА. Всё же, нужно учесть, что падение достаточно велико. И потому нужно стараться продолжить носить СА в тех случаях, когда услышать действительно нужно. Не стараться лишь бы снять. Но слушать музыку и прочее – точно стоит строго без них. Будет отлично, если есть возможность менять программу или громкость на более тихую по возможности. И вообще просчитывать ситуации так, чтобы не было явного дискомфорта от слуха. В остальном же, стоит учесть, что СА всегда настраивают с некоторым запасом. Потому, вполне реально добыть +5-10дБ. Но далее нужно будет либо перенастроить СА, либо по возможности попытаться обходиться без них всё чаще. Дело в том, что улучшение будет всегда наступать неравномерно. И не работает так, что вот вообще сделать на 8дБ ниже громкость: в разных частях диапазону будет по-разному. Потому, важно не переживать в плане использования. Но, если есть шанс комфортно быть без СА – лучше им воспользоваться. Также важный момент – не стремиться услышать реальный мир так, как это слышно в СА: реальные звуки так вообще не звучат.


Одна из частых идей состоит в поиске некой логики. Скажем, если с утра слух плохой – значит всё вчера было неправильное для слуха. Увы, так не работает. Если не вдаваться в крайности (что как раз и происходит в повседневной жизни среднего человека), то оказывается, что для изменений нужны недели. Мозг работает электрохимически. И накапливает различные вещества. Потому, дабы действительно узнать полезно ли что-то – это нужно делать хотя бы неделями, методично. Безусловно, если, скажем, внезапно насморк – хуже слышны высокие частоты и вообще неважно. Или большая усталость – и слух закономерно проседает. Но, скажем, если начать слушать методично колонки, но даже начав плавно это делать – результат можно отследить лишь методично используя их – минимум через несколько недель.



Часто есть ощущение, что 5дБ – это очень мало. Но, именно это имеют в виду, когда просят сделать громкость музыки в 2 раза тише/громче. Да, когда падение становится меньше на 5дБ – то это значит, что, скажем, именно около 2000Гц слышны звуки на 5дБ более тихие, чем раньше. И в этом есть сложность. Слышно не будет громче: с каждым улучшением – будет легче слышны более тихие детали во всем диапазоне. Собственно, потому и критически важно делать замеры слуха. Их надо делать в ритме. Слишком часто не стоит. Но, где-то раз в 5-6 дней – оптимально. А динамику смотреть за каждые недели 3. И не пугаться, если через недельку стало похуже. В целом, нужный общий ритм – добывать улучшение около +5дБ за каждые недели 3 работы. И нужно учесть, что обычно слух лишь падает. В среднем около 5дБ в год (на старте нередко быстрее). Потому, хоть исправлять – это и не столь быстро. Но добыть стабильно +20-25дБ за месяца 3 реально. И это будет уже совсем другое состояние слуха. 

Также нужно учесть вопрос опыта. Всегда мало добыть +10дБ. Нужно ещё и привыкнуть слышать лучше. И тут кроется сразу ещё одна проблема. Вот когда-то слух был в норме. А затем – начал падать. Но сзади – был всегда позитивный опыт. А теперь же, всё строго наоборот: слух будет лучше, а крайние 2-3 месяца позади – самого худшего слуха. И потому важно запастись терпением и стараться методично работать хотя бы месяца 2. Окажется, что честные +10дБ – это по ощущениям такой же слух, как и сейчас. Или даже +20дБ – это, примерно, как вот до замера у врача в феврале 2020. Безусловно важно добыть и ощущение классного слуха по субъективным показателям. Но, потому и очень важно стараться сделать процесс максимально объективным, делая замеры: субъективные ощущения будут очень сумбурными первое время.



Частая проблема при падении – примитивность звуков. Скажем, гавкает собака. И это можно понять довольно легко, если слышно до 600Гц. Но, пусть даже окажется, что собачка немного осипла. И вот уже есть детали, а значит необходимость услышать звуки до 3000-4000Гц хотя бы. Вообще, любые детали, много звуков вместе – вынуждают слышать «шире». И потому, важно учитывать, что хочется побыстрее понять. Но цель всегда не интеллектуально узнать звук. А скорее из избытка деталей – нечто порой выделить. Потому, важно стараться заметить много звуков вместе, скажем, на улице, где они явно слышны, даже без СА. Или же отметить явную объемность звука, слушая в машине или дома колонки погромче. Это всё будет вынуждать слышать «шире». Потому, пока главный принцип в плане активной работы – это стараться замечать, что звуки всегда есть. И при случае отмечать не сухой факт, что слышно – а чуточку добавлять личного интереса к нюансам звука/звуков. Пусть даже придется имитировать энтузиазм в плане звуков – уже буквально через пару-тройку недель это станет интересным просто так. Дело в том, что почти все такие задания – это скорее то, что делают здоровые люди со слухом, просто в несколько большем размере.

Всего на слух нужно потратить активной работы до 10-15 минут в день. Больше внимания даже к волнениям – уделять не стоит. Потому, нужно стараться лишний раз не волноваться по поводу. Это не значит игнорировать проблему, просто когда все фоном волнуются про шум, про слышимость, оказывается, что в этот момент реальные звуки игнорируются: легко и час в день волнений, а значит минус час внимания к звукам, минус тот же час работы ушей. Потому – 10-15 минут для активной работы. И послушать скорее фоном, попутно к делам или в кайф музыку или что-то на свой вкус где-то около часа в день. Причем, строго лучше – именно с помощью колонок. Также удобно, если кажется, что звуков как бы нет, – оставить нечто уж совсем едва фоном в плане музыки. Но засчитывать как явную слуховую нагрузку – только ту музыку или даже просмотр новостей, когда есть достаточная громкость, чтобы услышать «широко».

Как один из забавных индикаторов прогресса – станет большая усталость от СА. Дело в том, что они дают большую громкость. И это действительно утомительно, слушать так долго и громко. Но вот проблему вероятной перенастройки – надо будет как-то решать: увы, это не так и легко. А падение довольно неудобное, чтобы через месяц решительно просто резко отказаться от СА.


Пожелаем успехов в исправлении!

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *