Тугоухость 3-4 степени: слышно едва до 2000Гц и шумит. Рекомендации со слухом №78

Ко мне обратились с проблемой со слухом. На самом деле, порой это можно назвать формально «глухотой». С другой стороны, слышно речь и человек живёт без слуховых аппаратов: официальный диагноз гласит о 3-4 степени тугоухости. Да, слуховые возможности не радуют. И, как обычно кажется, что главная беда — это назойливый шум. Посмотрим, что можно сделать в данной ситуации.

Отмечу несколько важных моментов:

  1. Важно учесть, что толком все очень большие падения слуха — это всегда, как минимум, смешанная тугоухость. А значит можно использовать колонки для сокращения костно-воздушного интервала. И нередко легко добыть +10-20дБ прямо со старта;
  2. Нужно понимать, что речевой диапазон — это до 4000Гц. И пока человек не будет без явного падения слышать именно от 125-250Гц до 4000Гц включительно по замеру — с речью будут проблемы. И кроме как исправить, привести к норме — другого пути нет действительно комфортно общаться;
  3. Любое падение — очень плавно настигает. И почти всегда есть ощущение, что вот за 5 лет — слух не очень-то и упал. На практике это означает солидной привычки слышать все «уже», хуже и прочие попутные моменты;
  4. Если какой-то частоты сегодня не слышно — не значит, что там «глухота», ничего нет. Скорее, очень большое падение + привычка не использовать столь высокую частоту;
  5. На самом деле, даже если слышно всего до 1000Гц — это уже позволяет услышать почти половину слышимого диапазона. А также, около 60-70% звуков фортепиано. Да, это не совсем корректно так сравнивать. Но и правда, очень много звуков — есть до 1000Гц. Это не означает, что остальные не нужны. Но и правда — очень многое, пусть и примитивно, но слышно;
  6. Часто кажется, что тугоухость — значит слышно лишь громкое и вблизи. Но типичное падение — это даже спустя годы — вполне неплохая слышимость низких частот. И именно слыша хорошо низкие частоты — слышно далеко. Именно низкие звуки могут легко распространятся в пространстве. И потому, есть яркая ошибка. Подобных ошибки нужно сознательно учитывать. И, если методично обратить внимание на явную слышимость, скажем, машин за 20-50-80-150м — то дело сдвинется;
  7. Нужно учесть, что всякий раз человеку может быть слышно больше, чем реально привычно уделяется внимания звукам. Скажем, пусть может быть слышно до 800Гц в быту в моменте. А реально внимание едва ли будет доходить до 500Гц. И так — каждый раз;
  8. Основной момент исправления — это учесть, что слух должен адаптироваться. А значит, каждый день, в каждой ситуации как-то используется слух, текущие слуховые возможности. Вопрос лишь в том: как именно и можно ли внести небольшие коррективы;
  9. Нередко даже честные +10дБ не кажутся чем-то супер классным. Действительно, хорошо слышно — лишь около нормы. Потому, нередко честные даже +20дБ и на 2000-3000Гц больше охват/слуховой диапазон — всё это кажется «незначительным». И потому так важно сознательно понимать что и как происходит. Подойти к вопросу и объективно. Не использовать идею, что либо все отлично слышно, либо строго не слышно;
  10. Безусловно, шум/тиннитус донимает очень сильно. Но всегда вначале нужно исправить большую часть падения — и как следствие не будет шуметь. Шум — это фактически попытка мозга слышать все звуки одинаково хорошо. Но это не получается в силу текущего падения. И потому, сам факт стремления услышать шум — есть хорошо: гораздо хуже, когда уже и не шумит;
  11. Про бинауральный слух. Хоть и кажется, что слышно вот двумя ушами. Но ощущения объема, ясности и четкости звука — возможно только, если слышно и высокие частоты (от 4000Гц и выше). Да, пока это — несколько далеко от текущей ситуации. Но всегда цель не просто услышать речевой диапазон и быть социально адекватным человеком в плане звуков. А услышать хотя бы до 8-10кГц или даже выше. Тогда слышно качественно иначе.

В наличии есть замер от врача и домашний замер до 20000Гц. Начнём с первого.

Начнём с левого уха (обратите внимание на ошибку на замере: правильно красным отмечать правое ухо — а тут наоборот). Традиционно костная проводимость не проверяется на 125Гц. Но, заметен общий характер графика. И, вероятно, эта точка попала бы в норму: до 20дБ. 250Гц — на 20дБ и далее падение прогрессирует. Фактически правое ухо фиксируется на 65дБ на 750Гц. Далее точек нет в силу того, что оборудование не позволяет подать более громкий звук. Воздушная же проводимость радикально хуже. И мы видим костно-воздушный интервал повышенный. И также заметно, что проверили на 110дБ — 1000Гц, на 120дБ — 2000Гц.

Важно отметить, что традиционно считается, что звук около 90дБ и выше — вредный (такую громкость не в силах выдать обычные наушники и телефон, ноутбук). Но, что поделать?! Вот так и должны проверять слух. И если надеть слуховые аппараты — звук будет ещё громче, о чем многие, к сожалению, не задумываются.

Правое ухо — несколько лучше, как по воздушной, так и по костной проводимости. Но, практическая разница не велика. Хотя действительно внутри кажется, что правое ухо заложено (это ощущение может и поменяться). Причина в большей разнице между костной и воздушной проводимости в целом.  А также в том факте, что правым слышно несколько «шире», заметно больше всего в быту —  и не хватает слышимости более высоких частот, что и ощущается заложенностью. В повседневности часто человек слышит звуки максимум до 50-60дБ громкости. И потому левое явно слышит на 200-300Гц шире, что в такой ситуации означает на 15% большую часть диапазона, что очень много.

Мы не будем рассматривать что и как написал врач-ЛОР. Но интересно то, что в данной ситуации ставят диагноз 3-4 степени тугоухости. Вопрос спорный, какую засчитать. На самом деле и правда, очень хорошая слышимость до 500Гц в общем-то. Но не слышно свыше 750Гц до 90дБ, хотя разборчивость речи есть. Обычно это подразумевает некий талант: всё же, если не слышно до хотя бы до 2000-2500Гц без падения — речь откровенно плохо разбирается. Но и правда бывает так, что речь понятна, пусть и с таким, заметным падением.

Посмотрим, что и как слышно дома.

Можно заметить, что замеры толком совпадают. Важно учесть, что нередко дома проверять комфортнее и костно-воздушный интервал зачастую сужается до нормы. Отсюда и есть разница в таких ситуациях: у врача — как бы худшее состояние слуха получается зафиксировать. Но, мы видим, что максимум, что слышно — правым ухом 1000Гц на 80дБ. Что лучше, чем у врача. Но фактически слышно лишь до 1000Гц. (нужно учесть, что на данном замере 100дБ — это значит вообще ничего не слышно).

Да, мы видим ряд точек правым ухом, что вот якобы слышно и 2000Гц, и даже 12000Гц. Но, такая ситуация скорее характерна как некая ошибка. Хотя, на самом деле, и правда есть всегда шанс, что на самом деле, там и правда есть точки. И просто давно нет нагрузки. Но с практической точки зрения это всё не имеет смысла. Дело в том, что цель — иметь вначале возможность до 1500Гц услышать до 90дБ, затем до 2000Гц и так далее. Тем более, что часто есть чисто технические нюансы проверки: возможны небольшие щелчки, что воспринимаются звуком.

Важно учесть, что дома проверяется именно воздушная проводимость. И, как мы видим, замер получился очень похожим на замер, полученный у врача. А значит, в будущем можно легко и довольно точно отследить все перемены со слухом вначале дома — а затем подтвердить и у врача.

Итак, какие проблемы есть:

  1. Повышенный костно-воздушный интервал явный;
  2. Очень «узкий» диапазон слышимый, большое падение уже свыше 500-600Гц;
  3. Мешает шум (хотя, это скорее хорошо, что он есть)%
  4. Привычка слышать «узко» и все же при этом разбирать речь, вообще слышать примитивно. Её важно учесть.

Что же делать?

В данной ситуации, важно начать с понимания вообще что означает слуховой диапазон. Проще всего это сделать с помощи музыки. Вот есть фортепиано и там есть примерно 8 повторяющихся комплектов клавиш, октав. Самая известная нота/клавиша «ля» по центру, 440Гц. И, есть такая же нота «ля» на октаву ниже, 220Гц. Скажем, что типично зовется разницей между мужским голосом и женским (петь выше и ниже) — в 2 раза по частоте.

Таким образом легко посчитать, что ещё на октаву вниз 110Гц и 55Гц — ноты «ля». А вот вверх — 880Гц, затем уже близко к 2кГц, 4кГц, 8Гц, 16кГц. И потому не стоит бояться того, что слышно сейчас, скажем, слушая музыку — всего до 1000Гц: это уже есть середина диапазон. Это не значит, что все остальное, свыше 1000Гц или свыше 3000Гц — не важно. Надо слышать всё целиком обязательно. Но в этом нет ужасной трагедии. Вопрос в том, что кажется, что середина — это 8000-10000Гц, но это не так: по факту около 1500Гц.

С другой стороны, важно понимать, что пока нет охвата хотя бы в 70-80% диапазона — то звуки звучат очень примитивно. Скажем, если всё же нажать ту клавишу в 440Гц или даже в 220Гц — то звуков будет много до 3000-4000Гц, а то и выше. Если все же записать этот звук — то можно заметить массу деталей во всем диапазоне. На самом деле, так звучат все звуки. Даже грюк дверью или шум воды во время мытья рук — это всегда масса звуков во всем диапазоне, т.н. обертонов. Потому, даже если гавкает собака — это можно распознать по звуку до 500Гц, но там не хватает ряда деталей.

Потому, очень важно делать слуховые акценты, что является основным моментом для работы над слухом. Смысл заключается в том, чтобы имитировать здоровый слух. А значит имитировать интерес к звукам и деталям. Пусть слышно неважно, но всегда есть возможность задействовать слух чуть больше привычного. Скажем, в любом действии есть звуки. Пусть даже что-то делать на кухне — нередко это очень громко. Или даже сушить волосы феном, шум машин на улице. Даже с таким падением — есть масса звуков.
Цель состоит в том, чтобы сделать 30-40 акцентов, буквально на мгновение обратив внимание на те звуки, что уже есть. Причем, надо учесть, что цель не узнать или понять что звучит — а скорее заметить несколько звуков, вообще, что звуки есть попутно, звуковые детали. И сделать это всякий раз буквально за 1-2 секунды, попытаться. Причем, услышать не что-то «невозможное», а то, что слышно вероятнее всего легко.

Важно понимать разницу. Вот есть просто обычное использование слуха, когда есть цель услышать хотя бы нужное. А так, в сумме минуты 2-3-5 в день нужно уделить внимание тому, что и как слышно. Не в плане оценки — а вот просто обратить внимание на те звуки, что уже есть и слышны. Искусственно добавить интереса к тому, что уже и так слышно. Чуточку больше внимания в ритме.

Также очень важный момент — это слуховая нагрузка. В данном случае — крайне выгодно слушать именно колонки. Вкратце смысл колонок состоит в том, что они одновременно дают нагрузку и по воздушной, и по костной проводимости. Таким образом, просто слушая колонки, пусть даже смотря новости или какой сериал, музыку фоном — можно заполучить улучшение. Вначале улучшается воздушная проводимость. Но затем, очень вероятно, что не просто воздушная сравняется с костной, но и костная — уйдет ещё выше.

Интересный момент состоит в том, что вероятно по костной проводимости — 2000Гц может быть слышно всего на уровне 75дБ. И, слушая колонки, будет слышно — до 2000-3000Гц сразу же, что крайне выгодно. Причем всегда цель — просто фоном послушать, заодно: специальное внимательное, правильное прослушивания — наоборот лишнее.

Безусловно, можно легко чередовать нагрузку и с наушниками. Просто колонки — выгоднее. Обязательно это должно быть нечто массивное, весом хотя бы в 15кг на пару колонок, т.к. костная проводимость — это есть вибрация. И должна быть достаточная мощность, чтобы комфортно, удобно и приятно было их послушать. Слишком большая громкость не нужна: просто порой несколько громче работы пылесоса. И правда, где-то честные 80дБ — этого хватит для наступления улучшений. Причем, очень важен ритм. Чем дольше (месяц-два-три) и чаще получится слушать — тем стабильнее будет результат. Мало того, именно такая ситуация выгодна тем, что только используя колонки — можно и правда заполучить прогресс.

Касательно самого прогресса, изменений. Очень важно в ритме делать замеры. На практике, если окажется, что уже до 1500Гц будет слышно или даже до 2000Гц через недели 3-4 — вероятнее всего, это вообще не будет заметно в быту. Или как бы казаться «психологией». Очень часто кажется, что просто настроение хорошее — оттого и шум меньше: на самом деле, это просто честно добытые +10дБ в каком-то месте. Потому, очень важно понимать, что даже +5дБ — это очень хороший сдвиг. Затем будет ещё где-то +5дБ, где-то наконец-то слышно «шире», больше.

С практической точки зрения — вначале надо добиться того, чтобы все точки хотя бы до 2000-3000Гц были до 50дБ. Да, это кажется очень далеким днем. Действительно, чтобы добыть такой прогресс нужно хотя бы месяца 3, а то и больше. Но нужно учитывать, что всякий раз нет задачи услышать или сделать нечто невероятное: всегда и музыку послушать, и сделать акценты — скорее заодно к привычным делам.

Отдельный момент — это ощущение разницы. Очень важно не оценить слух — а заметить разницу. Пусть даже по замерам явно слышно лучше: а в чем разница? Именно ощущение того, что слух подвижен — крайне важный момент. Можно даже поставить эксперимент: сделать 3-4 замера слуха за пару дней дома или даже сходив в разные места проверки у врача. Окажется, что слух довольно подвижный. Ложно думать, что 5дБ — это небольшая разница. Любой человек слышит разницу в громкости в 2дБ. А в быту, разница в 5дБ — называется: «сделай в 2 раза тише/громче». Безусловно, разница в 5дБ, скажем, на частоте в 750Гц — это не есть громче или тише. Но стараться увести внимание просто к разнице, особенно если она позитивна — крайне необходимо.

Несколько моментов про цель и позитив. Нужно понимать, что цель работы — это не отличаться от здорового человека в плане слуховых возможностей. И это означает, что когда слух нормальный — то это просто нормально. Нет ощущения чуда или мега позитива. А вот когда всё плохо — строго негатив, постоянно. В любой болезни — есть масса плохого, негативного. Потому, надо всякий раз подчеркивать улучшения, делать акценты на то, что явно получиться. А не, как это часто бывает, замечать только ухудшение и плохое. Не предлагаю не замечать плохого. Просто негатив — нечем компенсировать. И потому выгодно подчеркивать позитивные перемены.

Бывает также немало домыслов по поводу слуха. Скажем, что именно шум мешает слышать. Таким образом всегда внимание убегает от слышимости звуков — к мыслям по поводу шума. Но, звуки, звуковая часть реальности всегда есть. И нельзя быть отдельно от звуков. Потому, я всегда рекомендую — вначале добыть +20-25дБ, слышать «шире» на 1000-3000Гц — а потом подумать. Или добыть ещё +10дБ и ещё +3000Гц — и лишь затем подумать

Аналогично есть ошибка про то, что кажется, что нужно всё слышать громче. Вопрос громкости подразумевает, что слышно «шире». Если слушать на громкости в 60дБ — то слышно лишь до где-то 500Гц максимум. А вот на громкости в 70дБ — уже где-то до 800Гц есть шансы. Потому, всегда скорее вопрос не громкости — а охвата слухового диапазона.

Также часто кажется, что далеко не слышно. И это — ошибочно. Есть закон распространения звуков в пространстве. И он гласит, что чем выше частота — тем хуже она распространяется. Т.е. с расстояния в 100м — слышно зачастую строго до 1000Гц. Отсюда становится ясно, что порой можно услышать звук и за 1км. Скажем, летит самолет или вертолёт, громкие машины — всё это с таким падением — отлично слышно с очень большого расстояния. И крайне выгодно стараться подметить подобные звуки. На самом деле, всё совсем не так, как кажется: плохая слышимость средних и высоких частот — не даёт хорошо услышать именно близкие звуки, а далекие слышно также, как и здоровым людям.

В силу того, что падение очень велико, есть смысл стараться послушать музыку в сумме где-то часа-полтора в день. Причем, большую часть прослушивания — всё же с помощью колонок. Но, нет цели сделать как можно больше или как можно громче. Даже в наушниках — выбрать не максимальную громкость, а чуть меньше. И лишь минут 5-10 в день действительно слушать гораздо громче. И, очень важно, слушать просто ту музыку, что нравится или лично интересна, а не нечто «для слуха».

Пока очевидно есть ощущение, что уши разные. Но с практической точки зрения — они довольно похожи. А значит, проще начать исправлять оба уха. А уж если действительно какое-то будет явно отставать, тогда принять меры. Самое простое, что можно сделать: послушать 10-15 минут одним наушником худшим ухом музыку для получения баланса нагрузки. Но, повторюсь, пока это не требуется. Но такой метод — очень действенен, если есть хотя бы времени около месяца на перемены.

Касательно шума/тиннитуса. Традиционно в такой ситуации предлагаю несколько отложить эту проблему чуть в сторону. И вначале добыть явное улучшение именно слышимости. Не игнорировать шум — а просто сместить внимание на слышимость реальных звуков. И, как вполне работоспособный вариант, именно прослушивание фоном музыки — может стабильно сделать ситуацию с шумом несколько комфортнее. Но, в любом случае, вначале надо увидеть, что слышно до 80-90дБ хотя бы до 4000-6000Гц — а потом думать про шум. Впрочем, лучше и в том случае добыть ещё +20дБ — а лишь потом подумать о шуме.

Для исправления слуха очень важен ритм. Даже если просто фоном что-то послушать, сделать некий минимум акцентов и раз в 5-6 дней сделать замер дома (используя всякий раз одни и те же наушники, телефон/ноутбук) — то уже через 3-4 недели можно заметить сдвиг. В целом, данных заданий хватит, чтобы услышать до 4000Гц с падением менее 90дБ. Как мы убедились, замеры дома и у врача — совпадают. Потому, прогресс будет реальным. И его всегда можно перепроверить очень просто: с помощью генератора попробовать услышать 3000-4000Гц, ведь сегодня это точно дома не слышно. Но, самое главное — это методично действовать, сознательно понимая то, что происходит.

Да, падение довольно велико. Но за 3-4 месяца вполне реально услышать до 8000Гц, пусть и с большим падением: это будет радикально другая ситуация. И нужно всегда учитывать, что действительно легко слышно, если хотя бы все точки до 3000-4000Гц будут до 30-35дБ максимум. И это означает, что добыв честно +30дБ — может казаться, что всё толком по-старому. Хотя, на самом деле, это будет просто чудовищно позитивное улучшение.

Пожелаем успехов в исправлении!

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *